Сказки Х.К. Андерсена.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Филимонова Наталья Валерьевна

урок с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc118.5 КБ
Office presentation icon andersen.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказки Х.-К. Андерсена

Ход урока

  1. Орг. момент

  1. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте орфографически.

- Прочитайте орфоэпически.

- Подготовьтесь читать выразительно.

- Как вы поняли смысл стихотворения? (ответы детей)

- Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, - от учителя или от него самого?

Слайд 1.

- Учитель у меня в портфеле!

- Кто? Быть не может! Неужели?

- Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

                    В. Берестов.

(Показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает).

  1. Актуализация знаний

- О какой стране говорится в стихотворении? (О Дании).

- Чтобы узнать, к кому мы отправимся в гости, расшифруйте ребус. (Андерсен)

- Рассмотрите выставку книг. Кому она посвящена?

- Сформулируйте тему урока (Сказки Х.-К. Андерсена)

   - Чему посвятил свою жизнь Х.-К. Андерсен?

- - Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей?

- На эти вопросы мы должны ответить в конце урока.

- Давайте составим план урока.

      1. Познакомиться с биографией и творчеством  писателя.

      2. Вспомнить сказки Андерсена.

Стих читает ученица

В цветущей Дании, где свет увидел я, 
Берёт мой мир своё начало; 
На датском языке мать песни мне певала, 
Шептала сказки мне родимая моя… 
Люблю тебя родных морей волна, 
Люблю я вас, старинные курганы, 
Цветы садов, родных лесов поляны, 
Люблю тебя отцов моих страна!

Сл. 2.

Выставка книг Андерсена.

Сл. 3.

Сл. 4.

На доску

  1. Новый материал (презентация, биография писателя)

- Мать, бабушка или старухи-соседки по вечерам рассказывали мальчику изумительные народные сказки. Именно их через много лет по-своему перескажет Ганс Христиан Андерсен для детей всего мира. Только в 17 лет,  чтобы продолжить своё образование, ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками.  Пять лет спустя он становится студентом Копенгагенского университета.

     В 1831 году Андерсен создал свою первую сказку, а  с 1835 года сборники его сказок выходили почти каждый раз к Новому году в подарок детям на ёлку.  

     На каменной глыбе у входа в Копенгагенский порт е датчане поставили  памятник Русалочке в знак  благодарности и признательности Андерсена.

      В России известен стал ещё при жизни: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».  

  1. апреля – международный день детской книги. 

Учреждена международная премия Андерсена за создание лучшей книги для детей. Вручается золотая медаль с профилем Андерсена.

        Ганс Христиан Андерсен оставил нам богатое литературное наследие. И всё-таки, главное, чем славен Г. Х. Андерсен, – это сказки. А их у него более 170! Волшебные, фантастические и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений. В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом. Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные.

- Проверим, как запомнили рассказ о жизни известного датчанина.

1. Когда  и  где  родился  Г. Х. Андерсен?

2. В какой семье  родился  Г. Х. Андерсен?

3. Кем была мать   Г. Х. Андерсена?

4. Во сколько лет Г. Х. Андерсен сел за парту в Копенгагене?

5. Какое высшее учебное заведение закончил  Г. Х. Андерсен?

6. В каком году вышла первая сказка Андерсена?

7. Какой подарок делал Андерсен каждый год детям под Новый год?

8. Как  датчане увековечили память об известном  сказочнике?

Сл.  5  - 8

-

Сл. 9 - 12

Проверочный тест  

Взаимопроверка (ответы в конвертах), самооценка

Сл. 13

  1. Физминутка

электронная

  1. Викторина в группах (самопроверка, самооценка «светофор»).
  1. Диалог героев («Стойкий оловянный солдатик»)

Карлик. Солдатишка, куда ты идёшь, опираясь на ружьё? Лучше останься в коробке!

Солдат. Я иду посмотреть на прекрасную танцовщицу.

Карлик. Я знаю, она живёт в картонном замке. А напротив замка лежит зеркало, и она танцует на этом зеркале, а потом опять прячется в замке.

Солдат. А ещё на ней золотое платье, и вообще она прекрасна!

Карлик. Тебе же трудно идти к картонному замку на одной-то ноге!

Солдат. Нет, я пойду. И мне ничуть не тяжело на одной ноге! Подумаешь, что олова немного не хватило, и у меня вышла только одна нога… Нас много в коробке, таких солдатиков, все мы сыновья одной оловянной ложки. Но одноногий только я один.

Карлик. Не ходи к картонному замку, Солдат! А то тебе придётся очень плохо!

Солдат. Но мне так нравится эта картонная плясунья, что за возможность постоянно видеть её я охотно отдал бы все на свете!

  1. Задания на карточках. Составьте пары сказочных предметов и названия сказок.

