Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Дёмина Ольга Владимировна

Данный урок открывает курс литературного чтения в 4 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой. Очень важно настроить детей после длительных каникул на серьёзную работу, поэтому урок строится на постоянном сравнении с уроками литературного чтения в прошлом году. В разработке урока предложены разные формы работы со стихотворением С.Я. Маршака и картиной М. Шагала "Часы с синим крылом". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_lit._chten._4_klass.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,

           барабан  времени»    С.  Маршак «И  поступь,  и голос у времени

            тише...»,   картина  М.   Шагала  «Часы с синим  крылом».

Цель урока: настроить детей на диалог со временем.

Задачи:

- развивать  воображение, операции анализа, сравнения, сопоставления,

обобщения;

-  учиться соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом;

- воспитывать чувство  уважения к мнению других, умения работать в паре, группе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

– ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве.


Ход урока.

I. Эмоциональный настрой.

(дети вспоминают любое стихотворение на начало урока)

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня после долгих каникул у нас первый урок литературного чтения. Как вы думаете с чего  нужно начать наш урок? (со знакомства с учебником) Положите перед собой учебники, рассмотрите обложку. Что на ней изображено? Как вы думаете, какое отношение оформление обложки имеет к нашим урокам литературного чтения? Может вы кого - то узнали? Открываем первый форзац. Что вы на нём видите? Какой одной темой, можно их объединить? Зачем пишут книги? Для чего ведут дневники? С какой целью люди фотографируются? Зачем хранят детские игрушки, если ребёнок уже давно вырос? (вернуть прошлое, сохранить в памяти прошлое…) Переходим дальше, на следующую страничку. Что - то новое по сравнению с прошлым годом вы увидели? (изменился знак важная информация, вместо блюдца с яблочком стоит восклицательный знак)

Какими словами открывается наш учебник? Кто их автор? Что особенного заметили?  (тематика изображений на форзаце учебника связаны со словами А.С. Пушкина) Как вы понимаете смысл слов А. С. Пушкина? Лирика А. С. Пушкина всеобъемлюща и универсальна. Она затрагивает все стороны человеческой жизни, дает ответы на множество вопросов, отражает ценные наблюдения поэта. Одной из самых обширных тем в лирике Пушкина является, безусловно, философская тематика. Размышления и наблюдения о жизни, о законах Вселенной всегда тревожили ум поэта. Одним из ранних философских стихотворений, посвященных вопросам человеческого существования, является стихотворение «Телега жизни» (1823). Это произведение имеет интересную форму. Поэт уподобляет жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение имеет иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека.

Предположите, куда нас приглашает поэт? Для уточнения прочитаем обращение к нам, читателям. ( Чтение обращения к читателю) Что же нас ждёт впереди?

Как называется 1 глава? Что в литературе можно назвать  волшебной стариной?  (сказки, былины, легенды, мифы…)  Образы, каких героев, вы узнали?  Итак, мы начинаем открывать новые тайны литературы, а для этого настроимся на диалог со временем. Кто нас приглашает к этому диалогу?

Как вы думаете, как  может называться,  тема нашего первого урока? («Диалог со временем»,  «Волшебная старина» и т.д.) Вы были близки к цели, и каждый из вас по – своему был прав. Тема урока называется «Крутим, барабан времени».  Какую цель перед собой поставим? (познакомиться с новыми понятиями или вещами старины, прошлого)

 Какие задачи  для этого  нужно  решить?  (вспомнить художественные приёмы, способы работы со словарём)

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише…»

Итак, на диалог со временем нас приглашает Самуил Яковлевич Маршак. Какие произведения Маршака, мы изучали в прошлом году? («Воробьи по проводам», «Ландыш»)

Ведут беседу  двое: я и книга.

 И целый мир неведомый кругом...

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише…» (Чтение стихотворения учителем.)

Какие образы стихотворения вам понравились? О чём поэт размышляет вместе с читателем? Какие  изобразительно-выразительные средства языка использовал поэт, для того, чтобы нам лучше представилось происходящее?

