рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie.docx108.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
  • Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «Мухановская СОШ», на основании которого выделено 4 часа в неделю
  • Авторской рабочей программы по литературному чтению для 1-4 классов Кубасовой О.В. Смоленск, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
  • УМК «Гармония» 

             

Цели и задачи курса

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

•всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

•потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

•читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

•готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 -10 лет.

          2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

           3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

           4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Авторская программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение русского языка в 2016 – 2017 учебном году отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю. Программа используется без изменений.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступного их возраста художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества

Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

    Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Планируемы результаты изучения курса «Литературное чтение» 3 класс

Личностные:

положительная мотивация     к обучению в школе,   к урокам  литературного чтения  и к чтению книг;

основы смыслообразования и самоопределения;  

гражданская идентичность;  

нравственно-этическая ориентация в читаемом;  

 развитие дружеского  отношения  к другим детям;

 базовые эстетические чувства;

рефлексия;

эмоционально-личностная децентрация;

способность к самооценке 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу;

 прогнозировать;

использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия;

осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;  

осуществлять   самоконтроль  и элементарный контроль.

Познавательные УУД:

понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова,  интересоваться  их значением;

выделять главное;  

составлять   план;  

ориентироваться в одной книге   и в группе книг, в Интернете;

 устанавливать элементарную  логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  

выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;

сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;

выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;    

обосновывать свои утверждения;

обобщать; классифицировать  

Коммуникативные УУД:

уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

готовность  оказать  помощь товарищу;

планировать учебное сотрудничество;

согласовывать  действия с партнером;

пересказывать  прочитанное;  

 создавать  текст  по образцу,  по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

Предметные результаты:

Ученик научится:

- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

- работать с толковым словарем;

- использовать в речи средства интонационной выразительности;

- составлять образ слова по его элементам;

- овладевать способом чтения «по догадке»;

- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

- определять тему и главную мысль произведения;

- соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

- озаглавливать иллюстрации и тексты;

- составлять простой план произведения;

- пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;

Ученик получит возможность научиться:

- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;

- ставить вопросы к прочитанному;

- самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;

- выделять художественные особенности сказок, их структуру;

- подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;

- подготовить творческий пересказ;

- составлять собственные высказывания на основе прочитанного.

 Критерии оценки по литературному чтению 

Чтение наизусть:

 Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение текста:

 Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

 2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

 Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям:

 Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

Пересказ:

 Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

 Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Особенности оценивания тестовых работ

Вид теста

Критерии успешности

Базовый уровень

Тест (с выбором ответа)

65% и более правильных ответов

65% - 79% - «3»

80% - 100% - «4»

Тест (со свободным ответом)

50% и более правильных ответов

50% - 69% - «3»

70% - 100% - «4»

Смешанный тест

55% и более правильных ответов

55% - 75% - «3»

76% - 100% - «4»

Повышенный уровень

Правильно выполнены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня

«5»

Критерии оценивания

Отметка

Количество слов в минуту

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

5

40 и более

45 и более

50 и более

55 и более

55 и более

65 и более

65 и более

70 и более

4

30-39

35-44

40-49

45-54

45-54

55-64

55-64

60-69

3

25-29

30-34

30-39

35-44

35-44

40-54

40-54

45-59

2

Менее 25

Менее 30

Менее 30

Менее 35

Менее 35

Менее 40

Менее 40

Менее 45

Учебно – тематический план

п/п

Раздел,

тема

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Практические,

лабораторные

работы,

контрольные работы, творческие работы

«Труд человека кормит, а лень портит». 12 часов

1-2

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»

2

3

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

1

4

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*;

С. Баруздин «Бревно»; тема «Стихи о трудолюбивых и ленивых»

1

5-6

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

2

7-9

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

3

10

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; тема «Книги И. А. Крылова»

1

11

Африканская сказка «Лентяйка»

1

12

Р. Сеф «Странное дело»; обобщение

1

МУДРЕЦ ОТЛИЧЕН ОТ ГЛУПЦА ТЕМ, ЧТО ОН МЫСЛИТ ДО КОНЦА (8 часов)

13

Русская народная сказка «Дочь семилетка»

1

14 -16

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

3

17

Армянская сказка «Золотое яблоко»

1

18 -19

Кир Булычёв «Авгиева лаборатория»

2

20

Тема «Книги о мудрецах и о глупцах»

1

«УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ  ОЧАРОВАНЬЕ!..» (6 часов)

21

 К. Бальмонт «Осень»*; И. СоколовМикитов  «Листопадничек»

1

22

Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»

1

23-24

К. Паустовский «Барсучий нос»

2

25-26

А. С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»;  А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная  осень! Здоровый,  ядрёный...»; тема «Стихи об осени»

2

МНОГО ХВАТАТЬ  — СВОЁ ПОТЕРЯТЬ (4 часа)

27-28

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

2

29

Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»

1

30

Дж. Родари  «Солнце и туча»; тема «Книги о щедрых и жадных»

1

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ (11 часов)

31-32

B. Драгунский «Тайное становится явным»

2

33-34

Н. Носов «Огурцы»

2

35-36

В. Осеева «Почему?»

