Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Аюпова Лилия Насимовна

Программа составлена по УМК "Школы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2011 г.) (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
    вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • « обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного предмета

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;

- знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне).

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

1) Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Литературное чтение: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2014.

2) Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.

     

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания (в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.

Место предмета в учебном плане:

           Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю. Всего 102 часа.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (стандарт):

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,           иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

определять тему и главную мысль пр-я;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 страницы);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные ЗУ в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • рвысказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы (программа):

  • владеть навыком осознанного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6–7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2–3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознано и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. Е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • дать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Виды речевой деятельности:

  • слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
  • чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
  • говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
  • письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

   

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

"Летописи. Былины. Жития"

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики"

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1"

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки"

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час"

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна далекого детства"

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2"

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы"

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3"

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина"

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"»

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература"

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Тема урока

Кол.

час.

Дата

план.

Дата

фактич.

Оборуд.

Примеч.

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

1.09

2

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

2

3

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

5

4

Былина «Ильины три поездочки».

1

8

5

«Житие Сергия Радонежского».

1

9

6

Обобщение по

разделу «Летописи, былины,  жития»

1

12

7-8

Жизнь и творчество П.П. Ершова.  «Конёк- Горбунок»

(отрывок)

2

15,16

9-10

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

2

19,22

11-12

А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора»

2

23,26

13-14

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

2

29,30

15-16

Волшебные сказки: народные и литературные.

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

2

3.10;

6

17

М. Ю. Лермонтов.

 «Дары Терека»

1

7

18

М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка).

1

10

19

Л. Н. Толстой «Детство»

1

13

20

Л. Толстой «Как мужик убрал

камень».

1

14

21

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

1

17

22

Характеристика

героев рассказа А. П. Чехова «Мальчики»

1

20

23

А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана.

1

21

24

Обобщение по

разделу «Чудесный мир классики»

1

24

25

Контрольный урок по теме «Русская классическая литература»

1

27

26

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

1

28

27

Ф. Тютчев «Как неожиданно

и ярко…»

1

7.11

28

А. Фет «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

10

29

Е. А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

1

11

30

Картина сельского быта.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

14

31

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

17

32

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

18

33

И. А. Бунин «Листопад»

1

21

34

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

24

35

Контрольный урок по теме  «Поэтическая тетрадь»

1

25

36-37

Научно-познавательная сказка. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

28,1.12

38-39

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

2,5

40-41

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2

8,9

42-43

Сказ П. П. Бажова

«Серебряное копытце».

2

12,15

44

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова

«Серебряное  копытце»

1

16

45

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков

«Аленький  цветочек»

1

19

46

С. Т. Аксаков «Аленький  цветочек»

1

22

47-48

С. Т.  Аксаков «Аленький цветочек»

2

23,26

49

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

1

29

50

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»

1

16.01

51-52

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

2

19,20

53

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

Средства создания комического эффекта

1

23

54

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

26

55

В. В. Голявкин «Никакой  горчицы я  не ел»

1

27

56

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час»

1

30

57

Б. С. Житков

«Как я ловил человечков».

1

2.02

58

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

3

59-60

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

2

6,9

61-62

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

10,13

63

М. М. Зощенко «Елка».

1

16

64

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

17

65

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

20

66

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

24

67-68

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

2

27,1.03

69

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

2

70

Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш»

1

5

71

Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш»

1

9

72

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

12

73

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

15

74

М. М. Пришвин  «Выскочка»

1

16

75

Е. И. Чарушин «Кабан».

1

19

76

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

22

77

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Составление плана. Краткий пересказ.

1

23

78

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

5.04

79

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

6

80

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

9

81

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

12

82

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

13

83

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

16

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

19

85

И. С. Никитин «Русь»

1

20

86

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

23

87

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

26

88

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

27

89

Обобщение по разделу «Родина»

1

30

90-91

Е. С. Велтистов «Приключения

Электроника»

2

3.05,

4

92-93

Кир Булычев «Путешествие

Алисы»

2

7,10

94

Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»

1

11

95-96

Д. Свифт «Путешествие

Гулливера»

2

14,17

97

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

18

98

Г.-Х.  Андерсен «Русалочка»

1

21

99-100

Марк Твен« Приключения

Тома Сойера."

2

24,25

101-102

Библейские сказания. С. Лагерлеф

«Святая ночь» «В Назарете»

2

28,31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...