Проект урока литературного чтения в 3 классе "Сказка о часах" Л.Петрушевской
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

козлова софья рональдовна

Тема: "Понимание авторского замысла и идей,характеристика персонажей в сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах". Основной задачей урока является раскрытие авторского замысла на примере главных героев произведения, о том, что пока родные люди будут заботиться  друг одруге, помогать друг другу, то жизнь будет прдолжаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  урока литературного

чтения  в  3  классе

УМК  «Гармония»

 

 

                 Выполнила:

         учитель начальных классов

             МОУ  СШ №33

                Козлова  С.Р.

1.  Жанр:   авторская сказка.

2.  Художественная задача текста: 

      На примере главных персонажей раскрыть замысел сказки о том, что пока родные люди  будут заботиться друг о друге, помогать друг другу, то жизнь будет продолжаться.

     

3.  Тема урока:

       Понимание авторского замысла и идей, характеристика персонажей в сказке

       Л.Петрушевской «Сказка о часах».

4.  Цели урока:

       1)  Определение главной мысли произведения на примере взаимоотношений персонажей сказки.

       2)   Определение смысла жизни матери.

5.  Тип урока:  Комбинированный

6.  Этап антиципации:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, сегодня на урок вы принесли  

    книги о семье. Давайте организуем  

   выставку книг.

- Как их можно разделить на подтемы?

- Как  можно ещё поделить в зависимости от литературного жанра?

- Расскажите о произведениях, которые вам больше всего понравились.

- Как относятся родные, близкие люди  к  

  детям в  этих произведениях?

- Всегда ли дети отвечают тем же?

Почему?

- Что можно сделать, чтобы жизнь родных стала более приятной?

-  Познакомьтесь с названием следующего произведения.

-  Что вы можете определить по названию произведения, которое будете читать?  

-  Эта сказка написана нашей современницей  Людмилой Стефановной Петрушевской.

(Рассказ учителя о биографии автора)

-  Что автора привлекает в мире больше

всего?

-  Как автор говорит о детях?

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию с. 116. О ком будет речь в сказке?

-  О каком времени автор повествует

     в  сказке: о современном, прошлом

     или  будущем?

-  Как догадались?

-  Что у девочки на руке?

-  Как она относиться к часам?

-  Как вы думаете,  важную роль будут играть часы?  Почему?

-  А какие они волшебные или обычные?

-  Когда вы называете слово часы, какие ещё  слова вам вспоминаются? Посмотрите на доску и выберите  подходящие:  время, день, любовь, ночь, минута, оценка, жизнь пошли, остановились, опоздал, нашел, заводит.

-  А как связаны между собой слова:

   часы, жизнь, время?

-  Давайте вспомним название раздела, к

которому относится данная сказка.  

-  Как вы думаете, о чём и о ком  будет

идти речь в сказке Л. Петрушевской?

-Ребята, мы с вами попытались спрогнозировать  содержание текста сказки.

7.  Вид первичного чтения:

    Комбинированное чтение по  смысловым отрывкам учителем и хорошо  читающими  детьми.

    - А теперь мы будем  читать сказку и

наблюдать за взаимоотношениями

персонажей и стараться определить главную мысль сказки.

( По ходу чтения уточняются значения

     некоторых выражений. )

8.  Физминутка.

9.  Обобщающая беседа

    -  Какие моменты произведения

       подтверждают, что это сказка?

-  Подтвердился наш  прогноз, о чём эта сказка?

- Какие чувства и мысли вызвала у вас

сказка?

- Какой  вы  себе представляете   главную героиню сказки?

    - Изменилось ли её поведение в конце сказки?

- Какие поступки она совершает и почему?

 

- Какой  вы себе представляете  маму?

    - Почему мама прятала часы, запрещала их заводить?

    - Как вела себя девочка, когда увидела часы у матери на руке?

- Как это её характеризует?

- Почему мама девочки решила всё-таки завести часы?

    - Что за старушка постоянно появлялась возле девочки?

    - Какой секрет узнала девочка  у старушки?

- Какое желание загадала девочка старушке?

    - Какое желание загадали бы вы, если бы оказались на месте девочки?

- О чём говорит поступок дочери в тот момент, когда её мать умирала?

- Какой фразой заканчивается сказка?

    - Что имела в виду старушка?

- Прочитайте слова, выражающие главные мысли сказки.

-  Выразите своими словами  главную

       мысль сказки?

- Чему учит сказка?

10.  Домашнее задание.

      1)  Чтение по ролям эпизода

             о  «секрете»  часов.

      2)  Дать характеристику  всем

            персонажам сказки.  

- О мамах, о бабушках, о папах,

 о дедушках, о других родственниках.

 

- Повести,  рассказы, сказки

стихи,  и т.д.

- Дети рассказывают.

- С любовью, заботой, добротой,

терпимостью и т. д.

- Не всегда.

- Понимать намерения,  ценить их,

не  капризничать  и т. д.

-Можно определить, что это авторская сказка.

-Дети.

- Дети - это то, ради чего стоит  жить.

- О девочке.

-  О современном.

-  Современные здания, одежда.

-  Часы.

-  Она любуется ими, дорожит,

гордиться ими.

-  Важную, потому что она ими гордиться.

- Дети высказывают своё  мнение.

- Часы  идут и время идет, идет

жизнь и т.д.

- « Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

-  О жизни девочки, о взаимоотношениях с  родителями, о часах.

Дети читают.

Дети отвечают.

-Да.

Дети отвечают.

- Капризной, неблагодарной, и т.д.

- Изменилось. Она стала понимать

свою мать.

Ответы детей.

- Ласковой, заботливой, беспокойной, трудолюбивой и т. д.

- Хотела сохранить жизнь дочери.

- Капризничала, грубила, раздражалась, злилась на мать.

- Эгоистка, невоспитанная, и т.д.

- Девочка   не понимала опасности, мать хотела уберечь  её, она боялась, что дочь

опередит её.

- Образ времени, жизни.

- О часах.

- Дети отвечают (по тексту)

- Дети говорят о своих желаниях.

- Дочь поняла, что надо заботиться о матери.

Дети отвечают по тексту.

- Если родные люди будут  

заботиться друг о друге, то

жизнь будет продолжаться.

-Дети зачитывают.

Высказывают свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Проект урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока:  С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...

Проект урока литературного чтения

                                           Проект урока литературного чт...

Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ и Интернет - ресурсов. Школа России.

Проект- конспект урока  для защиты на курсах повышения квалификации по ФГОС  и для работы в школе....

Проект урока литературного чтения 2 класс

Составлен в соответствии с ФГОС...

Проект урока литературного чтения по теме: В.Бианки:Музыкант

Проект урока литературного чтения : В.Бианки: "Музыкант ", разработан в виде технологической карты по УМК "Школа России" 2 класс...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....