Скорлупка грецкого ореха

 

 Стойкий оловянный солдатик

Зонтик

 

 Дюймовочка

Санки

 

 Снежная королева

Крапива

 

 Свинопас

Бумажный кораблик

 

 Дикие лебеди

Музыкальный горшочек

 

 Оле-Лукойе

  1. Диалог героев (Герда и Снежная Королева)

Герда. Что это? Одна снежинка росла – росла. И превратилась в ослепительную красавицу! На голову и плечи её будто накинуто покрывало из миллиона снежинок. А одежда её из блестящего голубоватого льда. А глаза сияют как звёзды. До чего же хороша!

Снежная королева. Знаешь, кто я? Я – повелительница снегов и метелей. Живу  в ледяном дворце на Севере среди вечных снегов. Мне служат тролли.

Герда. Это ты украла моего названного братца Кая! Я догадываюсь, кто ты!

Снежная королева. Да, это я забрала с собой Кая! Он прицепил свои салазки к моим большим и красивым саням! Это значит, что он не узнает бедствий и несчастья, холода и мучений совести. Он будет счастлив! Осколок волшебного зеркала троллей поможет ему забыть обычных людей и подружиться со мной.

Герда. Нет, нет! Так не должно быть! Если человек попал в беду, ему нужно постараться помочь. Я спасу тебя, мой названный братец Кай!  

  1. Кроссворды:
  1. Кто путешествовал в кораблике из газетной бумаги по водосточной

канаве?

  1. Кто привёл Герду во дворец к принцу и принцессе?
  2. Кто сказал: «Вот ведь и сабля-то у тебя загляденье, да и ранец-то вон большущий»?
  3. Кто должен был умереть от ножа до восхода солнца?
  4. Про кого эти строки: «У тебя будет прекрасный муж. У самой  королевы нет такой бархатной шубы»?
  5. Основной материал для одежды принцев из сказки «Дикие лебеди»
  6. Имя мальчика из сказки «Снежная королева».

Сл. 14

Ученики

Картинка

Сл. 15

В группах

Самопроверка (на доске),

самооценка «Светофор»

ученицы

Картинка 

Сл. 16

 В группах

Самопроверка (на слайде),

самооценка «Светофор»

Сл. 17

  1. Рефлексия (синквейн) в группах.

1.  Х.-К. Андерсен

2. … (два прилагательных)

3. … (три глагола)

4. … (связное предложение)

5. … (слово-синоним к первому)

В группах

Проверка устно

1. Андерсен

2. Одинокий, бедный

3. Сочиняет, фантазирует, учится.

4. Великий датский писатель.

5. Сказочник

  1. Итог урока

- - Чему посвятил свою жизнь Х.-К. Андерсен?

- - Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей?

(Андерсен подарил миру лучшие сказки и истории, в которых воспевал Любовь, Добро и Справедливость, поэтому произведения датского писателя живут после его смерти.)

Сл. 18-19

  1. Д/З

 - На формате А4 рисунок и отзыв по сказке.

индивидуально-дифференцированное на карточках

       

Скорлупка грецкого ореха

Стойкий оловянный солдатик

Зонтик

Дюймовочка

Санки

Снежная королева

Крапива

Свинопас

Бумажный кораблик

Дикие лебеди

Музыкальный горшочек

Оле-Лукойе

Скорлупка грецкого ореха

Стойкий оловянный солдатик

Зонтик

Дюймовочка

Санки

Снежная королева

Крапива

Свинопас

Бумажный кораблик

Дикие лебеди

Музыкальный горшочек

Оле-Лукойе

Скорлупка грецкого ореха

Стойкий оловянный солдатик

Зонтик

Дюймовочка

Санки

Снежная королева

Крапива

Свинопас

Бумажный кораблик

Дикие лебеди

Музыкальный горшочек

Оле-Лукойе


Синквейн

1.  Х.-К. Андерсен

2.__________________________________________________________________________ (два прилагательных)

3. ________________________________________________________________________ (три глагола)

4. _________________________________________________________________________

      (связное предложение)

5 _________________________________________________________________________  

(слово-синоним к первому)

Синквейн

1.  Х.-К. Андерсен

2._________________________________________________________________________ (два прилагательных)

3. ________________________________________________________________________ (три глагола)

4. ________________________________________________________________________

      (связное предложение)

5 _________________________________________________________________________  

(слово-синоним к первому)

Синквейн

1.  Х.-К. Андерсен

2. _________________________________________________________________________ (два прилагательных)

3. ________________________________________________________________________ (три глагола)

4. _________________________________________________________________________

      (связное предложение)

5 _________________________________________________________________________  

(слово-синоним к первому)

Синквейн

1.  Х.-К. Андерсен

2. _________________________________________________________________________ (два прилагательных)

3. _________________________________________________________________________ (три глагола)

4. _________________________________________________________________________

      (связное предложение)

5 __________________________________________________________________________  

(слово-синоним к первому)