2

37-39

Шведская сказка «Принцесса-лгунья

3

40-41

Л. Пантелеев «Честное слово»

2

«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ...» (3 часа)

42

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»

1

43-44

В. Осеева «Волшебное слово»

2

«СНЕГ ЛЕТАЕТ И СВЕРКАЕТ...» (9 часов)

45

С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу

1

46

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер»

1

47

А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков

 «Детство»

1

48

З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»

1

49-50

B. Драгунский «Кот в сапогах»

2

51

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша

1

52

С. Есенин «Поёт зима – аукает...»; обобщение

1

53

Тема «Книги о зиме

1

КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ (18 часов)

54

Эстонская сказка  «Каждый своё получил»

1

55

Латышская сказка «Два брата»

1

56

Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская  сказка «Черепаха и скорпион

1

57

И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»

1

58

Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга»

1

59

Русская народная сказка  «Падчерица и мачехина дочка»

1

60

Тема «Народные волшебные сказки о людях

хороших и не очень хороших

1

61-62

Б. Заходер «Серая Звёздочка»

63-64

Английская сказка «Хромая Молли»

2

65-66

Чешская сказка «Златовласка»

2

67-69

Итальянская сказка «Дары феи Кренского

 озера»

3

70

Тема «Волшебные литературные сказки»

1

71

Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение

1

ЖИЗНЬ ДАНА НА  ДОБРЫЕ ДЕЛА (8 часов)

72-73

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»;

X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

2

74-75

X. К. Андерсен «Ель»

2

76-77

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»

2

78-79

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»; обобщение

2

ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО (9 часов)

80-82

Русская народная сказка «Иван –

 крестьянский сын и чудо-юдо

3

83

Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва

 «Мальчик-Огонёк»

1

84-85

Б. Полевой «Последний день Матвея

 Кузьмина»

2

86

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;

C. Баруздин  «Страшный клад»

1

87

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

1

88

Тема «Книги о подвигах»; обобщение

1

КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОТ ВОВЕК НЕ ПОГИБАЕТ (14 часов)

89

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»;

 Б. Емельянов «Мамины руки»

1

90

Л. Яковлев «Альбом фотографий»;

 Л. Квитко «Бабушкины руки»;

В. Драгунский «...Бы

1

91

Н. Артюхова «Трудный вечер»

1

92-93

М. Зощенко «Золотые слова»;

тема «Книги М. Зощенко о детях»

2

94

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

95-97

Испанская сказка «Птица-Правда»

3

98-99

A. Платонов «Разноцветная бабочка»

2

100-101

Русская народная сказка «Подземные

Царства»

2

102

Тема «Книги о семье»; обобщение

1

ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ! (9 часов)

103

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»

1

104

В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин  «Отчего?»

1

105

Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов

 «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»

1

106-107

А. Плещеев   «Весна» («Песни жаворонков снова...»);

К. Паустовский «Стальное колечко»

2

108

А. Майков «Ласточка примчалась...»;

А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*

; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...

1

109

А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель»

1

110

А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные

 звуки»; Е. Благинина «Черёмуха»

1

111

Тема «Книги о весне»; обобщение

1

ЛЮБОВЬ – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА (14 часов)

112-114

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»

3

115

Братья Гримм «Рапунцель»

1

116-117

Французская сказка «Красавица и  

Чудовище»

2

118

X. К. Андерсен «Ромашка»

1

119

Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»

1

120-122

Русская народная сказка «Пёрышко

Финиста-ясна сокола

2

123-124

Польская сказка «Каменный Принц и

Прекрасная Померанца»

2

125

Тема «Книги о прекрасных женщинах»;

А. Фет «Облаком волнистым...»*;

 И. Тургенев «Воробей»

1

ЧУДЕСНОЕ – РЯДОМ (11 часов)

126

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю

берёзку русскую...

1

127

К. Паустовский «Заботливый цветок»

1

128

В. Жуковский «Родного неба милый свет...»

*; С. Маршак «О том, как хороша природа»

; Н. Абрамцева «Радуга»

1

129

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»;

 М. Пришвин «Дятел»

1

130

 В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

131

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что

красивей всего?»

