конспект урока чтения в 3 классе школы 8 вида по теме : " Обобщение по теме - Народные сказки"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Визгалова Светлана Александровна

В этом конспекте представена разработка открытого урока по чтению и развитию речи для обучающихся коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_v_3_kasse.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3-м классе

коррекционной школы VIII вида

 Тема: "  Обобщение по теме « Народные сказки."

Визгалова Светлана Александровна,

 учитель начальных классов

Цель: обобщение  и систематизация знаний  по данной теме.

Задачи:

1.Образовательные:

  • углубить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки»;
  • формировать умение оперировать полученными знаниями  на уроке;
  • формировать  навык  правильного, плавного, выразительного, осознанного чтения и пересказа.

2.Коррекционно - развивающие:

  • развивать способности учащихся анализировать поступки героев;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать и корригировать речь, внимание фантазию, воображение,            творческие способности;
  • учить сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы,     классифицировать, давать полный ответ;
  • корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся.

     3.Воспитательные:

  • воспитывать чувства доброты, благодарности, отзывчивости и трудолюбия, умение сопереживать, смелость и храбрость;
  • прививать интерес к чтению и любви к народной сказке;
  • формировать навыки коллективной работы.

Тип урока:   Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая  и индивидуальная.

Оборудование:

- мультимедийный проектор

- интерактивная доска

- учебник

- таблички с названиями сказок

- таблички с названиями народностей

- таблички с выводами по сказкам

- карточки с текстом с пропущенными окончаниями

- выставка книг

- тарелка

- кувшин

- картинки к сказке

- шкатулка

План урока:

  1. Организация начала урока
  2. Речевая разминка.
  3. Подготовка к основному этапу.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Физкультминутка.
  6. Продолжение обобщения и систематизации знаний.
  7. Подведение итога урока.

8.   Домашнее  задание.

      9.   Рефлексия.

Ход урока:

( Слайд 1 - титульный)

1.Оргмомент:


- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Сегодня  у  нас с вами, ребята, необычный урок чтения и развития речи. Проведу его вам я – Светлана Александровна.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

- К нам на урок пришли гости и я хочу поздороваться с вами и нашими гостями. Мне очень приятно видеть  блеск в ваших глазах. Пусть это радостное настроение не покидает вас в течение всего урока и всей вашей школьной жизни. Улыбнёмся друг другу  и пожелаем удачи.

2. Речевая разминка:

  - Что мы делаем  на уроке чтения? 

  - Прочитаем хором:

(Слайд 2 – со шторкой)

Читаем

Думаем

Рассуждаем

Отвечаем

- А как мы читаем?

- Громко, правильно, выразительно.

-  А как отвечаем?

 - Чётко, полными ответами.

- Мы будем разговаривать,

   Мы будем выговаривать,

 

  Так правильно и внятно,

  Чтоб было все понятно. ( Учащиеся проговаривают вместе с учителем)

- А для этого мы должны провести речевую разминку.

( Слайд 3).

Скороговорка: «кукушка кукушонку купила капюшон» чтение по доске хором, медленно, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах.

3. Подготовка к основному этапу:

а) введение в тему (звучит музыка  с видео  из программы « В гостях у сказки», учитель под музыку читает стихи)

 - Вот вижу я добрые лица, 
 Меняются звуки и краски… 
 Тихонько скрипит половица, 
  По классу  ходят… сказки

 - А почему сегодня к нам в класс пришли сказки? 

- Потому что мы закончили изучение раздела « Народные сказки».

- А что такое сказки? (ответы детей)

( Слайд 4).

- Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

- А что такое народные сказки?

- Это сказки, которые сочинил народ.

б) сообщение темы и целей урока

- У каждого народа есть свои сказки. Сегодня на уроке мы вспомним те сказки, которые прочитали в разделе «Народные сказки», отправимся в путешествие по сказкам и я посмотрю, что вы запомнили  и знаете об этих сказках.

- А сказки каких народов вы читали из этого раздела?

- Русского, мордовского, ненецкого. ( Таблички с названиями  на столе, учащиеся прикрепляют их на доску.)

4. Обобщение и систематизация знаний:

- Я хочу для начала проверить, а знаете ли вы названия сказок, которые читали на уроках?

а) «Восстанови сказку»

(Слайды 5 - 10).

- «Лиса и цапля»

- «Заяц – врун»

- «Как волк мужика спас»

- «Ласточка»

- «Про серую мышку и мишку – вертушку»

- «Сиротинушка»

( на слайде появляются по одному неправильные названия сказок, дети дают правильное название, находят его на карточке на столе учителя и прикрепляют на доску в соответствии с табличками – какого народа данная сказка)

б)  работа по сказке «Лиса и журавль»

( вниманию учащихся предлагаются предметы: кувшин и тарелка, они должны угадать из какой сказки эти предметы)

-  Какой фразой начинается сказка? Прочитайте.

- «Лиса с журавлём подружились».

- Можно ли назвать лису и журавля друзьями?

- Нет.

-  Почему?

- Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.

-  Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

 - Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

- Угостить его из кувшина.

- А как журавль должен был угостить лису?

- Угостить её из тарелки.

- Подберите к началу пословицы её конец, прочитайте получившиеся пословицы и скажите, которая подходит к нашей сказке?

( Слайд 11).

              Работай до поту, так и поешь в охоту.

              Как аукнется, так т откликнется.

- Как вы её понимаете? (ответы детей)

- Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

- Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

( на доске вывешиваются таблички со словосочетаниями:

- не делать плохо другу

- делать хорошее)

б)    работа по сказке « Заяц – хвастун»

- Отгадайте загадку, о ком в ней едёт речь?

Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я! 
(Заяц)

- Героем какой сказки является заяц?

- « Заяц- хвастун».

- Почему его так назвали?

- Потому что он всё время хвастался.

- Прочитайте, как он хвастался. (Выборочное чтение с. – 112.)

- Каким заяц стал в конце сказки?

- В конце сказки заяц оказался храбрецом.

- Почему? (ответы детей)

( Слайд 12). 

 ( учащиеся  пересказывают  сказку  по картинкам на слайде )

- Что доказал заяц своим поступком?

- Не надо хвастаться, надо быть смелым и храбрым.

(на доске вывешиваются таблички со словосочетаниями:

- не хвастаться

- смелым и храбрым)

5. Физкультминутка. ( Музыкальная физминутка с зайчиком)

6. Продолжение  обобщения и систематизации знаний.

а) работа по сказке « Как мужик волка спас».

( Слайд 13).

- Угадайте из какой сказки эти строчки? (учащиеся читают с экрана)

 « Другой раз не будь дуррнем, не спасай разбойника и вора! – крикнула ворона и улетела.»

- Кто герои этой сказки? 

- Мужик, корова, лошадь, ворона и волк.

( Слайд 14).

- Как мужик волка спас?

- Посадил в пустой мешок и верёвкой завязал.

- А как волк  вёл себя после своего спасения?

- Хотел съесть мужика.

- У кого они спрашивали совета о том, можно ли волку съесть мужика?

- У коровы, лошади и вороны.

- А почему корова и лошадь не дали правдивого совета?

-  Испугались.

- Какой совет мужику дала ворона? - (распределение ролей, чтение по ролям  с соответствующей интонацией и характера каждого героя  - с. 116 со слов  « Пошли…»)

( Слайд 13 – слайд со шторкой).

« Другой раз не будь дуррнем, не спасай разбойника и вора! – крикнула ворона и улетела.»

- За что волк был наказан в сказке?

 - За то, что на добро  хотел ответить злом.

- Так чему же научила нас эта сказка?

- Быть добрым и благодарным.

( на доске вывешиваются словосочетания:

-  добрым

-  благодарным)

б) работа по сказке « Кукушка»

- Я предлагаю вашему вниманию волшебную шкатулку, в которой находятся карточки со словами, встретившимися в этой сказке. Давайте их прочитаем и объясним их значение.

 - Чум – это переносное жилище народов севера, которое покрывалось    оленьими шкурами, берестой или корой.

-  Малица – это одежда из оленьих шкур с капюшоном.

 -  Пимы – это высокие сапоги из оленьей шкуры шерстью наружу.

(Слайд  16 - 18)

- Какую мудрую мысль содержит эта сказка?

- Заботиться о матери, помогать ей.

- В каких строчках она выражена?

- « Так и бежали за матерью дети….» с. 120

( учащиеся читают отрывок с пропущенными окончаниями)

в) работа по сказке  « Про бурого мишку и мышку – вертушку».

- Расставьте картинки по сказке в определённой последовательности. ( Картинки вывешены на доску)

- Чему научила нас эта сказка? 

- Помогать другу.  

( на доску вывешивается словосочетание:

помогать другу)

г) работа по сказке « Хаврошечка»  (тест – опрос )

 (Слайд 19 - 22).

- Сколько дочерей было у хозяйки?

  • Одна
  • Две
  • Три

- Как их звали?

  • Одноглазка
  • Четырёхглазка
  • Триглазка
  • Двуглазка

- Кто помогал Хаврошечке?

  • Собака
  • Корова
  • Лошадь

- Что выросло из косточек коровушки?

  • Груша
  • Яблоня
  • Вишня

- А эта сказка чему нас научила?

- Доброте и трудолюбию.

( на доску вывешивается табличка:

трудолюбию)

7.Подведение итогов.

-Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.

- Чему вас научила эти  сказки? (учащиеся читают с доски карточки с выводами по каждой сказке).

8.Домашнее задание.

Детям предлагается выставка книг со сказками, для дальнейшего их прочтения.

9. Рефлексия.       

- Интересно, ребята, вам было на уроке?                             

- А что вызвало ваш интерес, какие задания?

- Были ли у вас затруднения?

-  В чем?

- Продолжите предложения: 

( Слайд 23).

Я научился …

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно….

 Сегодня на уроке очень хорошо работали все ребята.

Большое спасибо вам! (оценки за урок)


( Слайд 24).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»

Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""

Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Урок чтения для учащихся 3 класса по теме "Обобщение по теме "Весёлые истории"

Урок чтения  для учащихся 3 класса по теме  "Обобщение по теме "Весёлые истории"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по теме «Русские писатели»"

Конспект разработан так. чтобы можно было:-обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;-совершенствовать умения соотносить произведения  с их автором,-разв...

Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».Задачи урока: Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в вып...