Главные вкладки

    Игра -путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 3 кл
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    урок внеклассного чтения в 3 классе по сказкам Г.Х. Андерсена

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon igra_-puteshestvie_po_skazkam_g.h._andersena_3_kl.zip2.91 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ "СШ№8"

    Конспект  урока внеклассного чтения в 3-ем классе:

    « Игра–путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»

                                                   Учитель начальных классов

                                                    Лазарева Лариса Александровна

                                     

    г. Нижневартовск 2015

    Урок внеклассного чтения: «Игра-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

    Цель  урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;

    Задачи урока:

    -  формировать читательские умения и литературоведческие понятия;

    -развивать речь учащихся, познавательную активность;

    - пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;

    -формировать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    В моём шкафу теснится к тому том,

    И каждый том на полке словно дом…

    Обложку-дверь откроешь второпях –

    И ты вошёл, и ты уже в гостях.

    Как переулок – каждый книжный ряд.

    И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

                                                                               Д. Кугультинов

    Учитель. Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в  этот замечательный волшебный мир.

    – Сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? (Ответы).

    слайд 2

    А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

    В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

    2. Работа по теме.

    Знакомство с биографией

     Учитель .  

    - Путешествие по сказкам Андерсена начнем со знакомства с его жизнью. А помогать мне будет Оле-Лукойе. Ребята, знаете ли вы, как переводится на русский язык это имя? Оле- Закрой –Глазки. В сказках так называли маленького человечка, посылающего сон малышам.

    Выходит мальчик в костюме Оле –Лукойе.

    Оле-Лукойе:

        Я – Оле-Лукойе,

        Я сказочный гном.

        Я – Оле-Лукойе!

        Всем детям знаком.

        Я зонтик раскрою,

        Вам сон подарю.

        И в сказку любую

        Попасть помогу.  

    - Здравствуйте, ребята! Никто на свете не знает столько сказок, сколько я . У меня есть два зонтика: черный и цветной.  Кто помнит, для чего они мне нужны? ( Цветной  зонтик Оле-Лукойе раскрывает над послушными детьми, и им  всю ночь снятся сказки, а другой зонт – черный – над непослушными, и они спят без сновидений.

       Сегодня я расскажу вам историю о детстве Ганса Кристиана Андерсана.     слайд 3

     Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе..Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.   слайд 4

    Учитель.    слайд 5

    - Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал  мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .

    Оле-Лукойе:  слайд 6

     - Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец.                                                         Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.  Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес.  Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он  получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

           слайд 7

    В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

    Учитель.    слайд  8

    - Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

             

    слайд 9

    Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана, что ее «сын станет великим человеком, и город зажжет иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось еще при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.

    слайд 10

    Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.

    слайд 11

     И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена. (Показать изображение медали).

    Викторина по сказкам  Г. К. Андерсена

    (класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан)

    Учитель.

    - Ну что же, а теперь отправляемся в удивительный волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена.  К сегодняшнему уроку вы  прочитали много его  сказок и готовы побороться за звание “Лучший читатель сказок Андерсена”. Задача каждой команды, участвуя в игре, нужно  набрать наибольшее количество жетонов. Итак, в путь!

     

    Оле-Лукойе:  

      Вы ждете, когда же я сказку начну?

      Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,

      Где принц, королева живут и король,

      А у горошины главная роль!      

    Оле-Лукойе раскрывает разноцветный зонтик.

    Конкурс «Звездный час»

    Задается вопрос. Команды совещаются и по сигналу ведущего поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, ответа.

    • В какой стране жил Г.-Х. Андерсен?

    1. Швеция

    2. Германия

    3. Дания

    4. Италия

    • Из четырех произведений одно не принадлежит Андерсену.

    1. «Оле-Лукойе»

    2. «Гадкий утенок»

    3. «Дюймовочка»

    4. «Белоснежка и семь гномов»

    • Из  четырех предметов три взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.

    1. Оловянная ложка

    2. Сундук

    3. Ранец

    4. Сабля

    • Из какой сказки эта песенка: «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

    1. «Русалочка»

    2. «Свинопас»

    3. «Дикие лебеди»

    4. «Соловей»

    Конкурс « Узнай сказку по началу»

    Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

    У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

    «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»)

    «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)

    «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

    Конкурс «Узнай героя»  слайды 13 -14

    1. «Черный как уголь, но, впрочем, тоже их фарфора и сам по себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка. Он премило держал в руках лестницу; личико у него было белое, а щечки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее».

    Трубочист. «Пастушка и трубочист»

    2. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».

    Гадкий утенок. «Гадкий утенок»

    3. «Он восседал в своем золоченом кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду».

    Китайский император. «Соловей»

    4. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп».

    Крот. «Дюймовочка»

    5. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»

    Принцесса. «Принцесса на горошине»

    6. «Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма».

    Элиза. «Дикие лебеди»

    7. «Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось… Он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его  предложение согласием».

    «Свинопас»

    8. «Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье».

    Принц. «Русалочка»

    9. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется… Под мышками у него по зонтику: один с картинками…, а другой совсем простой, гладкий…»

    Оле-Лукойе. «Оле-Лукойе».

    Конкурс «Угадай сказку» ( слова напечатаны на листочках, команды вытаскивают поочередно листочки, прочитывают и после совещания называют сказку)

    Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные им подборки слов.

    1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»).

    2. Лебедь, яйца, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»).

    3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).

    4. Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»).

    5. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).

    6. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).

    Конкурс «Знатоков» (Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)

    1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?        

    (У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню)

    2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять?        

    (Старый король)

    3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?        

    (С дюйм. Отсюда её имя)

    4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?        

    (Старуха мать)

    5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье?        

    (Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей)

    6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?        

    (Паспорт)

    7. Куда попали осколки зеркала Каю?        

    (В сердце и в глаз)

    8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?        

    (Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится)

    9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие?        

    (Целую дюжину устриц)

    Конкурс «Что надо сделать, чтобы…»

    1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

    2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).

    3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

    4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).

    5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

    6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).

    7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

    8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).

    9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).

    3. Заключительное слово учителя.

    Оле-Лукойе:  

        Закончились сказки, рассвет настает.

        Пора просыпаться, работа всех ждет.

        Я каждую звездочку с неба сниму,

        Почищу и снова на место верну.

        Весь мир разукрашу

        К воскресному дню.

        А вечером снова

        Со снами приду.

    слайд 15

    Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети,

    памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

    слайд 16

    И хоть сегодняшнее  наше  необыкновенное путешествие закончилось, но  самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

     (Подведение итогов игры, награждение победителей.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок -путешествие по сказкам Х.К. Андерсена.

    Данный урок ставит своей целью - познакомить учащихся с жизнью великого сказочника, его творчеством. Урок построен в форме путешествия, в котором принимают участие "сам сказочник", герои его сказок. У...

    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г- Х АНДЕРСЕНА.

    ЦЕЛЬ: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения; развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, умение работать в команде....

    Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»

    Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...

    Урок внеклассного чтения во 2 классе " Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена"

    Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка».   Цель  урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пяте...

    Занятие внеурочной деятельности "Эрудит" на тему "Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена" (2 класс)

    Тип занятия - занятие построения системы знаний. Построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности, принцип доступности, принцип активности (поддерживал...