Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: С. А. Есенин «Черемуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дузь Валентина Ивановна
Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деятельности ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  литературного чтения  в 3 классе

Учитель начальных классов  Дузь Валентина Ивановна, МБОУ ООШ № 21 Тимашевский р-он, ст.Роговская

Тема урока  С. А. Есенин «Черемуха»

Цель:  знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Задачи: учить  чувствовать  и  понимать  образный  язык  поэтического  произведения;  развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные формы работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)

-  Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)

  1. Повторение биографии С.Есенина

- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.

Ученики рассказывюет о С.А.Есенине

    Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской  области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

    А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.    Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

    Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

  1. Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»

- Я обещала встречу с весной. - Весна...

- Какие картины природы возникают у вас в памяти?

- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (Слайд 10)

- О чем будет стихотворение?

-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами) 

- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами: (Слайд 11)

Роса медвяная - ароматная   с  запахом меда.

Зелень пряная – с острым ароматным запахом.

- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

Учитель читает стихотворение «Черемуха». (Слайд 12)

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас?

- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?

- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)

- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

- Но не только поэты изображают черемуху в своих произведениях, но и художники и композиторы.

- Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших весну.

- А теперь давайте прослушаем песню «Черемуха» в исполнении Валентины Толкуновой.

Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.        

Работа с поэтической лексикой

1. Прочитать стихотворение

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание.                        (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.  

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

- Почему о дереве говорится как о цветке?

- Почему «с весною», а не «весною»?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

- Почему автор использует такое сравнение?

Метафора  - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение -  это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.

Черемуха, ручей

- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)

- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)

- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

  1. Итог урока. Домашнее задание

- Удалось вам почувствовать весну?

- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

- Какую загадку стихотворения мы разгадали?

-  Дома выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру на тему: "С. А. Есенин «Черемуха»" 3 класс

С. А. Есенин «Черемуха» ( интегрированный урок: окружающий мир и литературное чтение)...

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

Конспект урока по литературному чтению на тему : С. А. Есенин "Черемуха"

Конспект урока политературному чтению.  С.А. Есенин " Черемуха"...

Конспект урока по теме С.А. Есенин «Черемуха».

Конспект урока по теме С.А. Есенин «Черемуха»....

конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс

данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением...