Знакомство с учебником по литературному чте¬нию. Система условных обозначений. Содержа¬ние учебника. Словарь.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сафарян Олеся Игоревна

Развитие критического мышления на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rkm.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Цель урока:

знакомство учащихся с содержанием учебника по литературному чтению, с системой условных обозначений.

Задачи урока:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с содержанием учебника по литературному чтению;

2. научить ориентироваться в условных обозначениях учебника;

3. ориентировать на самостоятельное использование раздела «Словарь»

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух, память, речь, внимание, наблюдательность, умение анализировать;

2. Развивать познавательную активность и обогащать словарный запас;

3. Развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные:

1. Воспитывать коммуникативные качества учащихся;

2. Воспитывать бережное отношение к учебной книге;

3. Воспитывать интерес и желание учиться;

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение ориентироваться в разделах учебника; умение пользоваться словарём; умение толковать условные обозначения и соотносить с заданиями в учебнике; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формирование умения определять общие правила поведения;
формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Элементы современных образовательных технологий:

- развитие критического мышления (задания, направленные на развитие интеллектуальных, творческих способностей);

- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

- личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).

Методы: игровой метод, метод беседы

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России»

Оборудование: индивидуальный дидактический материал; предметные рисунки; набор букв и слогов; дидактический материал для групповой работы; компьютер, звуковые колонки, мультимедийный проектор; презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

II. Актуализация знаний.

Групповая работа.

-- Перед вами на столах лежат конверты с заданием. Откройте конверты и выложите содержимое на парты. Соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. (Работа в парах)

 

С книгой жить… …выручит в беде.

Книга – … … век не тужить.

Книга поможет в труде… … лучший друг.

III. Самоопределение к деятельности.

Составление таблицы ЗХУ.

Ученик читает наизусть стихотворение.

Я с этой книжкой в первый раз,

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

– О какой книжке идет речь?  (Об азбуке.)

- Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.

– Прочитайте название учебника.

– Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)

– На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.)

- Что мы знаем об учебнике?

(Записываю соответствующие ответы учащихся в столбик под названием «Знаю»)

- Что бы вам хотелось еще узнать о новом учебнике, по которому нам предстоит учиться?

(Записываю интересующие учащихся вопросы в столбик под названием «Хочу узнать»)

- А чуть позже мы с вами запишем в третий столбик то, что вы узнали нового и интересного об учебнике «Литературное чтение».

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с авторами учебника.

- Ребята, откройте с. 2 части 1 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Здесь под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их.

- Видите, как много людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.

- А может быть, с кем-то из авторов мы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)

- Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много учёных, людей, которые всю свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой титанический труд и, конечно, бережно относиться к учебникам.

2. Работа над условными обозначениями.

- Вслед за фамилиями авторов вы найдёте надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.)

- Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (Второй, третий и четвёртый значки рассматриваются так же.)

- Откройте часть 2 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Посмотрите, изменились ли значки? (Нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.)

- А теперь найдите на страницах учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.

3. Работа над структурой учебника.

- Ребята, сейчас перед нами стоит трудная задача — понять, как устроен учебник, какие в нём есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на с. 3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название — раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (Дети высказывают предположение.)

- Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят.

- Откройте часть 1 учебника на с. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника. На каких страницах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдёт речь в каждом разделе?

- А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и  страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что ещё, кроме названия раздела, есть на этих страницах?

- Правильно, ребята, здесь ещё есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т. е. цели, которые указывают, что мы узнаем при чтении произведений по данной теме и чему научимся. Это очень важно, потому как если человек не знает, что он будет делать, не ставит перед собой задачу добиться определённого результата, то ему трудно достигать каких-либо успехов в учёбе, в профессии и в жизни. Поэтому авторы нам помогли и сформулировали то, что мы должны освоить, в разделе «Жили-были буквы» и в других разделах. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях учебника. Везде ли заданы цели их изучения? (Дети листают учебники.)

- Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (В содержании.)

- Откройте с. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника мы ещё не рассмотрели? («Словарь».)

- Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться?

V. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз – вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать

И немного повращать – это пять.

А на шесть – в ладоши хлопнуть,

А на семь – ногою топнуть,

А на восемь – потянуться,

И на девять улыбнуться.

Что ж, заряд хороший есть,

Можно нам теперь и сесть.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с таблицей ЗХУ

- Вернёмся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. Прочитайте название третьего столбика. («Узнал»)

- Что вы узнали об учебнике «Литературное чтение»?

(Записываю соответствующие ответы детей в третий столбик)

2. Творческое задание.

- Представьте себе, что на планете Земля нет ни одной книги и никогда не было. Выскажите своё мнение о том, как жили бы люди, никогда не видевшие и не читавшие книг. Начните свою речь со слов «Я считаю, что…» или «Я думаю, что…».

