Урок литературного чтения ("Начальая школа XXI века" 1 класс). Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. и с использованием элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._lit._cht.26.02.14.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Начальная школа XXI века

Литературное чтение

Тема урока: Авторские сказки.

Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ - лицей №10

г. Белгорода

Семикопенко Лариса Юрьевна

Белгород  2014 г

Планируемые результаты

Предметные

Формировать  навыка правильного,  осознанного  чтения отрывка из сказки В.  Сутеева "Палочка-выручалочка", анализировать   художественный текст.

Метапредметные

Познавательные: 

Овладение  логическими действиями сравнения, анализа; навыком смыслового чтения  текста в соответствии  с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.

Регулятивные

Формировать умения  планировать действия в  соответствии   с поставленной задачей;  способствовать развитию  критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.  

Коммуникативные

 Умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и  позицию.

Тема урока: Авторские сказки.

Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с авторской сказкой.

В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний на основе закрепления понятий «авторская» и «народная» сказка.

2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты  своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать  информацию.

4.Формировать умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки, передавать голосом свое отношение к героям.

5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная

Учебно - методическое обеспечение:

портрет В.Сутеева. выставка книг В.Сутеева, аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка-выручалочка", иллюстрации к сказке В.Сутеева "Палочка - выручалочка", плакаты с названиями палочки, карточки с заданиями для групповой работы

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап

Цель: Обеспечить эмоциональный настрой на уроке.

-  Прошу дежурного ученика показать организацию рабочего места

    - Что нам понадобится сегодня на уроке?

Работа за конторками – 1 группа (9 человек)

2. Актуализация опорных знаний

Дифференцированная групповая форма работы

У: Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам уже известно. Перед вами – конверты, в которые помещены карточки со словами. Все вы делитесь на группы (по 4 человека в каждой) и берете конверт (в соответствии с цветом стикера каждой команды). Каждой группе нужно прочитать слова и предположить, почему их объединили в одну группу.

Повторяют правила работы в группе.  

Задания для групп:

1 группа: ветер по морю гуляет, корабельщики дивятся, пушки с пристани палят, чем вы, гости торг ведете;

2 группа: дрова рубить, дошли до реки, перетянулась с берега на берег, хохотал;

3 группа: пошли гулять, не умеем плавать, чуть не захлебнулся, стали думать, не догонишь;

4 группа (группа более "сильных" учеников): ветер по морю гуляет, корабельщики дивятся, пушки с пристани палят, пошли гулять, не умеем плавать, чуть не захлебнулся, стали думать.

  У: Итак, друзья, почему слова объединили в одну группу? По 1 человеку от каждой команды презентуйте варианты ваших ответов.

  Дети. 1 гр. Слова из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."; 2гр. Слова из русской народной сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"; 3 гр. Слова из сказки В.Сутеева "Кораблик"; 4 гр. Слова из авторских сказок: А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" и В.Сутеева "Кораблик".

  У:  Ребята, вы молодцы. Вы правильно определили все сказки, спрятанные в конвертах. Скажите, а почему вы утверждаете, что эти произведения - сказки?

Дети:  Это литературное произведение, о выдуманном событии,  в котором присутствует элемент волшебства. В сказке много выдумок, звери и растения разговаривают, ведут себя как люди (помогают, обманывают, плачут и смеются), а предметы без помощи человека производят разные действия (рубят, ездят, пилят)

У: А почему ребята последней группы назвали  сказки, спрятанные в их конверте  авторскими?

 Работа со зрительными метками

 Д:. Эти сказки написали авторы: А.С.Пушкин и  В. Сутеев.

 У: Молодцы. Скажите, пожалуйста, какими еще могут быть сказки?

 Д: Народными.

 У: А что вы знаете о народных и авторских сказках?

У: Правильно. Я вижу, вы хорошо потрудились на предыдущих уроках. Как вы думаете, много ли сказок на свете?

Дети: Много.

У: Напомните мне, пожалуйста, ребята, слова из сказок каких авторов вы получили сегодня в конвертах?

Д: А.С.Пушкина и В.Сутеева.

3. Целеполагание

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

У: Мы сегодня вспомнили сказки авторские и народные, вспомнили различия и сходства таких сказок. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру? Почему вы так думаете?

У: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение. Но прежде, чем прослушать произведение, давайте немножко отдохнем.

Физминутка. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона  

Комплекс упражнений:

1.Перекрестные шаги

2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

«Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками

4.  Первичное восприятие нового произведения.

Звучит аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка – выручалочка

Смена динамических поз. Работа за конторками- 2 группа (9 человек)

5. Работа над содержанием текста

а) Беседа

У:  Понравилось ли вам произведение? Почему?  Что вам не понравилось?   Когда вам было весело?   Когда вам было грустно? Когда вам было страшно? Когда вы обрадовались?

б) Работа со зрительными метками

У: Рассмотрите иллюстрации и расскажите, к какому эпизоду произведения подходит каждая иллюстрация.

Физминутка. Комплекс  упражнений с таблицей по методике В.Ф. Базарного

в) Моделирование

У: К какому  жанру относится это произведение? Почему?

Дети:  Животные разговаривают. Ежик и Зайчик идут по лесу, помогают другим зверушкам, помогают друг другу, ведут себя как люди. В реальной жизни такого не бывает.                                        

У:   Давайте нарисуем модель этого произведения.  Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку. Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.)       Правильно. Покажите это на своих моделях. А теперь посмотрите в свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)  Покажите на модели фамилию автора.    

Смена динамических поз. Работа за конторками- 3 группа (9 человек)

г) Знакомство с биографией автора

У: -  С какими произведениями этого автора мы уже знакомы?  

У: А вы знаете, ребята, что  Владимир Григорьевич Сутеев  родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С 14 лет подрабатывал: рисовал   дипломы для победителей спортивных соревнований,  работал инструктором физкультуры в младших классах школы.

Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.). 

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.

Сутеев сам иллюстрировал и  свои произведения, и произведения других авторов.  (Обратить внимание детей на иллюстрации к сказке "Палочка - выручалочка" и выставку книг В.Сутеева)  Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев.   Сутеев обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём,  одновременно одной рукой мог писать, а  другой – рисовать. А еще Владимир Григорьевич очень любил детей. Поэтому он и мог писать и снимать такие интересные и добрые сказки. Вот каким замечательным интересным человеком был Владимир Григорьевич Сутеев.  

д) Работа с экологическим панно (работа в группах)

У: На экологическом панно вывешены слова. Вы должны выбрать те из них, с помощью которых можно описать сказку.

(На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)

На доске появляется запись по ответам детей: Сказка добрая, интересная учит, наставляет, объясняет, побуждает думать и совершать добрые поступки

6. Итог

У: С каким произведением мы сегодня работали? К какому жанру относится это произведение? Кто его автор? О ком эта сказка? Чему она вас научила?

7. Рефлексия

У: Что на уроке вам показалось интересным? Что вызвало затруднения? Проанализируйте результаты своей работы с помощью листа самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

КТП уроков литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс

КТП уроков литературного чтения  УМК "Школа России" 2 класс...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "В.И, "Еще про Мальку ""

Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....