Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Целевые установки урока: дать первоначальное пред­ставление об условных обозначениях звуков речи; осу­ществлять знаково-символические действия при моде­лировании звуков, распознавать условные обозначения звуков, сопоставлять звуковые и буквенные записи слов; различать звуки в услышанном слове и правильно' обо­значать звуки буквами; ввести- в активный лексический запас учащихся слова тематической группы «Животные» и слова с непроверяемым написанием весело, пальто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukvy.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.

Целевые установки урока: дать первоначальное представление об условных обозначениях звуков речи; осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков, распознавать условные обозначения звуков, сопоставлять звуковые и буквенные записи слов; различать звуки в услышанном слове и правильно' обозначать звуки буквами; ввести- в активный лексический запас учащихся слова тематической группы «Животные» и слова с непроверяемым написанием весело, пальто.

Ход урока

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
  3. Подготовка к основному этапу занятия.

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И ТОЛЬКО ТОТ гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах.

-Как обозначаются звуки? Обсуждение ответов и мнений учащихся.

-Сколько в русском языке гласных звуков? (6) Перечислите.

-Сколько в русском языке гласных букв (10) Перечислите.

-Назовите гласные первого ряда. (А, О, У, Ы, Э)

Какую команду дают согласному гласные первого ряда? (Читайся твёрдо!)

-Назовите гласные второго ряда.

Какую команду дают согласному гласные второго ряда? (Читайся мягко!)

-Какие гласные буквы и когда обозначают два звука?

-Назовите сонорные согласные.

-Назовите парные согласные по глухости – звонкости.

-Назови парные звонкие согласные.

-Назови парные глухие согласные.

-Назови всегда мягкие согласные.

- Назови всегда твёрдые согласные.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Вслушаться в звучание каждого слова (слова даются на слух). Гласные звуки каждого сова поместить в их звуковые домики.

Мяч [а], зонт [о ], лук [ у],  люк [ у], клюв [ у ], сын [ ы ], жил [ы ], мел [э] ,журавль [у] [а].

2. Работа по учебнику.  Упр. 6 (с. 49).        

- Произнесите звуки.

- Составляют эти звуки слово? ЧТО нужно сделать чтобы получилось слово?

- Запишите получившееся слово.

- Попробуйте самостоятельно составить из этих звуков другие слова.

- Какие слова у вас получились?

Упр. 7 (с. 49).

 Прочитайте. Почему это стихотворение вызвало у вас улыбку?

- Замените букву на правильную. Прочитайте что получилось.

- Какие звуки обозначены выделенными буквами? Произнесите ИХ.

- Прочитайте на с. 50, на что НУЖНО обратить внимание.

- Изменится ли смысл слова, если в слове заменить одну букву?

Упр. 8 (с. 50). Прочитайте слова. Найдите слова, Которые спрятались в них. Назовите.

3. Словарная работа

Выяснение значений слова пальто

Верхняя одежда.

-Прочитайте слово пальто с ударением.

-Сколько слогов в этом слове.

-Составьте предложение с этим словом.

-Запишите предложение.

Подчеркните в слове мягкие согласные звуки. Какие буквы их обозначают?

Дайте характеристику предложения.

 Нахождение «опасных» мест в слове пальто; запись слова в тетрадь.

Выяснение значений слова весёлый:

1) полный веселья, жизнерадостный;

2) о радостном настроении, о чувстве веселья.

Подбор слов, близких по значению: весело, радостно, весёлый, радостный - и противоположных по значению: весело - горестно. весело - скучно, весело - грустно, весело - печально и др.

 Определение: на какой вопрос отвечает слово (к а к? весело); сопоставление произношения и написания слова, нахождение «опасных» мест в слове весело; запись слова в тетрадь.

  1.  Закрепление знаний и способов действий.

Работа в паре.

1.Подчеркнуть в каждом ряду слово, в котором букв больше, чем звуков.

      1) Ёлка, день, гриб.

      2) Фильм, грач, ночка.

2.Выписать в столбик слова, в которых звуков больше чем букв, выполнить звукобуквенный анализ слов.

День, гриб, Юра, пою.

  1. Контроль проверка знаний.

      VII. Подведение итогов занятия.

-Что нового узнали о звуках и буквах?

-Какие трудности возникли?

-Почему?

-Как они были преодолены?

-Что было интересного (трудно, легко)?

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Переписать словарные слова в тетрадь, выделить орфограммы, обозначить в словах ударение. Выучить наизусть.

Ученик, учитель, Родина, воробей, Отечество, ворона, задача, корова, Москва, заяц, Россия, медведь, русский язык, пенал, карандаш, сорока, спасибо, благодарю, пожалуйста, собака, весело, пальто, класс, лисица, ученица, учительница.

Литература:

Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1- 2 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. –  М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.П. Канакина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013