Дети высказывают свои предположения.

3. Работа в парах.

- Задайте своему соседу по парте вопрос, какую бы книгу он(она) взяли бы с собой в долгое путешествие на корабле или в полёт в космос. Объясните свой выбор.

VII. Рефлексия.

- Почему книги, которыми мы пользуемся на уроке, называются учебники? (По ним мы учимся, узнаём новое.)

- Посмотрите на таблицу, написанную нами на доске. Расскажите о новом учебнике, его строении.

- Какие советы вы могли бы дать детям, которые будут учиться по этим учебникам после вас. Как нужно обращаться с учебником?

- Я предлагаю вам побыть в роли поэтов и вместе со мной сочинить небольшое стихотворение-синквейн. Я буду записывать ваши ответы на доске.

- С чем мы знакомились на протяжении сегодняшнего урока? (С учебником.)

- А сейчас найдите такое слово, которое близко по значению к словам «учебник» и «книга». (Рассказчик, книга, мудрец и т.д.)

- Подберите два слова, характеризующие учебник. Слова должны отвечать на вопрос «Какой?» (Мудрый, чистый, аккуратный, поучительный и т.д.)

- Теперь подберите три слова, отвечающих на вопрос «Что делает?», относящихся к действиям учебника. (Поучает, наставляет, рассказывает, просвещает и т.д.)

Следующую строчку пишу сама. (В книгах свет ученья.) 

- Какое задание вам показалось наиболее интересным?

- Возникло ли у вас желание учиться по новым учебникам? Почему?

VIII. Подведение итогов урока.

- С каким новым учебником мы сегодня познакомились?

- Что ещё нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- У поэта Юрия Энтина есть стихотворение, которым я хочу закончить наш урок о роли книг в жизни человека.

Чтение учителем стихотворения под музыку.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

                                  (Юрий Энтин)

- Благодарю за урок. Все вы отлично потрудились, молодцы!

- Урок окончен.

 

Дети и книга В.В.Радин

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Книги им помогают

Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать,

Как его передать,

И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.

Мудрость книжных страниц –

Это жизни уроки

О дне предстоящем

Ио наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далеких.

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить.

Так давайте же будем

Их беречь и любить.

Помни, юный гражданин,

Книга – роста витамин !

Читая сказки круглый год,

Ребёнок сказочно растёт !

Умелые руки не хитрый секрет,

для них ничего не умелого нет.

Кто этих книжек не читал,

Считай, полжизни потерял!

Не дай себе засохнуть! Читай !

Даешь детское чтение,

как всеобщее увлечение !

Весь уральский наш народ

с детской книгой

круглый год !

Без устали и без забот

читайте круглый год !

Товарищ ребёнок !

В книгу – с пелёнок !

Ясно даже и верблюду,

Книга- это просто чудо!

Читай с нами,

Читай как мы,

Читай лучше нас !

Читай везде,

Читай всегда,

Читай, что хочешь и когда.

Если хочешь плыть – читай,

Если хочешь жить - читай,

Мир из книги узнавай.

Воплощай свои мечты,

И в себя поверишь ты.

Наши книжки - новосёлы .

Пригодятся все для школы !

Андрей Анпилов

С ногами залезу на темный диван,

Зажмурю глаза, чтоб удобней мечтать, -

мне папа сегодня волшебный роман

с цветными картинками будет читать!

Из окон плывет замечательный мрак…

Над книгой таинственно лампа горит…

«Джез Крюк! Извиняюсь, вы — круглый дурак!» -

отец с выражением мне говорит.

Но только вступлю я в заманчивый бой,

лишь ветер в груди паруса развернет -

как папа, устало кивнув головой,

уронит страницу и сладко зевнет.

«Ну, папа! Читай — там пиратский фрегат!»

Все тихо… Вода в батареях журчит…

Во сне пробормочет отец наугад:

«Свистать всех наверх…» и опять замолчит.

И сердце сжимается, как кулачок.

«Не спи!» — за рукав я пижаму трясу.

Но папа сквозь пальцы куда-то течет,

и мирно сползают очки на носу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ Условные обозначения. Иллюсрации. Обложка, форзацы, страницы (форзац, с. 4–5).

Цели: познакомить с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данный урок открывает курс литературного чтения в 4 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой. Очень важно настроить детей после длительных каникул на серьёзную работу, поэтому урок строится на постоянном ср...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная  связь с прошлым учебным годом.  Презентация служит напоминанием того, что д...

Конспект урока на тему: Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс...

Система условных обозначений по системе Брайля при обучении русскому языку

Справочный материал для родителей детей, обучающихся по системе Брайля....

Технологическая карта урока окружающего мира «Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Масштаб. Карта и план» (система Эльконина-Давыдова), (3 класс)

Цель урока: формировать представление о плане, его признаках и свойствах, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, рас...