"Устное русское народное творчество"
план-конспект урока по чтению на тему

Золотова Оксана Николаевна

материал предназначен для проведения урока литературного чтения или внеурочной работы во 2-4 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1277110724.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

             ТЕМА:  «РУССКОЕ  УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО».

ЗАДАЧИ УРОКА:  1. Расширять знания детей о русском устном народном

                                     творчестве.

                                 2. Способствовать развитию интереса к изучению этих

                                     произведений.

                                 3. Развивать творческие способности детей, их память,

                                     внимание.

                                 4. Способствовать воспитанию патриотических чувств,        

                                     прививать любовь к русскому устному народному

                                      творчеству.

                                                  ХОД  УРОКА.

  1. ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧ  УРОКА.

(Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»).

- Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка-малинка» начинается наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.

    Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки, скороговорки, - да всего и не перечислишь. Все эти произведения называются фольклором.

- Так что же такое «фольклор»? что об этом слове говорится в толковом словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре) 

- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

- Кто являлся их автором?

- Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями русского народа.

  1. ИЗУЧЕНИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  РУССКОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА.

- На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы, наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.

- И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали колыбельные русские песни.

               (Девочки качают своих кукол и поют):

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Котя,-котинька, коток,

Котик, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать!

         - Дитя потягивается и ему приговаривают:

Тяги, тяги, потягушеньки!

На дочку подрастушеньки,

Ты расти здоровая все времечко,

Как пшеничное тестечко.

            - Заболит пальчик:

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы!

               - Купают ребенка – приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба –

На пустой лес, на чистую воду,

Под гнилую колоду!

                  - Строго разговаривают:

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи во потьмах –

Ходит страх во кустах.

                     - Ласкает дочку:

Ах, ты, моя девочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

     - А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается, всё народные песенки, потешки, прибаутки.

Ладушки, ладушки!

Испечем оладушки.

На окно поставим – остывать заставим.

Воробышки прилетели, все оладушки поели.

Кыш! И улетели! На головку сели.

     - А помните потешку про сороку-воровку? Ну-ка, все вместе!

Сорока-воровка!

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала, этому дала,

А самому маленькому – шишок под носок.

    - А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни-потешки:

Водичка, водичка!

Умой мое личико!

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

      - Много народных песенок посвящено животным:

- Кисонька – мурысенька,

  Ты где была?

         - На мельнице!

- Кисонька – мурысенька,

  Что там делала?

         - Муку молола.

- Кисонька – мурысенька,

  Что из муки пекла?

         - Прянички!

- Кисонька – мурысенька,

   С кем прянички ела?

          - Одна!

- Не ешь одна!

  Не ешь одна!

       - А как задорно звучит песенка про коровушку. А ну-ка, ребята, спойте ее.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью!

Кушай досыта, Буренушка моя,

Чтобы сливочек ты детушкам дала!

     - Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как обойтись в игре без считалочки? Ну-ка, детки, в круг!

Раз-два-три-четыре-пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал!

Серый зайчик убежал.

    - А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки: лапта, горелки и многие другие.

    - Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы, прибаутки, шутки.

- Здорово, кума!

- Да на рынке была.

- Никак ты глуха?

- Купила петуха!

- Прощай, кума!

- Пять рублей дала!

- Федул, чего губы надул?

- Да кафтан сжег!

- Зашить можно.

- Иглы нету.

 - А велика ли дыра-то?

- Один воротник остался.

    - А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их почитаем.

                          (Дети читают скороговорки)

     - Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси издавна сопровождалась песнями.

         ( Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок»,

           сопровождая ее движениями)

     - Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские! Тверские! Костромские! Рязанские!

Эх топни нога, топни правенькая.

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать

И ребят стеснялася.

А гармошка заиграла –

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Я плясал в три ноги,

Потерял сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои лежат!

Сидит ежик на березе,

Белая рубашка,

На головке сапоги,

На ноге – фуражка!

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

На окошке два цветочка

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ты не стой у ворот,

Не маши картузиком.

Все равно гулять не буду

С таким карапузиком.

    - А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.

             ( Дети называют русские народные пословицы, поговорки,

              загадывают друг другу загадки)

     - Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

     - Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели:

Уж и ходим мы,                  Щедрый вечер,                 Уж и будем брать,

Уж и бродим мы                 Добрый вечер,                  Будем брать – скупать –

По проулочкам,                  Добрым людям                 Все калачики, все горячие.

По заулочкам.                     На весь вечер!

     - Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:

Уж ты, тетушка, подай,

Ты, лебедушка, подай.

Ты подай-ка пирог –

С рукавичку широк.

Подавай, не ломай

И начинку не теряй.

Уж ты не скупись,

С нами, тетя, поделись.

      - Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия:

Счастья вам хозяин с хозяюшкой!

С Новым годом! Со всем родом!

     - А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские народные сказки принесли вы с собой?

     - А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки).

     - Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко, причем многие произведения он записал в Смоленской области.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

     - Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками, небылицами).

     - Как же назвать одним словом все эти произведения?

    - Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского фольклора.

     - Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки -  память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.»

     - Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и своим детям и даже внукам.

    - Урок окончен.       

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

Открытый интегрированный урок "От чистого сердца" ( о русском народном творчестве)

Русская песня, русский танец и русские народные инструменты - герои обобщающего урока....

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества" . Мероприятие знакомит с творчеством ненецкого народа....

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...