Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зиновьева Татьяна Фёдоровна

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».

Задачи урока: Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в выполнении заданий; формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей; формировать экологическую культуру и убеждение о необходимости охранять природу

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя

Зиновьева Татьяна Федоровна

Школа

№7

Предмет:

Литературное чтение

Тема:

Обобщение по теме: «Природа и мы»

Программа

Школа России

Учебник

Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

Место урока в изучаемой теме

Обобщающий урок по теме: «Природа и мы»

Тип урока по целеполаганию:

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока:

Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»

Задачи урока:

Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в выполнении заданий; формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей; формировать экологическую культуру и убеждение о необходимости охранять природу.

Основные термины и понятия темы:

Словарь: яр, сталактит, сайма, марал, фестон.

Личностные УУД:

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные УУД:

Составлять план и последовательность действий; поиск информации на странице учебника.

Предметные УУД:

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, читать текст; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

Учебник, иллюстрации, тесты для индивидуальной работы, конверты с заданиями в группах.

Этапы урока

Цель этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД:  позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

Чтение стихотворения В.Чижова «В природе столько красоты»

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Читают по одной строке наизусть

Метод:  стимулирование и мотивация учащихся.

2. Актуализация знаний

(Определение темы и цели урока.)

Разгадаем кроссворд, который вы видите на доске.

- Имя стрижонка.

- Лохматая собака из рассказа Куприна.

- Река, с берегов которой приехала Вьюшка.

- Кем была Выскочка?

- Озеро, где жил Приёмыш.

- Каким животным был Приёмыш? (Лебедь).

Кто учил стрижонка летать? (Вожак).

Учитель: Какое же слово у вас появилось в выделенных клетках. Верно, это слово – природа. Кто же из вас догадался, по теме какого раздела мы проведём урок-обобщение?

- Верно, ребята, по теме: «Природа и мы».

- А с какой целью мы проводим этот урок?

Разгадывают кроссворд (отвечают на вопросы учителя)

(Скрип)

(Барбос)

 (Бия)

(Сорока)

(Светлое)

(природа)

(Природа и мы.)

(Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.)

3. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Создание условий выявления учащимися места и причины затруднения .

Познавательные УУД: умение соотносить свои действия с используемым способом;

умение зафиксировать в речи причину затруднения.

1).  Задание «Найди пару».

-Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске).

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»

А.И.Куприн «Кабан»

В.П.Астафьев «Приёмыш»

Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

 М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»

2).Задание «Трудные слова» (жёлтый конверт).

Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост.

Марал-

Яр-крутой берег, обрыв.

Сайма –рыбацкая стоянка

Фестон-

3).Задание «Бюро находок» (розовый конверт)

-Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).

Норка (« Стрижонок Скрип»).

Рога («Кабан»).

Хвост («Выскочка»).

Миска («Барбос и Жулька»).

Лодка («Приёмыш»).

Метла («Кабан»).

4). Задание «Угадай-ка» (сиреневый конверт)

-Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев).

В общей птичьей загородке танцуют журавли – красавки, подпрыгивают, вертятся . А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! За  это его и на птичьих дворах часто держат начальником.

Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость.

-Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. –Помани его кормом, да не дай, другой раз и не пойдет. Свой характер тоже имеет, даром что птица… -Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит.

Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что она и все они играют над рекой.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы её Бией. Но скоро эта Бия почему – то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой. Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

-Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры.

Работают в группах

1). Соединяют фамилию автора с названием его произведения.

2). Объясняют словарные слова

3). Узнают по рисункам, из каких произведений  предметы?

4). Угадывают героев произведений. (Дети из других групп зачитывают описания героев).

4.Физкультминутка.

Создание условий для снятия утомляемости у учащихся, улучшение мозгового кровообращения

Физкультминутка: «Земля, вода, воздух, огонь»

По команде учителя «земля» дети опускают руки вниз, «воздух» - дети поднимают руки вверх, «вода» - разводят руки в стороны, «огонь» - крутятся вокруг себя. Во время проведения физминутки ведущий старается запутать игроков. Дети, которые запутались при выполнении действий, садятся на место, остаются играть самые внимательные.

5. Включение в систему знаний и повторение

Уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и места в системе уже изученных знаний.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Познавательные УУД: устанавливать причинно - следственные связи и на основе этого строить рассуждения.

5).Задание «Найди лишнее» (зелёный конверт)

Кабаны, ягуар, марал Серёжка, слон, медведь – губач, кот Василий.

Тарас , Приёмыш, Соболько, Выскочка

Выскочка, Вьюшка, стриж, кабан, сороки.

Барбос, лайка, Жулька, Соболько

Стрижонок Скрип, мама – стрижиха, вожак, папа – воробей, Белое брюшко.

6).Домашнее задание «Инценирование»

Учитель: Каждая команда подготовила для вас небольшой отрывок из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать из какого произведения этот отрывок и кто его автор.

1 группа

«Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?»

«Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь».

2 группа.

«Скачи назад».

«Скачи как надо».

«Как всему сорочьему обществу надо!»

«Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется».

3 группа

«Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!»

«Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку.

А парнишка их подгоняет прутиком.

Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер».

4 группа

Между ним и Жулькой Царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры. Но, во всяком случае. явно она никогда этого не высказывала.

5 группа

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

- Скрип! – сказал он. Ещё, мол, хочу.

- Скрип- скрип! –радостно ответила мама-стрижа. Сейчас . дескать, сейчас.

5). Находят лишних героев.

Каждая команда показывает домашнее задание

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные УУД: овладеть логическим  действием обобщения.

Регулятивные УУД: взаимоконтроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Учитель раздаёт карточки с тестами

  Выполнения теста, самопроверка по эталону

Метод письменного контроля

7. Внеурочное творческое задание
(по желанию)

Создание условий для активизации познавательной деятельности через  внеурочное творческое задание

Создание условий для активизации познавательной деятельности через  внеурочное творческое задание.

1. Внекл. чтение. Рассказы М. Пришвина.

2.Составить кроссворд по теме.

Записывают домашнее задание в дневник

8. Итог урока.

Обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации

Предметные УУД:  отвечать на итоговые вопросы.

   - Назовите тему раздела.

   - Какие задачи мы ставили перед изучением этой темы?

  (Работа по учебнику с.75)

9. Рефлексия.

Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Регулятивные УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность

       «Рефлексивный экран»

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Я выполнял задания …

Я понял, что …

Меня удивило …

Урок дал мне для жизни …

Мне захотелось …

Дети продолжают фразы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы.»» (УМК «Школа России»)

Тема: «Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы.»»Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Сказки. Загадки. Небылицы».Тип ур...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по теме «Русские писатели»"

Конспект разработан так. чтобы можно было:-обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;-совершенствовать умения соотносить произведения  с их автором,-разв...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему "Обобщение по разделу "Природа и мы"

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по разделу "Природа и мы".Цели урока: систематизация, обобщение знаний по разделу "Природа и мы"; развитие...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна», 2 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», совершенствование навыков выразительного чтения, развитие речи, внимания.Планируемые...