И.А.Крылов "Крестьянин и змея"
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему

Кравченко Е.В.

Урок внеклассного чтения И.А.Крылов "Крестьянин и змея"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krestyanin_i_zmeya.docx55.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

ЗАТО г. Североморска Мурманской области

184600 Мурманская область, г. Североморск,

ул. Душенова, д.19а,

тел. 8 (81537) 4-54-74

Разработка урока внеклассного чтения в 4 классе

«Анализ басни И.А.Крылова

«Крестьянин и змея»

Подготовила

учитель начальных классов

Кравченко Елена Владимировна

Североморск 2011

Цели: 1. Продолжить изучение литературного жанра «басня» на примере басни            И.А.Крылова.

                   2. Развивать умение беглого, сознательного, выразительного чтения. Развивать умение классифицировать по самостоятельно найденному основанию. Развивать и активизировать словарный запас учащихся.

 3.  Формировать культуру речевого общения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II.        Введение в тему урока.

  1. Прежде, чем начать урок и объявить тему, я загадаю вам слово, которое и будет являться ключевым к началу урока:
  • Первая буква является парной к букве, обозначающей звук [п]→Б
  • Вторая- первая буква алфавита →А
  • Третья – находится в… ряду, слева… → С
  • Четвёртая – стоит между буквами М, С →Н
  • Пятая - последняя буква алфавита→Я

Прочтите получившееся слово - «Басня».

  1. Особенности жанра «басня».

-Что такое басня? (литературный жанр)

-Какие литературные жанры вам ещё известны? (стихи, рассказы, былины, сказки и т.д.)

-Чем отличается басня от всех литературных жанров? Каковы характерные особенности басни? (сатира, аллегория, мораль)

3.  Раскрытие понятия «аллегория»

- Что такое аллегория? (иносказание - изображение отвлечённых понятий какими-либо образами, это чаще всего образы животных)

- Что же изображают животные в баснях? (человеческие недостатки или достоинства)

             Игра:

- Прочтите слова 1 столбика, назовите одним словом (животные)

- Прочтите слова 2 столбика, что они обозначают (черты характера)

- Попробуйте соединить образ животного с тем человеческим недостатком или достоинством, который олицетворяет этот персонаж:

Ворона

Лисица

Стрекоза

Осёл

Муравей

упрямство

лень

трудолюбие

глупость

хитрость

- Итак, каковы же характерные особенности басни? (ответы детей)

III.         Знакомство с автором.

  1. Ещё раз прочтите названия животных. В произведениях какого автора они вам уже встречались? Назовите басни И.А.Крылова, которые мы уже изучали.

2. Викторина  (Детям раздают листки  с записанными на них отрывками басен И.А.Крылова. Каждый, получивший записку, читает её, остальные ребята отгадываю басню, из которой прозвучал отрывок.)

Отрывки:   1. «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право сказки!»  («Ворона и лисица»)

2. «Не оставь меня, кум милой

     Дай ты мне собраться с силой

   И до вешних только дней»

                          Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и муравей»)

       3.«Вот то-то мне и духу придаёт,

             что я, совсем без драки,

             Могу попасть в большие забияки.» («Слон и Моська»)

                     4.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,

                           И уши ваших понежней, -

                           Им отвечает соловей,-…» («Квартет»).

                     5. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, рак и щука»)

                       

        - Итак, викторина показала, что с баснями И.А.Крылова вы знакомы, но что вы знаете о самом авторе?

        3. И.А.Крылов – основатель русской национальной басни, современник А.С.Пушкина, директор Петербургской публичной библиотеки. В 1855 году в Летнем саду Санкт-Петербурга был установлен памятник великому баснописцу, средства на который были собраны по всей России. Постамент его украшен рельефами персонажей басен И.А.Крылова (фотографии памятника).

IV.         Знакомство с произведением.

  1. Чтение учителем;
  2. Сколько действующих лиц в басне? Назовите их. Кратко перескажите сюжет.

V.        Подготовительная работа перед чтением.

               1) Дыхательная гимнастика.

               - вдох носом, выдох через рот (3 раза);

               - вдох, задержка дыхания, выдох (3 раза);

        - «летела оса около носа: с-с-с»;

        - «летела муха около уха: ж-ж-ж»;

        - «проползла змея: ш-ш-ш».

