Урок "А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..."
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Данный материал - разработка урока чтения по творчеству Александра Сергеевича Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_uroka.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «А.С. ПУШКИН «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 3 ГОРОДА КИНЕЛЯ

ПОПОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

    Дата проведения:   25. 10. 2012 г.

    Цель: познакомить учащихся со вступлением к поэме  «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.

    Задачи урока:

    обучающие:      

.добиться понимания содержания вступления к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина;

.расширить знание биографии поэта;

.стимулировать интерес к изучаемой теме через задания занимательного характера;

.прививать любовь к русской поэзии.

    развивающие:

.развивать устную речь учащихся, навык выразительного, правильного и беглого чтения;

.развивать познавательный интерес, умение переводить зрительную информацию в словесную, творческое      воображение и внимание учащихся;

.развивать умение работать в парах.

    воспитательные:

.воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбное отношение друг к другу;

.воспитывать навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности;

    Тип урока: комбинированный.

    Используемые на уроке технологии: игровые, информационные, здоровьесберегающие, учебная ситуация.

    Форма работы на уроке: индивидуальная, работа  в парах, устная.

    Базовый учебник: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.  

    В. Бойкина. 2 класс. УМК «Школа России».                              

    Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран,

    презентация.

    ЭОР: А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый…». Презентации.

      http://festival.1september.ru/articles/594514/ -фотографии писателей. Презентация.

     http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,16085/Itemid,118 –биография Пушкина.

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/02/as - биография А.С .Пушкина

     http://www.myshared.ru/slide/53053/

     https://ru.wikipedia.org/wiki -/Портрет А. С._ Пушкина_(Кипренский)

     http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html- портрет Пушкина

     http://literatura5.narod.ru/licej_repin.html -портрет Пушкина на лицейском экзамене

     http://www.liveinternet.ru/users/zateinik/post279192582 - иллюстрация у лукоморья

     http://www.miloliza.com/illyustratsi-skazki-pushkina/lukomorie.html -иллюстрация у лукоморья

     http://kladraz.ru/razvivayuschie-zadanija/krosvordy/krosvord-dlja-1-2-klasa-po-skazkam-pushkina.html - кроссворд к              

    сказкам А. С. Пушкина.

     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/12/22/prezentatsiya-skazki-pushkina - кроссворд к сказкам Пушкина

     http://festival.1september.ru/articles/605687/ - кроссворд к сказкам Пушкина

     http://easyen.ru/load/chtenie/3_klass/u_lukomorja_dub_zeljonyj_videorolik/390-1-0-8697 -видео ролик у лукоморья

                                                                                           ХОД УРОКА

     1. Организационный момент.

          - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Впереди нас ждёт интересная работа. Проверьте,  готовы ли вы к ней. Начинаем  

     урок.

    11. Речевая разминка.

                   Пришёл Прокоп-

                          кипит укроп.

                   Ушёл Прокоп-

                                кипит укроп.

                И при Прокопе

                       кипит укроп,

                И без Прокопа

                        кипит укроп.

    -Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (ещё: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно).

    111.Введение в тему урока.

     -Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. (Русские писатели)

    -Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей)

    -Прочитайте на с.83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

    -Чему мы научимся?

    -Чтобы узнать, чьи произведения мы вспомним с вами сегодня, разгадайте шифровку-анаграмму. (Ответ записать на                

     доске)

      РНЕЛСААКД - 743856291

      ЧЕРГВЕСЕИ – 783462591

      НУИПШК – 425631

      (Александр Сергеевич Пушкин.)

     1V.Работа по теме урока.

      1. Предварительная беседа. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о А. С. Пушкине.

             Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от      гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на   государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети».

       2.Чтение статьи учебника. 

       (Учащиеся читают авторский текст на с.84.)

       3.Выборочное чтение.

     - В каких строчках говорится о предметах из произведений А. С. Пушкина? Прочитайте их.

