Главные вкладки

    Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему "Знакомство с буквой С,с".
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Гайнуллина Гульнара Романовна

    Урок проводится в первом классе, форме интегрированного урока. Урок приурочен к юбилею Ханты - Мансийского округа. Ребята на уроке совершают увлекательное путешествие  с Югоркой. Преодолевая трудности путешествия по Югорской земле ребята делают множество открытий из области чтения и письма, знакомятся с красотой округа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvoy_s.doc163.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФИО: Гайнуллина Гульнара Романовна

    Должность: учитель начальных классов

    Место работы участника: Игримская СОШ имени героя Советского Союза Г.Е. Собянина

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

    Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С.

    Урок обучения грамоте в 1 классе.

    Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

    Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

    Класс: 1

    Тема урока: Знакомство с буквой «С»

     Тип урока: изучение нового материала

    Место проведения: МБОУ Игримская СОШ имени героя Советского Союза Г.Е. Собянина

    Учитель: Гайнуллина Гульнара Романовна

    Тема

    Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С.

    Цели

    Образовательные: Формировать представление  о букве «С», обозначающей два звука: согласный твёрдый [с] и согласный мягкий [с,]. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

    Способствовать развитию плавного слогового чтения,  памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    -  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель  урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать гласные и согласные звуки.

    Уметь различать букву и звук, гласный звук и согласный звук, согласный твёрдый и согласный мягкий.

    Уметь делить слово на слоги, определять количество слогов по количеству гласных.

    Уметь анализировать звуковую схему слова к рисунку, составлять из букв слова.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Основные понятия

    Звук, буква, согласный мягкий звук, согласный твёрдый звук, слог, ударение

    Межпредметные связи

    Окружающий мир

    Ресурсы:

    - основные

    Учебник «Букварь».

    - картинный словарь, слоговые диски, карточки для индивидуальной работы

    - ноутбук, интерактивная доска

    Организация пространства

    Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    Формирование УУД

    1. Орг. момент. «Вхождение» в тему урока. 

     

    Приветствие.

         Встало солнышко давно

       Заглянуло к нам в окно.

       Нас оно торопит в класс,

      Ждёт урок ребят сейчас!

    - Здравствуйте, ребята. У нас урок обучения грамоте. Проверьте вашу готовность к уроку. (учебник, дневник, тетрадь для печатанья, цв карандаши, ручки.)

     

    Оценивают свою готовность к работе.

    Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

    Включение в работу на личностно-значимом уровне.

    2.Актуализация знаний.

    «Вхождение» в тему урока.

    2.  - Давайте, ребятки, разомнёмся и все дружненько - проснёмся.

    Во дворе у нас снежки,

    в виде звуков все они.

    Вы, ребята не зевайте,

     и все звуки называйте.

    (на слайде все изученные буквы, ребята их по очереди называют: а, у, к, н, г, ы, п, р,о,и,т)

    - На какие две большие группы делятся звуки?

    (на гласные и согласные)

    - Какие признаки гласных звуков вы знаете?

    - А согласных?

    Игра "Меткий стрелок".

    - У нас два домика, расселите снежки в два домика. Будьте внимательными, смотрите не промахнитесь.

     

    Ребята воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

    Берут «снежки» - буквы и соотносят букву с домиками красного и синего цвета.

    Познавательные УУД:

    1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

    ΙΙΙ. Открытие нового знания

    3. Встреча с Буровичком.

    -Ох, как шумно во дворе, я не слышу ничего.

    - Вы, ребята , посмотрите, что я вижу на дорожке, прям лежит у моей ножки?

     - Это мешок, почему - то дырявый. Тише, тише, что - то слышу, кто - то плачет здесь у нас? Нет? Ещё чуть тише?

    - Посмотрите, это кто?

    -Югорка, ты?

    - Что случилось, расскажи.

