Урок -путешествие по сказкам Х.К. Андерсена.
материал по чтению (4 класс) на тему

Данный урок ставит своей целью - познакомить учащихся с жизнью великого сказочника, его творчеством. Урок построен в форме путешествия, в котором принимают участие "сам сказочник", герои его сказок. Учащиеся на уроке не только знакомят нас с фрагментами сказок, но и знакомят с письмами, которые они написали Андерсену, рисунками. Ребята инсценируют отдельные эпизоды сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_puteshestvie_po_skazkam_h.k._andersena.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-путешествие по сказкам Х.К. Андерсена

Цели: продолжить знакомство с творчеством великого сказочника,

            развивать устную речь учащихся,

            продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся

Оформление:

  1. Портрет Х.К. Андерсена
  2. Грамзапись Грига «Сказки»
  3. Книжная выставка.

  1. Слово учителя (на фоне музыки)

Есть на свете страна, которую мы узнаём  и начинаем любить с самого раннего возраста.

Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства, потому что в ней жил и писал величайший сказочник мира Х.К. Андерсен.

Сказочник любил путешествовать.

Получил он как-то много денег, мог бы купить дом, чтоб свой был. С садом даже. А он взял да и купил на эти деньги билет на пароход, потому что в Англии – писатель Диккенс, который написал много прекрасных и добрых романов. И встретиться с Диккенсом было для Андерсена  важнее, чем купить дом.

А однажды он проезжал в дилижансе в Италии.

Была весна, ночь, полная крупных звёзд. В дилижанс село несколько деревенских девушек. Было так темно, что пассажиры не могли рассмотреть друг друга. И между ними начался шутливый разговор. Андерсен стал рассказывать девушкам о них самих. Он говорил, как о сказочных принцессах. Он увлёкся: восхвалял их зелёные сказочные глаза, пушистые косы, рдеющие губы, тяжёлые ресницы. Каждая была прелестна в описании сказочника. И по-своему счастлива. Девушки смущённо смеялись, но, несмотря на темноту, писатель заметил, как у некоторых из них блестели в глазах слёзы. Одна из попутчиц попросила, чтобы он описал им себя.

  2 Работа с портретом:

    - Каким предстал Андерсен перед девушками?

    - Что поражает в его лице?

     -Может ли этот человек  быть жестоким?

Да, Г.Х, Андерсен был некрасив, и он это знал, но знал он и другое: главное в человеке –его душа . Душа, открытая навстречу добру ,искренности ,любви.

А другая девушка попросила  попутчика рассказать о своей жизни.

3Что рассказал Андерсен девушкам? (рассказ учащегося)

Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье сапожника. В детстве он был не такой, как другие   мальчики. Не бегал, не строил игрушечные мельницы и корабли. Родители хотели научить сына какому-нибудь ремеслу, но у него ничего не получалось. Всё валилось из рук: и молоток, и гвозди, и  иголка. Думали, что он лентяй и  тупица. А он вовсе и не был лентяем и тупицей .Просто он всё время мечтал и фантазировал .Сами по себе приходили к нему в гости причудливые сказки. Из-за этого он и грамоте выучился позже других  детей. Подростком уехал Г.Х.Андерсен в столицу Дании. Кем только не работал он, чтобы прокормиться! Но сказки не оставляли его. И постепенно он стал известным  писателем - сказочником. Сказки не считались тогда настоящей литературой. За них платили очень мало, над их автором часто насмехались. Андерсен был очень беден. Он был плохо одет, у него не было собственного дома, но это не огорчало его. Раз он шёл по улице, а навстречу ему один богатый  литератор. Узнал сказочника и говорит: «Господин Андерсен, неужели то,что у Вас на голове, Вы считаете шляпой?» Андерсен не растерялся и ответил: «Господин такой-то, а неужели то, что у Вас под шляпой, Вы считаете головой?»  Вот таким был великий сказочник.

Учитель:

 - Да, нелегко пришлось писателю, много испытал он. И всё же он счастливый человек. Его любили, любят и взрослые , и дети.

Итак, мы представили, о чём мог бы произойти разговор в дилижансе.