1

132

Белорусская сказка «Музы ´качародейник»

1

133-134

Итальянская сказка «Тайна Флорио»

1

135

И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким

«Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг»

1

136

Тема «Книги об обыкновенных чудесах»

1

Основное содержание

Труд человека кормит, а лень портит (12 ч)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»;К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»;И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца(8 ч)

Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»;Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

«Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч)

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»;

     К. Паустовский «Барсучий нос»; А. С. Пушкин «Осень»*;М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...».

Много хватать — своё потерять (4 ч)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким  «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным (11 ч)

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

«Ежели вы вежливы...» (3 ч)

 C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

«Снег летает и сверкает...» (9 ч)

С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает...».

Каждый своё получил (18 ч)

Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (8 ч)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

За доброе дело стой смело (9 ч)

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»;Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»;С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства».

Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»;

Е. Благинина «Черёмуха».

Любовь – волшебная страна (14 ч)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и Чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*;И. Тургенев «Воробей».

Чудесное – рядом (11 ч)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»;

К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»;белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

Календарно – тематический план

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Плановые сроки

Фактические сроки

Примеча

ние

Тема 1.  Труд человека кормит, а лень портит (12 ч)

1

1

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта».

Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное.

2

2

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта».

Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное.

3

3

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

Выразительно читать литературные произведения, используя интонационные средства выразительности, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

4

4

Е. Благинина

«Не мешайте мне

трудиться».

С.Баруздин «Бревно».

Читать «про себя», понимая содержание текста, определять эмоциональный характер текста, оценивать поступки героев, обсуждать их с одноклассниками.

5

5

Русская народная сказка «Кому горшок мыть».

С.Маршак «Старуха, дверь закрой!».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, читать по ролям, оценивать своё чтение и чтение одноклассников по критериям.

6

6

Русская народная сказка «Кому горшок мыть».

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, читать по ролям, оценивать своё чтение и чтение одноклассников по критериям.

7

7

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Читать «про себя», понимая содержание текста, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни.

8

8

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

9

9

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Читать «про себя», понимая содержание текста, определять эмоциональный характер текста, оценивать поступки героев, обсуждать их с одноклассниками.

10

10

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Развивать воссоздающее и творческое воображение, читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания.

11

11

Африканская сказка «Лентяйка».

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

12

12

Р. Сеф «Странное дело».

Обобщение по теме « Труд человека кормит, а лень портит»

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

Тема 2. Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч)

13

1

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.

14

2

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Характеризовать особенности волшебной сказки. Находить в сказке «зачин», пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения.

15

3

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Характеризовать особенности волшебной сказки. Находить в сказке «зачин», пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения.

16

4

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Характеризовать особенности волшебной сказки. Находить в сказке «зачин», пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения.

17

5

Армянская сказка «Золотое яблоко».

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

18

6

Кир Булычев «Авгиева лаборатория».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

19

7

Кир Булычев «Авгиева лаборатория».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

20

8

Книги о мудрецах и о глупцах

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

презент

Тема 3.  «Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч)

21

1

К. Бальмонт «Осень».

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Рассказывать правила заучивания стихотворений. Выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения

22

2

Ф. Тютчев «Листья»;

А. Фет «Ласточки пропали...».

Понимать значение термина «рифма». Находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения.

23

3

К. Паустовский «Барсучий нос».

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

24

4

К. Паустовский «Барсучий нос».

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

25

5

А.С. Пушкин «Осень»

М. Лермонтов «Осень». А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»

Прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

26

6

Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...» Стихи русских поэтов об осени.

Выразительно декламировать литературные произведения, определять отношение автора к явлениям природы.

Тема 4. Много хватать — своё потерять (4 ч)

27

1

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Определять характер текста;

читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

28

2

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Определять характер текста;

читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

29

3

Я. Аким «Жадина».

В. Зотов «Бабушкин халат».

Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения.

Составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки.

30

4

Дж. Родари «Солнце и туча». Книги о щедрых и жадных. Обобщение по теме «Много хватать — своё потерять»

Читать выразительно текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Тема 5. Тайное всегда становится явным (11 ч)

31

1

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

32

2

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

33

3

Н. Носов «Огурцы».

Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

34

4

Н. Носов «Огурцы».

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать.

35

5

В. Осеева «Почему?».

Описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

36

6

В. Осеева «Почему?».

Описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

37

7

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения.

38

8

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

39

9

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

40

10

Л. Пантелеев «Честное слово».

Составлять цитатный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки.

41

11

Л. Пантелеев «Честное слово».

