Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_moya_rodina.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Школа: №131        Учитель: Лиманская С.А.

Класс: 3 «а»                                                                                                                                                             Студентка: Забирова А.А.                                                                                                                                                          

Дата:02.02.18

Тема урока: «М. ПРИШВИН «МОЯ РОДИНА( ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ)»

Цель:

- способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план
и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условия для формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением норм

Планируемые результаты:

Личностные: 

- проявляют интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов 20 века;

- понимают, как авторы относятся к братьям нашим меньшим;

- читают, передавая своё и авторское отношение к изображаемому.

Предметные: 

- читают произведение;

- находят слова, с помощью которых автор отписывает изображаемое;

читают, выражая слова автора.

Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы, методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

5 мин.

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Очень рада видеть вас – за работу, в добрый час!

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

Приветствовать учителя.

Настраивать на работу на уроке.

Л:

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

2. Мотивационный этап

Метод: словесный. Прием: беседа.)

Артикуляционная разминка.

5 мин.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Сравните стихотворения Л. Квитко и М. Исаковского в рабочей тетради (с. 64).

Каким вы представили ветер в стихотворении М. Исаковского? (Ветер небольшой
и несильный, так как он вышел, постучал, пробежал.)

– А у Л. Квитко? (Ветер сильный, сбивает с ног, так как он воет, завывает, гнет, сбивает, тащит.)

Проводит упражнения на дыхание:

«Свеча» – глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.

«Погаси свечу» – вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).

«Проколотая шина» – вдох через нос и медленный выдох на звук «с».

«Надоедливый комар» – продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Объясните пословицы.

Родина – мать, умей за нее постоять. 

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете)

Слушать учителя.

Тренировать дикцию и произношение.

Строить логическое рассуждение

Отвечать на вопросы учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Постановка и решение учебной задачи.

(Метод: словесный. Прием: беседа.)

(Метод: наглядный. Прием: анализ стихотворения; выразительное чтение; разбор стихотворения по частям.

10мин.

– Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.)

Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? (Береги все живое – растения, животных...)

– Мы начинаем изучать произведения нового раздела «Люби живое». Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
М. М. Пришвина

Организует работу в группах по карточкам.

– Вы лучше поймете произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии
М. Пришвина.

Вспомните правила работы в группе. Каждая группа получает карточку, читает

информацию о жизни и творчестве писателя, готовит мини-сообщение.

– Что узнали о жизни Пришвина?

– Каких животных особенно любил автор и чему завидовал?

– Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой.)

Где побывал М. Пришвин?

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Кладова́я, -ой, ж.

1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая
в доме. Особая кладовая Эрмитажа.

2. Перен., чаще мн. ч. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых).

– В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.

                                          со-кро-ви-ща – сокровища

кла-до-ва-я – кладовая

встре-чал-ся – встречался

про-буж-да-ет-ся –пробуждается

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Какое по жанру произведение? Докажите.

– Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.».

– С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

– Чем угощала мать будущего писателя?

– Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

– Обратите внимание, как автор очень точно описывает и называет природу. Как

хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. Природа на латинском языке переводится как «натура». Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты

Слушать учителя.

Определять тему урока.

Ставить цели и задачи к уроку.

Слушать учителя.

Выбирать главное из рассказа учителя.

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять упражнения для дальнейшего чтения

Открывать учебник на заданной странице.

Отвечать на вопросы учителя.

 

Проговаривать скороговорки

 П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

П: осмысленно читать текст.

Физ. минутка.

3 мин.

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Участвовать в физ. минутке.

Решение частных учебных задач

Метод:

Практический

Словесный.

Прием:

ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод;

объяснение значения не понятных слов

Прием:

выборочное чтение;

выразительное чтение.

15мин.

– Мы не раз говорили о том, что без растений и животных жизнь на Земле невозможна. Что значит «охранять природу»?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– К кому же обращается писатель в конце очерка?

– Что значит «кладовая солнца»?

– Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?

– К чему призывает Пришвин? Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

– Очерк М. М. Пришвина заканчивается пословицей: «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете смысл этой пословицы?– Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

•  Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

•  Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

•  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

•  Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

•  Родина – мать, сумей за нее постоять.

•  Человек без Родины что птица без крыльев.

•  На чужой сторонушке рад своей воронушке.

•  Своя земля и в горсти мила.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Вспомните произведения, которые вы прочитали о животных и природе. Составьте список произведений, которые вы советовали бы прочитать своим друзьям.

Проверяет ответы учащихся.

«Синичкин календарь» В. В. Бианки, «Подводная газета» Н. И. Сладков, «Колюшка-храбрюшка» Г. Я. Снегирев, «Про больших и маленьких» Е. И. Чарушин

Отвечать на вопросы

Читать произведение по частям.

Участвовать в обсуждении.

Знакомить с новыми произведением.

Подтверждать словами из учебника.

Объяснять значения не понятных слов в стихотворении

Выбирать из стихотворения информацию

Читать выразительно стихотворение

Подтверждать словами из учебника.

Л:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Р:

принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексивный

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

10 мин.

Объясняет домашнее задание.

•  Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.

•  Пересказать текст, выучить последний абзац.

•  Подобрать однокоренные слова к слову «Родина»

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно – закрасьте другой сектор и т. д.

Анализировать проделанную работу, оценивать её. Прощаться с учителем.

К:

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. Прившин «Моя Родина» (из воспоминаний)"

познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина; формирование умения правильно определять главную мысль текста.Планируемые результаты:·        Предметные: читать п...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М.М.Пришвин "Моя родина"

Конспект открытого урока, который содержит подробное, поэтапное планирование с учётом всех требований ФГОС НОО...