Скорлупка грецкого ореха

Стойкий оловянный солдатик

Зонтик

Дюймовочка

Санки

Снежная королева

Крапива

Свинопас

Бумажный кораблик

Дикие лебеди

Оле-Лукойе

Музыкальный горшочек

1.      2 - 1805г. В городе Оденсе в Дании

2.      2 - сапожника

3.      2 - прачкой

4.      3 - в 17 лет

5.      3 - Копенгагенский университет

6.      1 - в 1831 году

7.      3 - печатал сборник сказок

8.      2 - поставили памятник Русалочке

1.      2 - 1805г. В городе Оденсе в Дании

2.      2 - сапожника

3.      2 - прачкой

4.      3 - в 17 лет

5.      3 - Копенгагенский университет

6.      1 - в 1831 году

7.      3 - печатал сборник сказок

8.      2 - поставили памятник Русалочке

1.      2 - 1805г. В городе Оденсе в Дании

2.      2 - сапожника

3.      2 - прачкой

4.      3 - в 17 лет

5.      3 - Копенгагенский университет

6.      1 - в 1831 году

7.      3 - печатал сборник сказок

8.      2 - поставили памятник Русалочке

1.      2 - 1805г. В городе Оденсе в Дании

2.      2 - сапожника

3.      2 - прачкой

4.      3 - в 17 лет

5.      3 - Копенгагенский университет

6.      1 - в 1831 году

7.      3 - печатал сборник сказок

8.      2 - поставили памятник Русалочке

1.      2 - 1805г. В городе Оденсе в Дании

2.      2 - сапожника

3.      2 - прачкой

4.      3 - в 17 лет

5.      3 - Копенгагенский университет

6.      1 - в 1831 году

7.      3 - печатал сборник сказок

8.      2 - поставили памятник Русалочке

1.      2 - 1805г. В городе Оденсе в Дании

2.      2 - сапожника

3.      2 - прачкой

4.      3 - в 17 лет

5.      3 - Копенгагенский университет

6.      1 - в 1831 году

7.      3 - печатал сборник сказок

8.      2 - поставили памятник Русалочке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе Сказки Х.К. Андерсена Филимонова Наталья Валерьевна Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 32» Города Кургана

Слайд 2

- Учитель у меня в портфеле! - Кто? Быть не может! Неужели? - Взгляни, пожалуйста! Он тут, Его учебником зовут. В. Берестов. Речевая разминка

Слайд 3

Антон – тон + день – нь + рот - - от + сено – о = А Н Д Е Р С Е Н

Слайд 4

Сказки Ханса Кристиана Андерсена 1805 – 1875 Тема урока

Слайд 5

- Чему посвятил свою жизнь Х.-К. Андерсен? - Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей?

Слайд 6

Дания – родина Андерсена

Слайд 7

Столица Дании - Копенгаген Площадь городской мэрии Площадь Ратскеллер Центр города

Слайд 8

Оденсе – родной город Андерсена

Слайд 9

Биография Родился 2 апреля 1805 года в семье сапожника и прачки С детства писал стихи, трагедии, пел и декламировал Мечтал стать актёром Лишь в 17 лет пошёл учиться в гимназию Закончил Копенгагенский университет

Слайд 10

Андерсен – великий датский сказочник Всемирную известность приобрёл в 1835 году после издания сборника «Сказок, рассказанных для детей» Всего написал 170 сказок В России известен стал ещё при жизни: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России»

Слайд 11

В 1831 году Андерсен создал свою первую сказку, а с 1835 года сборники его сказок выходили почти каждый раз к Новому году в подарок детям на ёлку.

Слайд 12

В память об Андерсене Памятник Андерсену у городской Ратуши Дом, в котором жил Андерсен Памятник Андерсену Памятник Русалочке

Слайд 13

В память о великом сказочнике Могила Андерсена в Копенгагеге 2 апреля – международный день детской книги Учреждена международная премия Андерсена за создание лучшей книги для детей Вручается золотая медаль с профилем Андерсена

Слайд 15

Викторина по сказкам Х.-К. Андерсена

Слайд 18

В О Р О Н П Л Д А И Т К И Р К О Т Д С Ь М Е В П В А А Р К А Й 1 2 3 4 Ц 5 6 7

Слайд 19

- Чему посвятил свою жизнь Х.-К. Андерсен? - Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей? Итог урока

Слайд 20

Андерсен подарил миру лучшие сказки и истории, в которых воспевал Любовь, Добро и Справедливость, поэтому произведения датского писателя живут после его смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена

Презентация. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе по предмету....

Урок внеклассного чтения «О дружбе, верности, любви по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»."

• Класс: 4 • УМК: Школа России  • Учебный предмет: внеклассное  чтение                             ...

Урок -путешествие по сказкам Х.К. Андерсена.

Данный урок ставит своей целью - познакомить учащихся с жизнью великого сказочника, его творчеством. Урок построен в форме путешествия, в котором принимают участие "сам сказочник", герои его сказок. У...

Тесты по литературному чтению Сказка Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"

Данный проверочный материал поможет активизировать работу на уроке литературного чтения....

Викторина по сказкам Г-Х Андерсена

Вопросы и занимательные задания по творчеству Андерсена...