        2) Артикулярная гимнастика.

        - А О У Э И – найдите лишнюю букву. Почему она лишняя?

        - А Я Е Ё О У Ю – на какие 2 группы можно разделить?

        - Читаем на выдохе звуки [П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч] + [У]

        - Читаем слоги по порядку, вразнобой.

        

3) Упражнения в скорочтении.

Ш

нур

таб

лем

ШУ

м

тка

бка

        ША-ША-ША   МАМА МОЕТ  МАЛЫ…

        ШУ-ШУ-ШУ   Я ПИСЬМО ДОМОЙ  ПИ…

        

ЖА-ЖА-ЖА     ЭТА ЧАШКА  ДЛЯ

        ЖУ-ЖУ-ЖУ     МОЛОКО  ДАДИМ                                             

  1. Чтение по таблице – треугольнику.

                                             Т           А

                           Т                  О

                        Т                        Ы

                          Т                               И

                      Т                                      У

  1. Фотоглаз.

Змея

Кузнечик

Жаворонок

Крестьянин

поёт

шипит

стрекочет

        

- Какие слова запомнили?

        - На какие 2 группы можно разделить слова?

        - Какое слово в 1 столбике лишнее? Почему?

        - Соедини связанные по смыслу слова из 1 и 2 столбиков.

VI.         Чтение басни учащимися.

  1. Жужжащее чтение.

- Обратите внимание на непонятные для вас слова.

2)  Словарная работа.

«Крестьянин» – сельский житель, занимающийся возделыванием земли и разведением сельскохозяйственных животных. (Придумайте предложение с этим словом).

«Стеречься» (Подберите синоним – «бояться»).

«Обух» - тупая сторона острого орудия, обычно на топоре (показать).

«Личина» - то же, что и маска.

3)  Чтение за лидером.

4)  Анализ басни.

- Что олицетворяет образ Змеи?

- Почему крестьянин отказал змее в дружбе?

5)  Выборочное чтение.

- Прочтите отрывок, в котором говорится о том, с какой просьбой обратилась Змея?

- Как ответил крестьянин на просьбу Змеи?

Найдите в тексте.

  1. Работа с моралью.

- Читаем 1-ю строчку (как понимаете, объясните), 2-ю, 3-ю.

- Читаем мораль басни целиком.

VII.         Подготовка к выразительному чтению.

        - Кто является главным персонажем басни?  (Змея).

        - Произнесем это слово с интонацией:

           удивления;

           восхищения;

           вопроса;

           осторожности;

           грусти.

        - Какая интонация более всего подходит для этой басни?

VIII.         Выразительное чтение басни.

  1. Чтение хорошо читающими учащимися;
  2. Чтение басни по ролям.

IX.         Итог урока.

Список использованной литературы:

  1. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2005
  2. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. Санкт-Петербург СПЕЦЛИТ, 1999
  3. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс.- М.: ВАКО, 2007

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"Былины.Добрыня и Змей"

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой  О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей»  с использование мультимедийной презентации.  На ур...

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем..."

Презентация по окружающему миру в 3 классе "О молниях, змеях, собаках и прочем...", УМК "Школа России"...

Былины. Добрыня и Змей

конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы"  + Презентация ...

Методическая разработка классногочаса-игры "Путешечтвие в страну Зеленого Змея (2 класс)"

Цель: изучение правил безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми и незнакомыми веществами.Оборудование: карта путешествия, дворец с надписью «Волшебная страна», рисунок Змея, коробоч...

Методическая разработка классногочаса-игры "Путешечтвие в страну Зеленого Змея (2 класс)"

Цель: изучение правил безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми и незнакомыми веществами.Задачи:Объяснить необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами.Прививать нав...

Презентация "Складывание фигурок оригами на основе базовой формы "Воздушный змей"

Данная презентация предназначена для учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования оригами и декоративно-прикладного направления. Материалы презентации могут быть использованы в ка...

Конспект урока технологии 4 класс, УМК "Перспектива" Тема: «Модель воздушного змея из бумаги» Изделие: «Воздушный змей».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Модель воздушного змея из бумаги»Изделие: «Воздушный змей». Цели деятельности учителя: - Формирование  умений и навыков работы с бумагой...