     -Какие чувства испытывает человек, читающий произведения этого поэта? Прочитайте.

      4.Чтение отрывков.

       (Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А. С. Пушкина.)

      - Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

        (Ответ. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

       богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

    5.Кроссорд «Любимые сказки». Давайте посмотрим, помните ли вы сказки А. С. Пушкина.

1

2

3

4

5

6

                1.Тот, кого проучил Балда. (Поп.)

      2.То, где висит   златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)

      3.Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)

      4.Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)

      5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)

      6.Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.)

  - Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за  

  прелесть   эти сказки!»

         V.Физкультминутка.

                        Покачайтесь, покружитесь,

                        Потянитесь, распрямитесь,

                     Приседайте, приседайте.

                     Встаньте на носок, на пятку,

                     Поскачите-ка вприсядку,

                     Глубоко теперь вздохните,

                     Сядьте тихо, отдохните,

                     Всё в порядок приведите

                    И читать, друзья, начните.

V1.Продолжение работы по теме урока.

    1. «У лукоморья дуб зелёный…»

              Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой  волшебник унёс со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился на поиски своей невесты. Много препятствий  было на его пути, но всё закончилось хорошо.

- А что такое поэма? Кто из вас знает?

(Ответы детей)

- Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

(Ученик)

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

              К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем  его читать. Послушайте, пожалуйста, аудио (или видео) запись вступления к поэме.

             Рассмотрите иллюстрацию на с.86. Какое дерево изображено на ней? Создана ли атмосфера сказочного леса (густого, заросшего, непроходимого)? Найдите фигуру кота, который сидит на цепи и рассказывает сказки. Видите ли вы филина, птицу Сирин на ветке? Кого мы ещё видим на иллюстрации?  

             Проведём небольшую словарную работу.

    У лукоморья – у морского залива.

    Дол – то же, что и долина

    Пленяет – берет в плен.

    Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

    Чахнет – сохнет.  

       - А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

У ЛУ- КО- МОРЬ-Я                                                НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ                                                  ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ                                                       ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ                                                     МИ-МО-ХО-ДОМ

    -Прочитайте вступление самостоятельно.

     -Сколько частей во вступлении? (Состоит из 2 частей. 1 часть – первые шесть строчек)

     -Что описал поэт в 1 части? О чём пишет А. С. Пушкин? ( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

- Что вы можете сказать о второй части? ( более объемна. )

 Найдите  сказочные чудеса, о которых рассказал кот учёный. Назовите  их соседу по парте. (Работа в парах.)

      - Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

      -Каким же поэт изобразил лукоморье?( сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

      - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

      -Что особенно понравилось и почему?

     - Как можно понять строки:

                Там королевич мимоходом

                Пленяет грозного царя…

-Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).

- Какие сказочные герои повстречались?

-Прочитайте самостоятельно последние шесть строчек.

-Что они напоминают? (Концовку русских народных сказок.)

V11. Подведение итогов урока.

-Какой раздел мы начали изучать на уроке?

-Что нового узнали, чему научились на уроке?

V111.Рефлексия.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, вам понравился урок?

-Чему учились на уроке?

- Всем спасибо за урок!

 -Выберите себе смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

X.Домашнее задание.

   Выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом…», или с этих слов и до конца.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературногочтения2 класс.А.С.ПушкинУ Лукоморья дуб зелёный.

Цели урока:1) помочь ребёнку стать исследователем.                      2) подвести к осознанию...

Урок литературного чтения "А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный"

Работа нпд вступлением к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."

Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...

Презентация к уроку по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку по литературному чтению "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" 2 класс УМК "Школа России"...

Тема урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Сказка - это не просто вымышленная история. Сегодня мы по­пробуем раскрыть один из ее секретов. Для этого мы будем  иссле­довать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …»...

Конспект урока Литературное чтение на тему: А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..."

Конспект урока литературного чтения по теме: А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..."...

конспект урока А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный...

конспект урока А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный......