Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему "Знакомство с буквой С,с".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гайнуллина Гульнара Романовна

Урок проводится в первом классе, форме интегрированного урока. Урок приурочен к юбилею Ханты - Мансийского округа. Ребята на уроке совершают увлекательное путешествие  с Югоркой. Преодолевая трудности путешествия по Югорской земле ребята делают множество открытий из области чтения и письма, знакомятся с красотой округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvoy_s.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Гайнуллина Гульнара Романовна

Должность: учитель начальных классов

Место работы участника: Игримская СОШ имени героя Советского Союза Г.Е. Собянина

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С.

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Тема урока: Знакомство с буквой «С»

 Тип урока: изучение нового материала

Место проведения: МБОУ Игримская СОШ имени героя Советского Союза Г.Е. Собянина

Учитель: Гайнуллина Гульнара Романовна

Тема

Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С.

Цели

Образовательные: Формировать представление  о букве «С», обозначающей два звука: согласный твёрдый [с] и согласный мягкий [с,]. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

Способствовать развитию плавного слогового чтения,  памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель  урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать гласные и согласные звуки.

Уметь различать букву и звук, гласный звук и согласный звук, согласный твёрдый и согласный мягкий.

Уметь делить слово на слоги, определять количество слогов по количеству гласных.

Уметь анализировать звуковую схему слова к рисунку, составлять из букв слова.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Звук, буква, согласный мягкий звук, согласный твёрдый звук, слог, ударение

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

Учебник «Букварь».

- картинный словарь, слоговые диски, карточки для индивидуальной работы

- ноутбук, интерактивная доска

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

1. Орг. момент. «Вхождение» в тему урока. 

 

Приветствие.

     Встало солнышко давно

   Заглянуло к нам в окно.

   Нас оно торопит в класс,

  Ждёт урок ребят сейчас!

- Здравствуйте, ребята. У нас урок обучения грамоте. Проверьте вашу готовность к уроку. (учебник, дневник, тетрадь для печатанья, цв карандаши, ручки.)

 

Оценивают свою готовность к работе.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

Включение в работу на личностно-значимом уровне.

2.Актуализация знаний.

«Вхождение» в тему урока.

2.  - Давайте, ребятки, разомнёмся и все дружненько - проснёмся.

Во дворе у нас снежки,

в виде звуков все они.

Вы, ребята не зевайте,

 и все звуки называйте.

(на слайде все изученные буквы, ребята их по очереди называют: а, у, к, н, г, ы, п, р,о,и,т)

- На какие две большие группы делятся звуки?

(на гласные и согласные)

- Какие признаки гласных звуков вы знаете?

- А согласных?

Игра "Меткий стрелок".

- У нас два домика, расселите снежки в два домика. Будьте внимательными, смотрите не промахнитесь.

 

Ребята воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Берут «снежки» - буквы и соотносят букву с домиками красного и синего цвета.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

ΙΙΙ. Открытие нового знания

3. Встреча с Буровичком.

-Ох, как шумно во дворе, я не слышу ничего.

- Вы, ребята , посмотрите, что я вижу на дорожке, прям лежит у моей ножки?

 - Это мешок, почему - то дырявый. Тише, тише, что - то слышу, кто - то плачет здесь у нас? Нет? Ещё чуть тише?

- Посмотрите, это кто?

-Югорка, ты?

- Что случилось, расскажи.

Буровичок Югорка:

- Шёл я лесом, вдоль реки, через снежные бугры, торопился я на праздник день рождения Югры, в славный город Ханты - Мансийск. Нёс подарки я гостям, рукавички потеплее, чтоб на празднике детишки не замёрзли бы в Югрее. Но в дороге заплутал, мешочек свой  я вдруг порвал, все рукавички потерял. Знаю, звери подобрали, птички в гнёзда разнесли. Но вот мне они сказали, что вернут всё мне они, если выполню задания, что приготовили они. Но я в чтении не силён, слогам я не обучён, вот сижу я под кустом и всё плачу....

- Ребятки, может быть поможем буровичку  Югорке, соберём в лесу его варежки и проводим его до города Ханты - Мансийска на праздник? Поднимите руки, кто согласен отправиться в путешествие по сибирской тайге.

- Ребята, кто знает, какой праздник отмечает наш округ завтра?

- Сколько лет исполняется нашему округу?

- Дорога будет нелёгкой, поэтому в дороге нужно работать дружно и друг другу помогать. Согласны?

- Ребятки, давайте проводим буровичка до окружной столицы, а если ему в пути трудности встретятся, то мы ему поможем, а за каждое правильно выполненное задание по рукавичке и получим.

 - А в дорогу по сибирской тайге мы отправимся на самом лучшем транспорте народов Севера, на северном олене.

- Но одному оленю трудно будет всех нас везти, чего- то нам не хватает? Отгадайте, чего?  

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка

На бруски набил я планки.

 Дайте снег! Готовы... (санки)

3.1 . -Но волшебные санки могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова сани. (Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)

- Какой новый звук вы встретили в слове сани?

- Дай характеристику этому слову. (в слове сани 2 слога, 1 слог са состоит из двух звуков: первый звук с- он согласный, глухой и твердый, второй звук а - он гласный ударный, второй слог ни - первый звук н - он согласный, всегда звонкий, мягкий, второй звук и - он гласный, безударный, Чтобы поставить ударение, позову слово ... Ударение падает на первый слог са, под ударением буква а).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе провести звуко - буквенный анализ?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- МОЛОДЕЦ, правильно составил схему слова .

с. к. зел. кр.

 - Оцените свою работу в тетрадях, если вы, верно, составили схему, то поставьте круж. зел цвета, если допустили 1 ошибку, то жёлт., если ошибок больше, то - исправьте свои недочёты.

- Первую пару варежек мы заработали. Положите их Югорке в мешок.

Воспринимают информацию зрительно и  на слух. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока.

Ребята составляют схему слова сани. Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.

Ученик у доски характеризует звуки, выделяет новый звук.  Учащиеся на местах изображают схему слова сани в тетрадях для печатанья.

Формирования алгоритма самооценки.

Формирования алгоритма самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 IV. Развитие умений.

4. Встреча с птицами.

- А зачем мы в путь пошли?

(чтобы варежки найти)

Второй вариант:

- По лесочку мы идём и всех птичек узнаём.

Как вы думаете, все птицы зимой улетают в теплые края?

Присмотримся.

- Кого из птичек вы узнали?

  • синица
  • снегирь
  • сова
  • сорока

- С какого звука начинаются эти слова?

- Назовите птичку в названии которой звук с звучит мягко? (синица)

- Почему? (потому что после согласного звука с стоит гласный звук  и)

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (или Кто скажет с какой буковкой мы сегодня познакомимся?)

- Знакомство с букой с.

- Какие цели мы перед собой поставим?

  • познакомиться с букой с
  • научиться печатать букву с,
  •  читать слоги, составлять слова.

- Молодцы, ребята. Цели путешествия наметили, можно двигаться дальше.

5.Физминутка Олень

У оленя дом большой

Он сидит глядит в окно

Мимо заинька бежит

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка - забегайка

Дверь скорее закрывай-ка

Ну и лапу подавай-ка!

 и ушами шевелит

5.1  -С каким звуком мы познакомились в начале урока?

- Оденьте его потеплее, дайте ему характеристику.

6. Знакомство с буквой С.

- Посмотрите что вам принёс буровичок. Он принёс нам букву С. Он предлагает вам сыграть в игру "Вообразилия". Определите на что похожа буква С.

- Что вам напоминает буква С.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой эс повис над домом.

6.1.  Печатанье буквы в тетрадях ср. 17.

- Откройте тетради для печатанья на стр. 17 и найдите в верхней части страницы маленькую печатную букву с.  На какую букву она похожа? (на половинку буквы о)

- Обведите образец художника ручкой зелёного цвета.

- Самостоятельно простым карандашом напечатайте эту букву.

- Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и оцените эту работу, кружочками зелёного или желтого цвета.

- ПОДНИМИТЕ РУЧКУ ТЕ, КТО ПОЛУЧИЛ КРУЖОЧЕК ЗЕЛ. ЦВЕТА, А ЖЁЛТОГО?

- Молодцы, вы заслужили ещё одну пару рукавичек.

7. Чтение слогов.

Наши санки быстро мчатся,

Мы спешим гостей встречать,

Но ручьи у нас журчат,

Реки нужно закатать.

7.1 – Посмотрите, сколько варежек плавает в реке, нужно их собрать. Но для этого нужно на льдинках прочитать слоги.

са

со

су

си

сы

ас

ос

ыс

ис

ус

- Молодцы, сколько слогов вы прочли, столько варежек для Югорки и заработали.

7.2. Составление слогов в таблице.

- Давайте сделаем записи в наших тетрадях для печатанья на стр. 17.

-Перед вами таблица, ваша задача составить слоги в квадратиках зеленого цвета. Выполняете эту работу самостоятельно, кто закончит, поднимите руку.

- Проверка с доской , чтение слогов.

-Ребята, если вы все слоги напечатали правильно, то нарисуйте кружочек зелёного цвета, если допустили одну ошибку, то кружочек  - жёлтого цвета. Если у вас получилось больше ошибок, то исправьте свои ошибки и постарайтесь быть внимательными.

7.3. Составление слов.

- Задание:  из этих слогов составить слова и записать их рядышком с таблицей, за каждое слово варежка.

- Кто внимательный, кто нашёл первое слово?

  • рука
  • ноги
  • раки
  • гуси

7.4. Работа в парах.   Составьте по 2 слова с другими слогами из таблицы.

(сани, горы, сыры, Нина, рота, рана, Рита, Рига)

- Проверка работ в парах. Пожалуйста, прочитайте слова составленные парами.

- Кто выполнил это здание, поставьте себе кружочек зелёного цвета.

- Молодцы, и с этим трудным заданием справились ребята. За это вы получаете ещё одну пару рукавичек, за что Югорка говорит вам огромное спасибо.

- Вот почти сковали реку, город издали видать. Весь огнями он украшен, праздник будет здесь опять. Но Югорка не спешит. Он увидел где - то щит.

- Прочитайте, что там пишут.

- Вот ребята,  вновь у нас проблема,  что можно построить через реку, чтобы спокойно её перейти  (мост)

- Мост строят из чего?

- Вот и мы сейчас разделимся на группы, чтобы работа шла быстрее,  и тоже построим свой мост, только из слов,  но прежде отдохнём и разогреемся.

ФИЗМИНУТКА "Ветер"

- Откройте ваши учебники на стр. 60. Найдите вторую строчку слов.

- Скажите сколько столбиков слов у вас на третьей строчке?

- Внимание слушаем задание по рядам.

1 ряд - читает 1 столбик слов на стр.60  (читаем сначала самостоятельно, затем в парах друг другу).

2 ряд  - читает второй столбик слов на стр.60(читаем сначала самостоятельно, затем в парах друг другу).

3 ряд - читает третий столбик слов на стр. 60(читаем сначала самостоятельно, затем в парах друг другу).

- Коллективное чтение по рядам:

  • первое слово читают только мальчики
  • читают только девочки
  • читает весь ряд
  • читает весь класс

- Итак работа с каждым рядом.

Щёлкаю слайд с железным мостом и ледоходом.

- Молодцы, построили мост, переправа готова. Югорка уже ничего не боится, можно спокойно подниматься по мосту к городу юбиляру. (щёлкаю слайд - красивый мост.)

1. Высказывают свои мнения.

2. Выполняют задание: наблюдают, анализируют, сравнивают, высказывают свои мнения, доказывают, делают вывод.

3. Учатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Взаимопроверка в парах.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, заполняют таблицу.

Учащиеся пытаются самостоятельно из группы слогов выбрать только мягкие слоги слияния и записывают их в тетрадях для печатанья.

Формирование навыка самооценки.

Учащиеся составляют слова из группы слогов.

Самостоятельная работа учащихся (составление слов).

Личностные результаты:

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки  в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умение извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

3.Выяснять сущность, особенности героев.

4. На основе анализа поведения героев делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать.

Личностные результаты:

1. Развиваем умение высказывать своё отношение к героям. выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности.

V . Рефлексия

Югорка:

Вот он праздничный мой город

В огоньках уже стоит.
Дома красивые, большие,
Кресты на храмах золотые,

Дворец ледовый, стадион

И знаменитый биатлон.

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

-  Посмотрите, сколько красивых , интересных  рукавичек вы собрали для гостей нашего округа. Спасибо вам, ребята,  за помощь. Вы мне помогли и гостей округа порадуете.  В знак благодарности,  я дарю вам медали со своим портретом .

Учащиеся анализируют свои высказывания, сделанные в начале урока, соглашаются или опровергают свою точку зрения на поставленный главный вопрос урока.

Ребята учатся высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

IV.  Итог урока.

 УЧИТЕЛЬ:

Ребята, вы прекрасно занимались

Все вы с другом попрощались!

Давайте вспомним обязательно,

Чему  учили на занятии.

- С какими звуками нас сегодня познакомились?

- Что вы узнали о звуках?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- А самым лёгким?

- Кто считает, что все задания он выполнил правильно, нигде не ошибся, нарисуйте себе в дневнике кружочек зелёного цвета, а те кто считает что у него были недочёты - тот кружочек жёлтого цвета, если кому - то было очень сложно, то может быть стоит к этим заданиям вернуться ещё раз.- Какое настроение у вас ребята после урока?

 

Учащиеся пишут письма своим мамам. Ребята( по желанию) зачитывают свои признания. Письма будут вручены родителям на внеклассном мероприятии, посвящённом Дню Матери.

Личностные УУД:

1.Мотивация на выявление личностного смысла урока;

2. Осознание ценности полученных знаний и способов действий, определение успешности на уроке;

3. Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

IV. Домашнее задание

Прочитайте слова с буквой С.  У кого возникло желание, тот может выучить стихотворение о своём крае или нарисовать рисунки к юбилею округа на тему «Мой край».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Интегрированный урок обучения грамоте и письма, 1 класс по теме "Буква Ч, ч"

Открытый урок в декаде педмастерства "Сохранение здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе". Интегрированный урок по обучению грамоте и письму, 1 класс....

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...