Чтобы выполнить это задание, вспомним, какие выразительные средства языка мы уже знаем? (эпитет, олицетворения, сравнения, контраст)

Что такое эпитет?

Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

 Примеры эпитетов: бархатная кожа, хрустальный звон.

Поработайте в паре и найдите эпитеты.

 Эпитеты: лукавое время, круглые сутки, путем неуклонным. 

Что такое олицетворение?

Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

Примеры олицетворения:

Что, дремучий лес,

Призадумался, 
Грустью
 тёмною 
Затуманился?

 Олицетворения: время играет, стрелка бежит, колесики работают.

Что подразумевает сравнение?

Сравнение — один из выразительных приёмов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевлённые предметы, как правило, сравниваются с одушевлёнными, а отвлечённое  либо духовное с материальным.

Пример сравнения:

то жизнь моя пропела – провыла –

Прогудела - как осенний прибой –

И проплакала сама над собой.

(М.Цветаева)

 Сравнения: шуршат и работают тайно, как мыши, колесики наших часов; секундная стрелка сравнивается с поездом, который несется в просторах ночи.

А ещё поэт использует приём аллитерации.

 Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.

Аллитерация – прием повтора определенных согласных. В первой строфе повторяются звуки (с), (в), (т), (ш ).

(все выразительные  средства  языка дети ищут, работая в паре)

 Физкультминутка про часы

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед, поднимают руки над головой в виде крыши)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

2.Картинная галерея. Знакомство с репродукцией картины Марка Шагала «Часы с синим крылом».

Продолжаем путешествовать дальше. В какой раздел учебника приглашает нас автор учебника? Найдите в «Картинной галерее» репродукцию картины Марка Шагала «Часы с синим крылом». Что объединяет Шагала и Маршака? Поработайте в группе и подумайте, какой смысл несёт в себе данная картина? (работа в группе)

(группы представляют свои решения, затем учитель обобщает)

Все-таки удивительный художник был Марк Шагал и одна из его самых удивительных, если не сказать странных, картин - "Часы с синим крылом". На картине, на фоне домов, изображены часы. На них застыло время - 10.10. Над часами виднеется птица, напоминающая петуха. Под циферблатом на часах изображена целующаяся пара. А сбоку у часов прикреплен самый странный предмет - синее крыло. Что же хотел сказать художник этой картиной? Возможно,  продемонстрировать, что счастливые часов не наблюдают? А, возможно, что время летит очень быстро, и так же быстро пролетает и наше счастье, и наша жизнь? А, возможно, он хотел показать, что синяя птица счастье - в наших руках, просто надо спешить и не останавливаться, пока идут часы нашей жизни.

А может часы – это прошлое и будущее. Время незаметно; эти часы необычные, воздушные, у них особое крыло; это чудесные часы любви, здесь же влюбленные; влюбленные часов не наблюдают; время летит, как птица. Петух будит людей, чтобы они не пропустили чуда; необычно, что на снегу цветы, это как волшебство; у часов синее крыло, потому что это цвет неба, божественный цвет; у этих часов скоро появится второе крыло – крыло любви, нужно любить и радоваться, и верить в чудо.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Что повторили на уроке?

Что нового узнали?

Что  на уроке для Вас было самым ценным, важным?

V.  Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «И поступь, и голос у времени тише…»

2.Найти стихи о времени других поэтов.

3.Найти картины на тему времени, часов.

4.Нарисовать свою картину на тему «Диалог со временем», «Машина времени», «Крутим, барабан времени»

5.Начинаем копить материал для проекта к 1 главе. В тетради по литературному чтению наклей портрет С.Я. Маршака и найди его биографию.

(одно задание на выбор)

Физкультминутка про часы

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.

Целевые установки урока: дать первоначальное пред­ставление об условных обозначениях звуков речи; осу­ществлять знаково-символические действия при моде­лировании звуков, распознавать условные обозначе...

ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ Условные обозначения. Иллюсрации. Обложка, форзацы, страницы (форзац, с. 4–5).

Цели: познакомить с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная  связь с прошлым учебным годом.  Презентация служит напоминанием того, что д...

Конспект урока на тему: Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс...