Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Устенко Елена Петровна

Материал урока представлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.prishvin_moya_rodina.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение  УМК «Школа России»

Класс: 3 «в»

Тип урока: усвоение  новых  знаний

Тема:   М.Пришвин «Моя Родина»

Задачи

Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

уметь прогнозировать содержание произведения;

читать и воспринимать на слух произведения;

выбирать виды деятельности на уроке.

Личностные: 

- научатся с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

 

Метапредметные

Познавательные:

- развивать умения понимать учебную задачу урока 

- развивать познавательный интерес к предмету  

Регулятивные: 

- планировать учебную деятельность на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: 

- научиться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке

 внимательно слушать и слышать друг друга  

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формы и методы

- поисковый метод

Технологии:

- ИКТ

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

   УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

 Создаёт эмоциональный настрой

на изучение нового.

 – Прозвенел опять звонок

Ты готов начать урок?

 

- Я уверена, что урок у нас будет плодотворным. Мы впитаем в себя много нового, интересного и полезного. А чтобы у нас было хорошее  настроение,  давайте подарим друг другу  добро.  

-А где у человека « живет» добро?

-Возьмите кусочек добра и поделитесь с ним со всеми сидящими в зале.  

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

 

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, волевая саморегуляция.

Личностные: внимание, уважение

к сверстникам.        .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

   

II. Актуализация знаний.

Цель этапа:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 Отгадывание кроссворда, в горизонтальном ряду должно получиться название нового  раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ»

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать?

Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.

-Вспомните писателей-натуралистов, чьи рассказы о природе мы читали.

 Отгадывают кроссворд

О животных.  Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

III.   Биография М. Пришвина. Постановка учебных задач

 3 ученика получают индивидуальные задания прочитать отрывки  и рассказать о фактах из жизни писателя

Учитель рассказывает о биографии писателя

       Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.  

Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое. Чего я еще не видел и, может быть, никто еще в своей жизни не встречал».

 М .Цуранова    «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,        

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

С детства любил охоту. Охота была особенной. А вот в чём была её особенность вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина.

 Слушают учителя, одноклассников.

Рассматривают выставку книг, презентацию.

3 ученика работают индивидуально

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Динамическая пауза

 У  М. Пришвина есть произведение  «Золотой луг»

-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас.  Загораем.  Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно. Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох - выдох.  Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая?  Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.  Какой вы представили луг?

 

Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

IV. Первичное восприятие текста

Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

 Работа с текстом (читает учитель и хорошо читающие ученики)

- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали.

- Как вы считаете, к какому жанру мы отнесём это произведение?

- Вы правы, но только отчасти. Такой документальный, небольшой рассказ о жизни людей, Родине, музыке, природе, искусстве называется очерк. Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)

 

- Как вы поняли от чьего лица написано произведение?

- Объясните, почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца.

- Пришвин считал, что вставать рано – это полезно, надо, чтобы все люди вставали рано. Для чего? Зачитайте.

- В чем заключалась охота писателя?

- Зачитайте, как об этом рассказывает сам Пришвин.

- Найдите в очерке, как автор называет природу?

- Объясните, как вы понимаете слова: «Природа – это кладовая солнца с великими  сокровищами жизни».

   Со/кро/ви/ща

   Кла/до/вая

- Что такое сокровища?  

  Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова  

 

- Что такое кладовая?  

 Следят за чтением текста

Отвечают на вопросы

Находят ответы на вопросы в тексте

Работают со словарем

драгоценность, дорогая вещь

так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом

ценности духовной и материальной культуры

1)помещение для хранения материалов, товаров

      2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно;

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания

V. Анализ произведения.

Цель этапа: Организация коммуникативного взаимодействия  

 Повторное выразительное чтение по «цепочке».

- Как рано встал однажды маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- Найдите и прочтите, как по-особенному  готовилось молоко, и каким был чай?

- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Вкусный чай)

Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

 Чтение по цепочке

Ответы на вопросы

Выборочное чтение по заданию

Так образно  М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому

Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Регулятивные: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно;

принятие и сохранение учебной задачи

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: уточнить и расширить знания учащихся о любви к Родине,  повторить пройденное на уроке

 -Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

-Вспомните пословицы о Родине.

-Ребята, как вы понимаете слово «охранять», давайте подберём к нему синонимы.

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

 

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Рощи да леса-всему миру краса.

 «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»

«Человек без Родины, что птица без крыльев»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке»

«Своя земля в горсти мила»

«Охранять природу – значит охранять Родину»              

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных

 Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 - Что вам особенно понравилось в рассказе?

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

Что нового получили, что не знали раньше?

-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь.?

   - Учитель: Чему учит нас рассказ «Моя Родина»?

- Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа.

 

Охранять природу – значит охранять родину!

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Приложение

Кроссворд

В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем...
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (улитка)

Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы? заяц

Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал ?
(Мышка)

Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду. лягуш

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)

А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. ёж

Умна, хитра, нахальна и шумна,
Заглушит, стая, кОлокола звоны
В народе  ж говорят, что  вор она! И кто же это?Ясно,что(Ворона)

Хозяин двора.Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом.
(Собака.)

Не паук и не комарик,
Днём он – маленький жучок,
Ночью – маленький фонарик.
Он зовётся…(Светлячок)

Индивидуальные задания:

1 ученик:

Пришвин родился в   Орловской губернии, провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

•        Что узнали о М.М.Пришвине?

2 ученик:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

•        - Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал М.М.Пришвин?

3 ученик:

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке  видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

•        Где побывал Пришвин М.М.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. Прившин «Моя Родина» (из воспоминаний)"

познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина; формирование умения правильно определять главную мысль текста.Планируемые результаты:·        Предметные: читать п...

Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват...

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...