Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie_rab_progr.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» (авторы: Л. Ф. Климанова,  В. Г. Горецкий,  М. В. Голованова) методического комплекта «Школа России» (Концепция и программы для начальных классов М.: Просвещение, 2010г.), в  соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     

                             

                     Авторская программа «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов. Рабочая программа рассчитана на 136 часов.   Уроки внеклассного чтения проводятся два раза в неделю по 20 минут.

Цели обучения:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым           умением в системе образования младших школьников; формирование читательского           кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на  

     прочитанное,

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,    
  • развивать творческое мышление,
  • развивать поэтический слух,
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к  

     литературному творчеству, творчеству писателей,

  • обогащать чувственный опыт ребёнка,
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые

     умения.

Актуализация обучения младших школьников:

  • Углублять читательский опыт детей.
  • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1.   Развитие навыков чтения:

  •  развитие навыка осознанного и правильного чтения,
  •  выработка плавного чтения целыми словами,
  •  проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
  •  проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
  •  развитие темпового чтения.

2.  Развитие выразительности чтения и речи:

  •  чтение вслух и чтение про себя,
  •  развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять  
  •  правильную артикуляцию гласных и согласных,
  •  произносить скороговорки и чистоговорки,
  •  обучение орфоэпическому чтению,
  •  обучение чтению по ролям.

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения:

    Уметь:

  • Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе –

не менее 50 слов/мин

  • Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы
  • Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.

             4. Выработка умений работать с текстом:

                Уметь:

  • Подробно и выборочно пересказывать прочитанное  с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,
  • Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,
  • Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,
  • Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,
  • Различать тексты.

Обогащение опыта творческой деятельности:

1. Обогащение опыта эстетического восприятия:

  • формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного
  • мира,
  • развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой,  
  • людьми, замечать красивое в окружающем мире,
  • формировать умение передавать впечатления от общения  с природой в устной речи.

2.    Развитие умения выразить свои впечатления:

  •  проводить игры со словами,
  •  коллективно сочинять различные истории,
  •  составлять рассказы на свободные темы.

3. Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:

  •  рисование красками,
  •  словесными описаниями,
  •  рассказ по собственному рисунку,
  •  придумывание своей концовки.

4.  Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:

  •  приобщать к миру поэзии,
  •  развивать поэтический вкус.

5.  Активизация способности полноценно воспринимать художественное  произведение:

Знать:

  • средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
  • жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
  • знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

 Ведущие формы работы на уроках:  фронтальная, индивидуальная, групповая и парная, устная дискуссия. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся и усвоения   изучаемого материала, использую следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемное изложение ;
  • частично-поисковые;
  • исследовательские.

Формы контроля:

      Предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются различные педагогические технологии:  ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Применяются разнообразные средства обучения: демонстрационный материал, разноуровневые карточки, тесты, справочники, таблицы.

№ урока

Вид работы

По теме

1 – 2 неделя

Проверка техники чтения

Текст № 1 Японская сказка «Две лягушки»

5

Тест  № 1

Устное народное творчество

22

П. р.  № 1

Люблю природу русскую! Осень

ноябрь

Проверка техники чтения

Текст № 2 Г. Снегирёв «Идёшь по  лесу …»

37

К. р.  № 1

Повторение пройденного

46

К. р.  № 2

О братьях наших меньших

54

Тест  № 2

Из детских журналов

64

К. р. № 3

Повторение пройденного за 1 полугодие

декабрь

Проверка техники чтения

Текст № 3 В. Архангельский «Счастливый малыш»

83

К. р.  № 4

Писатели - детям

94

П. р.  № 2

Я и мои друзья

март

Проверка техники чтения

Текст № 4 А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

105

П. р.  № 3

Люблю природу русскую! Весна

116

П. р.  № 4

И в шутку, и всерьез

130

К. р.  № 5

Повторение пройденного за 2 полугодие

апрель

Проверка техники чтения

Текст № 5 Ем. Буков «Яблоко» (рассказ мальчика)

 

Содержание тем учебного курса.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Читателю. Р. Сеф

Устное народное творчество (14ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (7 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (15ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (9ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (8ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима аукает...», «Береза».

Писатели детям (19ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (11 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (11 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (11 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (14 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

1

2

Устное народное творчество

14

3

Люблю природу русскую. Осень

7

4

Русские писатели

15

5

О братьях наших меньших

9

6

Из детских журналов

8

7

Люблю природу русскую. Зима

10

8

Писатели – детям

19

9

Я и мои друзья

11

10

Люблю природу русскую. Весна

11

11

И в шутку и всерьез

11

12

Литература зарубежных стран

14

13

Резервные уроки

6

Итого

136

ТРЕБОВАНИЯ К РОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 2 КЛАСС.

В результате изучения литературного чтения учащийся должен

       

    знать/понимать

•  названия, основное содержание изученных  литературных произведений,  

    их авторов;

    уметь

•  читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета          

    скорости);   определять тему и главную мысль произведения;

•  пересказывать текст;

•  делить текст на смысловые части, составлять его простой  план;

•  составлять небольшое монологическое высказывание с опорой  на авторский текст,          

   оценивать события, героев произведения;

•  читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

•  создавать небольшой устный текст на заданную тему;

•  приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

•  различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать          

   сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация,          

   аннотация);

         

   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и     повседневной жизни  для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении      (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по  ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).    

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Для учителя:

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2007, 223 с.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2007, 223 с.

Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007, 288 с.

Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с.

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2005

  1. Для учеников:

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1. М.: «Просвещение», 2007, 223 с.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 2. М.: «Просвещение», 2007, 223 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...