    Буровичок Югорка:

    - Шёл я лесом, вдоль реки, через снежные бугры, торопился я на праздник день рождения Югры, в славный город Ханты - Мансийск. Нёс подарки я гостям, рукавички потеплее, чтоб на празднике детишки не замёрзли бы в Югрее. Но в дороге заплутал, мешочек свой  я вдруг порвал, все рукавички потерял. Знаю, звери подобрали, птички в гнёзда разнесли. Но вот мне они сказали, что вернут всё мне они, если выполню задания, что приготовили они. Но я в чтении не силён, слогам я не обучён, вот сижу я под кустом и всё плачу....

    - Ребятки, может быть поможем буровичку  Югорке, соберём в лесу его варежки и проводим его до города Ханты - Мансийска на праздник? Поднимите руки, кто согласен отправиться в путешествие по сибирской тайге.

    - Ребята, кто знает, какой праздник отмечает наш округ завтра?

    - Сколько лет исполняется нашему округу?

    - Дорога будет нелёгкой, поэтому в дороге нужно работать дружно и друг другу помогать. Согласны?

    - Ребятки, давайте проводим буровичка до окружной столицы, а если ему в пути трудности встретятся, то мы ему поможем, а за каждое правильно выполненное задание по рукавичке и получим.

     - А в дорогу по сибирской тайге мы отправимся на самом лучшем транспорте народов Севера, на северном олене.

    - Но одному оленю трудно будет всех нас везти, чего- то нам не хватает? Отгадайте, чего?  

    Взял дубовых два бруска,

    Два железных полозка

    На бруски набил я планки.

     Дайте снег! Готовы... (санки)

    3.1 . -Но волшебные санки могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова сани. (Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)

    - Какой новый звук вы встретили в слове сани?

    - Дай характеристику этому слову. (в слове сани 2 слога, 1 слог са состоит из двух звуков: первый звук с- он согласный, глухой и твердый, второй звук а - он гласный ударный, второй слог ни - первый звук н - он согласный, всегда звонкий, мягкий, второй звук и - он гласный, безударный, Чтобы поставить ударение, позову слово ... Ударение падает на первый слог са, под ударением буква а).

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе провести звуко - буквенный анализ?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    - МОЛОДЕЦ, правильно составил схему слова .

    с. к. зел. кр.

     - Оцените свою работу в тетрадях, если вы, верно, составили схему, то поставьте круж. зел цвета, если допустили 1 ошибку, то жёлт., если ошибок больше, то - исправьте свои недочёты.

    - Первую пару варежек мы заработали. Положите их Югорке в мешок.

    Воспринимают информацию зрительно и  на слух. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока.

    Ребята составляют схему слова сани. Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.

    Ученик у доски характеризует звуки, выделяет новый звук.  Учащиеся на местах изображают схему слова сани в тетрадях для печатанья.

    Формирования алгоритма самооценки.

    Формирования алгоритма самооценки.

    Регулятивные УУД:

    1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией .

    4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные УУД:

    1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

    4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

     IV. Развитие умений.

    4. Встреча с птицами.

    - А зачем мы в путь пошли?

    (чтобы варежки найти)

    Второй вариант:

    - По лесочку мы идём и всех птичек узнаём.

    Как вы думаете, все птицы зимой улетают в теплые края?

    Присмотримся.

    - Кого из птичек вы узнали?

    • синица
    • снегирь
    • сова
    • сорока

    - С какого звука начинаются эти слова?

    - Назовите птичку в названии которой звук с звучит мягко? (синица)

    - Почему? (потому что после согласного звука с стоит гласный звук  и)

    - Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (или Кто скажет с какой буковкой мы сегодня познакомимся?)

    - Знакомство с букой с.

    - Какие цели мы перед собой поставим?

    • познакомиться с букой с
    • научиться печатать букву с,
    •  читать слоги, составлять слова.

    - Молодцы, ребята. Цели путешествия наметили, можно двигаться дальше.

    5.Физминутка Олень

    У оленя дом большой

    Он сидит глядит в окно

    Мимо заинька бежит

    Там в лесу охотник злой.

    Зайка, зайка - забегайка

    Дверь скорее закрывай-ка

    Ну и лапу подавай-ка!

     и ушами шевелит

    5.1  -С каким звуком мы познакомились в начале урока?