    4 Первая остановка на станции «Копенгаген»

     - краткий рассказ о Копенгагене.

     Учитель:

-А наше путешествие продолжается по улочкам Копенгагена.

Кругом приветливые лица, простые люди узнают Андерсена, нежно улыбаются ему, машут вслед рукой.  Да это и понятно. Он был певцом бедняков, хотя и короли считали за честь пожать его сухощавую руку.

        Разве можно быть равнодушным, слушая его забавные истории, видя вот эти предметы?

       5   Следующая остановка на станции «Угадай»

- Из каких сказок пришли к нам вот эти предметы? Краткий пересказ понравившегося эпизода.

1.Ранец  («Огниво»)

Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел с войны.

2. Горошина (« Принцесса на горошине»,

3.Ложка («Стойкий оловянный солдатик»,

Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложки.

4.Сеть («Дикие лебеди»

Всю ночь провели они за плетением сетки из гибкого лозняка и тростника; сетка вышла большая и прочная

  1. «Жаба»

Сядь Элизе на голову, когда она войдёт в купальню, пусть она сделается такой же тупой и ленивой, как ты.

  1. Серные спички «Сундук –самолёт»

Жила-была пачка серных спичек, очень гордых своим высоким происхождением; глава их семьи, то есть сосна, была одним из самых крупных и старейших деревьев  в лесу.

  1. Зонтик «Оле-лукойе»

Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сны.

Учитель:

- Молодцы, я вижу вы читали сказки, знаете героев, а теперь…

- попробуйте отгадать, из каких сказок пришли к нам эти герои? (инсценировки сказок)

1. «Свинопас»,

2. «Принцесса на горошине»,

3. «Дюймовочка»,

4. «Голый король».

 Учитель:

А наш дилижанс движется дальше.

6 И вот он подъехал к почтовому отделению. Здесь Андерсену вручили много писем. Некоторые мы прочитаем вместе с ним.

- Чтение писем Андерсену.

- Ребята, на секунду представим, что тролль сделал своё злое дело, и вот кусочек волшебного зеркала попал в наш класс, в наши сердца.

7 Следующая станция «Какие мы? Какими же мы будем?»

- Кто хочет воспроизвести эту картину?

Учитель:

-Хватит, хватит. Мне страшно стало. Вот видите, ребята, что может произойти, если восторжествуют тролли. И поэтому мы все должны сделать, чтобы было больше добрых фей, а не троллей.

- Ребята, я несколько раз произнесла слово тролль.

8Словарная работа.

- Что означает слово тролль? (злой волшебник)

- И можно ли, не читая сказки сказать, что она нерусская?

9 Наше путешествие заканчивается. Мы остановились у последней станции «Художественной». Ребята проиллюстрировали свои любимые сказки. Оцените их рисунки.

 Заключительное слово учителя:

Наше путешествие на сегодняшний день закончилось.Мы познакомились с замечательным человеком,писателем,мы встретились со сказочными героями, которые очень похожи на нас,потому что они,как и мы, мечтали о счастье,о победе добра ,они ненавидели зло и несправедливость.  А сейчас мы должны немного отдохнуть, поразмыслить,  пофантазировать, а дома

1 ряд:составить  кроссворд по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена

2 ряд: придумать сказку  «Что было бы,если б Дюймовочка вышла замуж за крота?»

3 ряд: написать сказку из жизни заколдованного друга.

И закончить урок-путешествие я хочу следующими словами Андерсена, которые говорят о народной основе произведений сказочника.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало.

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г- Х АНДЕРСЕНА.

ЦЕЛЬ: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения; развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, умение работать в команде....

Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»

Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...

Игра -путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 3 кл

урок внеклассного чтения в 3 классе по сказкам Г.Х. Андерсена...

Урок внеклассного чтения во 2 классе " Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена"

Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка».   Цель  урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пяте...

Занятие внеурочной деятельности "Эрудит" на тему "Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена" (2 класс)

Тип занятия - занятие построения системы знаний. Построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности, принцип доступности, принцип активности (поддерживал...