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Тема 6.  «Ежели вы вежливы...» (3 ч)

42

1

С. Маршак «Урок вежливости».

И. Пивоварова «Вежливый ослик».

Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

43

2

В. Осеева «Волшебное слово».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

44

3

В. Осеева «Волшебное слово».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Тема 7.  «Снег летает и сверкает...» (9 ч)

45

1

С. Есенин «Береза».

М. Пришвин «Деревья в лесу».

                                 

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события произведения.

46

2

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…».

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Читать текст выразительно, передавая эмоциональное состояние автора; отвечать на вопросы.

47

3

А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство».

Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

48

4

З. Александрова «Снежок». Саша Черный «На коньках».

Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения.

49

5

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Пересказывать текст; составлять план; отвечать на вопросы; находить в тексте слова, выражающие главную мысль.

50

6

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Пересказывать текст; составлять план; отвечать на вопросы; находить в тексте слова, выражающие главную мысль.

51

7

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает».

К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…».

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части.

52

8

С. Есенин «Поёт зима, аукает...»; обобщение по теме ««Снег летает и сверкает...»»

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

53

9

Книги о зиме.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части.

Тема 8. Каждый своё получил (18 ч)

54

1

Эстонская сказка «Каждый свое получил».

Находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей.

55

2

Латышская сказка «Два брата».

Находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей.

56

3

Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро».

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать авторскую и народную сказку.

Различать сказки бытовые и волшебные, о животных, обосновывать своё мнение; выразительно читать; пересказывать близко к тексту.

57

4

И Крылов «Чиж и Голубь».

Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

Объяснять, какая мудрая мысль высказана в басне.

Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям басни.

58

5

Г. Ладонщиков «В старой сказке».

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

59

6

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Понимать значение терминов «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить при-меры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные.

60

7

Обобщающий урок «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших».

Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки.

61

8

Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

62

9

Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

63

10

Английская сказка «Хромая Молли».

Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

64

11

Английская сказка «Хромая Молли».

Определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения;

65

12

Чешская сказка «Златовласка».

Определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; 

66

13

Чешская сказка «Златовласка».

Определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

67

14

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».

Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; 

68

15

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».

определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на

смысловые части, составлять его простой план.

69

16

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».

Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на

смысловые части, составлять его простой план.

70

17

Книги по теме «Волшебные литературные сказки».

Анализировать языковые средства выразительности. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

71

18

Ю. Мориц «Песенка про сказку». Обобщение по теме «Каждый своё получил»

Анализировать языковые средства выразительности. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

Тема 9. Жизнь дана на добрые дела (8 ч)

72

1

Ю. Мориц «Разговаривали вещи».

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

73

2

Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; составлять рассказ от лица героев.

74

3

Х.К.Андерсен «Ель».

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения;

75

4

Х.К.Андерсен «Ель».

Определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; составлять рассказ от лица героев.

76

5

Е.Пермяк «Некрасивая Елка».

Читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

77

6

Е.Пермяк «Некрасивая Елка».

Читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

78

7

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

79

8

Обобщающий урок по теме «Волшебные литературные сказки».

Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки.

Тема 10. За доброе дело стой смело (9 ч)

80

1

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Объяснять значение термина «диалог». Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения;

81

2

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения;

82

3

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

83

4

Н. Артюхова «Трусиха».

Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».

Определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

84

5

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения;

85

6

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

86

7

B. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

C. Баруздин «Страшный клад».

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

87

8

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Обобщение по теме «. За доброе дело стой смело»

Оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

88

9

Книги о подвигах

Оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

Тема 11. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)

89

1

В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

Б.Емельянов «Мамины руки».

Понимать значение термина «логическое ударение». Определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.

90

2

Л. Яковлев «Альбом фотографий».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

В. Драгунский «…Бы».

Объяснять авторское отношение к героям;
читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа.

91

3

Н. Артюхова «Трудный вечер».

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

92

4

М. Зощенко «Золотые слова».

Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения, анализировать произведение.

93

5

Книги

М. Зощенко о детях.

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст;

94

6

Адыгейская сказка «Девочка-птичка».

Прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора.

95

7

Испанская сказка «Птица-Правда».

Прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль произведения;

96

8

Испанская сказка «Птица-Правда».

Пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора.

 97

9

Испанская сказка «Птица-Правда».

Редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный;  выделять особенности героев сказки;  анализировать иллюстрации;  различать сказки народные и литературные.

98

10

А. Платонов «Разноцветная бабочка».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

99

11

А. Платонов «Разноцветная бабочка».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

100

12

Русская народная сказка «Подземные царства».