    - Оденьте его потеплее, дайте ему характеристику.

    6. Знакомство с буквой С.

    - Посмотрите что вам принёс буровичок. Он принёс нам букву С. Он предлагает вам сыграть в игру "Вообразилия". Определите на что похожа буква С.

    - Что вам напоминает буква С.

    Полумесяц в небе тёмном

    Буквой эс повис над домом.

    6.1.  Печатанье буквы в тетрадях ср. 17.

    - Откройте тетради для печатанья на стр. 17 и найдите в верхней части страницы маленькую печатную букву с.  На какую букву она похожа? (на половинку буквы о)

    - Обведите образец художника ручкой зелёного цвета.

    - Самостоятельно простым карандашом напечатайте эту букву.

    - Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и оцените эту работу, кружочками зелёного или желтого цвета.

    - ПОДНИМИТЕ РУЧКУ ТЕ, КТО ПОЛУЧИЛ КРУЖОЧЕК ЗЕЛ. ЦВЕТА, А ЖЁЛТОГО?

    - Молодцы, вы заслужили ещё одну пару рукавичек.

    7. Чтение слогов.

    Наши санки быстро мчатся,

    Мы спешим гостей встречать,

    Но ручьи у нас журчат,

    Реки нужно закатать.

    7.1 – Посмотрите, сколько варежек плавает в реке, нужно их собрать. Но для этого нужно на льдинках прочитать слоги.

    са

    со

    су

    си

    сы

    ас

    ос

    ыс

    ис

    ус

    - Молодцы, сколько слогов вы прочли, столько варежек для Югорки и заработали.

    7.2. Составление слогов в таблице.

    - Давайте сделаем записи в наших тетрадях для печатанья на стр. 17.

    -Перед вами таблица, ваша задача составить слоги в квадратиках зеленого цвета. Выполняете эту работу самостоятельно, кто закончит, поднимите руку.

    - Проверка с доской , чтение слогов.

    -Ребята, если вы все слоги напечатали правильно, то нарисуйте кружочек зелёного цвета, если допустили одну ошибку, то кружочек  - жёлтого цвета. Если у вас получилось больше ошибок, то исправьте свои ошибки и постарайтесь быть внимательными.

    7.3. Составление слов.

    - Задание:  из этих слогов составить слова и записать их рядышком с таблицей, за каждое слово варежка.

    - Кто внимательный, кто нашёл первое слово?

    • рука
    • ноги
    • раки
    • гуси

    7.4. Работа в парах.   Составьте по 2 слова с другими слогами из таблицы.

    (сани, горы, сыры, Нина, рота, рана, Рита, Рига)

    - Проверка работ в парах. Пожалуйста, прочитайте слова составленные парами.

    - Кто выполнил это здание, поставьте себе кружочек зелёного цвета.

    - Молодцы, и с этим трудным заданием справились ребята. За это вы получаете ещё одну пару рукавичек, за что Югорка говорит вам огромное спасибо.

    - Вот почти сковали реку, город издали видать. Весь огнями он украшен, праздник будет здесь опять. Но Югорка не спешит. Он увидел где - то щит.

    - Прочитайте, что там пишут.

    - Вот ребята,  вновь у нас проблема,  что можно построить через реку, чтобы спокойно её перейти  (мост)

    - Мост строят из чего?

    - Вот и мы сейчас разделимся на группы, чтобы работа шла быстрее,  и тоже построим свой мост, только из слов,  но прежде отдохнём и разогреемся.

    ФИЗМИНУТКА "Ветер"

    - Откройте ваши учебники на стр. 60. Найдите вторую строчку слов.

    - Скажите сколько столбиков слов у вас на третьей строчке?

    - Внимание слушаем задание по рядам.

    1 ряд - читает 1 столбик слов на стр.60  (читаем сначала самостоятельно, затем в парах друг другу).

    2 ряд  - читает второй столбик слов на стр.60(читаем сначала самостоятельно, затем в парах друг другу).

    3 ряд - читает третий столбик слов на стр. 60(читаем сначала самостоятельно, затем в парах друг другу).

    - Коллективное чтение по рядам:

    • первое слово читают только мальчики
    • читают только девочки
    • читает весь ряд
    • читает весь класс

    - Итак работа с каждым рядом.

    Щёлкаю слайд с железным мостом и ледоходом.

    - Молодцы, построили мост, переправа готова. Югорка уже ничего не боится, можно спокойно подниматься по мосту к городу юбиляру. (щёлкаю слайд - красивый мост.)

    1. Высказывают свои мнения.

    2. Выполняют задание: наблюдают, анализируют, сравнивают, высказывают свои мнения, доказывают, делают вывод.

    3. Учатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

    Взаимопроверка в парах.

    Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, заполняют таблицу.

    Учащиеся пытаются самостоятельно из группы слогов выбрать только мягкие слоги слияния и записывают их в тетрадях для печатанья.

    Формирование навыка самооценки.

    Учащиеся составляют слова из группы слогов.

    Самостоятельная работа учащихся (составление слов).

    Личностные результаты:

    1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

    2. Оценивать поступки  в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД:

    1) формируем умение слушать и понимать других;

    2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    4) формируем умение работать в паре.

    Личностные УУД:

    1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

    2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Регулятивные УУД:

    1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД:

    1. Развиваем умение извлекать информацию из текста.

    2. Представлять информацию в виде таблицы.

    3.Выяснять сущность, особенности героев.

    4. На основе анализа поведения героев делать выводы.

    5.Обобщать и классифицировать.

    Личностные результаты:

    1. Развиваем умение высказывать своё отношение к героям. выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности.

    V . Рефлексия

    Югорка:

    Вот он праздничный мой город

    В огоньках уже стоит.
    Дома красивые, большие,
    Кресты на храмах золотые,

    Дворец ледовый, стадион

    И знаменитый биатлон.

    - Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

    -  Посмотрите, сколько красивых , интересных  рукавичек вы собрали для гостей нашего округа. Спасибо вам, ребята,  за помощь. Вы мне помогли и гостей округа порадуете.  В знак благодарности,  я дарю вам медали со своим портретом .

    Учащиеся анализируют свои высказывания, сделанные в начале урока, соглашаются или опровергают свою точку зрения на поставленный главный вопрос урока.

    Ребята учатся высказывать и аргументировать свою точку зрения.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание:

    1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    2) гражданско-патриотическое воспитание;

    3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

    4) воспитание здорового образа жизни;

    5) экологическое воспитание;

    6) эстетическое воспитание.

    IV.  Итог урока.

     УЧИТЕЛЬ:

    Ребята, вы прекрасно занимались

    Все вы с другом попрощались!

    Давайте вспомним обязательно,

    Чему  учили на занятии.

    - С какими звуками нас сегодня познакомились?

    - Что вы узнали о звуках?

    - Какой буквой обозначаются эти звуки?

    - Какое задание вам показалось самым трудным?

    - А самым лёгким?

    - Кто считает, что все задания он выполнил правильно, нигде не ошибся, нарисуйте себе в дневнике кружочек зелёного цвета, а те кто считает что у него были недочёты - тот кружочек жёлтого цвета, если кому - то было очень сложно, то может быть стоит к этим заданиям вернуться ещё раз.- Какое настроение у вас ребята после урока?

     

    Учащиеся пишут письма своим мамам. Ребята( по желанию) зачитывают свои признания. Письма будут вручены родителям на внеклассном мероприятии, посвящённом Дню Матери.

    Личностные УУД:

    1.Мотивация на выявление личностного смысла урока;

    2. Осознание ценности полученных знаний и способов действий, определение успешности на уроке;

    3. Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

    IV. Домашнее задание

    Прочитайте слова с буквой С.  У кого возникло желание, тот может выучить стихотворение о своём крае или нарисовать рисунки к юбилею округа на тему «Мой край».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

    Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

    Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) в 1 классе (2ч)

    Тема: Упражнения в чтении и письме.Цели: закрепить полученные знания об изученных буквах и звуках; познакомить со значением слова анималист, развивать речь, навык письма, организационные общеуче...

    Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

    Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

    Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

    Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д....