Понимать значение термина «троекратное повторение». Находить троекратное повторение в тексте; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

101

13

Русская народная сказка «Подземные царства».

Находить троекратное повторение в тексте; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

102

14

Книги о семье. Обобщение по теме «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Тема 12. Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч)

103

1

Ф. Тютчев «Зима не даром злится».

М. Пришвин «Капля и камень».

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

104

2

В. Железников «Три ветки мимозы». И. Северянин «Отчего?».

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

105

3

Г. Новицкая «Подснежник».

В. Берестов «Мать-и-мачеха». Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»

Объяснять значение терминов «языковые средства выразительности», «рифма». Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

106

4

А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»).

Определять эмоциональный характер текста; читать осонанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

107

5

К. Паустовский «Стальное колечко».

Пересказывать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею произведения; характеризовать героев.

108

6

А. Майков «Ласточка примчалась...».

А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...».

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».

Анализировать стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

109

7

А. Чехов «Весной». Я. Аким «Апрель».

Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

110

8

А. Блок «Вербочки».

Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Черемуха».

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

111

9

Книги о весне. Обобщение по теме «Весна идёт, весне дорогу!..»

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Тема 13. Любовь – волшебная страна (14 ч)

112

1

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…».

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

113

2

Н. Вагнер «Сказка».

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

114

3

Н. Вагнер «Сказка».

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

115

4

Братья Гримм «Рапунцель».

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

116

5

Французская сказка «Красавица и чудовище».

Прогнозировать; соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения; соотносить данную характеристику с конкретным персонажем.

117

6

Французская сказка «Красавица и чудовище».

Прогнозировать; соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения; соотносить данную характеристику с конкретным персонажем.

118

7

Х.К. Андерсен «Ромашка».

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

119

8

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художственного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

120

9

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола».

Определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения;

121

10

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола».

Определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

122

11

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола».

Определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

123

12

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

124

13

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».

Оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

125

14

А. Фет «Облаком волнистым…».

И Тургенев «Воробей».

Определять лирическое стихотворение. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть.

Тема 14. Чудесное – рядом (11 ч)

126

1

Р. Сеф «Чудо».

А. Прокофьев «Люблю березу русскую…».

Характеризовать понятие «психологическая пауза». Читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

127

2

К. Паустовский «Заботливый цветок».

Характеризовать понятие «психологическая пауза». Читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

128

3

В. Жуковский «Родного неба милый свет…».

С. Маршак « О том, как хороша природа».

Н. Абрамцева «Радуга».

Давать определение лирического стихотворения. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

129

4

Ю. Могутин «Берег Бродячих камешков».

М. Пришвин «Дятел».

Самостоятельно работать с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; пересказывать текст; объяснять значение словосочетаний.

130

5

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

131

6

О. Дриз «Счастье».

Б. Заходер «Что красивей всего?».

Объяснять значение понятия «лирическое стихотворение». Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

132

7

Белорусская сказка «Музыка - чародейник».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

133

8

Итальянская сказка «Тайна Флорио».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения;

134

9

Итальянская сказка «Тайна Флорио».

Оценивать события, героев произведения; сравнивать, наблюдать, делать выводы.

135

10

И. Мазнин «Давайте дружить»,

Ю. Ким «Летучий ковер». Шефнер В. «Миг»

Выражать собственное аргументированное мнение о произведениях и героях.

136

11

Книги об обыкновенных чудесах, обобщение по теме «Чудесное – рядом»

Оценивать события, героев произведения; сравнивать, наблюдать, делать выводы.

 

Учебно – методическое и информационное обеспечение курса

 Для учителя

  1. О.В. Кубасова «Литературное чтение 3 класс» в 4-х частях Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
  2. О.В. Кубасова Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение 3 класс».    «Ассоциация ХХ1 век»,2011 . Электронная версия на сайте издательства
  3. BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки  http://www.bibliogid.ru
  4. Русская виртуальная библиотека  http://www.rvb.ru
  5. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР
  6. http://www.classic-book.ru/ – электронная библиотека классической литературы
  7. Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы"  http://lit.1september.ru

Для учащихся

1. О.В. Кубасова «Литературное чтение 3 класс» в 4-х частях Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011

3. О.В. Кубасова «Рабочая тетрадь по литературному чтению»  3 класс в 2-х частях Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011

4.Сайт издательства «Ассоциация 21 век»  www.a21vek.ru 

5.  BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки  http://www.bibliogid.ru

6. Русская виртуальная библиотека  http://www.rvb.ru

 

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

Попутниковой Н.С.

_______________

«_____»______2016г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

от "__"_________2016 г.        

протокол №_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...