Уроки
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Дюндина Елена Анатольевна

Урок чтения в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Дюндина Елена Анатольевна, учитель начальных классов  МБОУ «Гимназия» города Моршанска, Тамбовской области

Предмет  

Обучение грамоте.

Класс

1 класс «Д»

УМК

УМК «Перспектива». Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2014.

Тема урока

Буква я после согласных как показатель мягкости.

Тип урока

Открытие новых знаний. (ОНЗ)

Цель  урока

Знакомство с новой ролью буквы Я  показателем мягкости предшествующего согласного.

Планируемые результаты обучения

Личностные: формирование нравственных качеств личности,  развитие самостоятельности, трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе, умения оценивать свой труд, взаимоуважения на примере работы  парах.

Предметные:  вести беседу на тему отношений между людьми, о добре и зле на основе межпредметной  связи  с окружающим миром,  ознакомление  детей с ролью буквы Я  в словах, когда она стоит после согласной буквы,  формирование  информационной культуры обучающихся; овладение навыками чтения, развитие грамотной   речи, творческих способностей,  мышления.

Метапредметные:

Познавательные:  поддерживание интереса к поисковой деятельности; развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:  развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу,  планировать своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции, осуществление действий самооценки, самоконтроля , взаимооценки и взаимоконтроля.

Техники и технологии

Здоровьесберегающая технология , технология сотрудничества,  ИКТ.

Ресурс (учебники, наглядные пособия,  ИКТ)

Компьютер, проектор, экран, учебник для 1 класса Азбука  Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой УМК «Перспектива», электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Этапы  урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 обучающегося

Формируемые УУД

Формы

 оценивания

I. Организационный этап.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность класса  к уроку; организация внимания, определение настроения.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, определяют настроение.

Личностные: формирование дисциплинированности.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Познавательные: умение воспринимать речь на слух.

Самоконтроль

II. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий,  обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Вступительное слово.

Повторение изученного на предыдущем уроке.

Вспоминают, что знают о букве Я.

Работают в паре.

Отвечают на вопросы.

Личностные: развитие самостоятельности, ответственного отношения к выполняемой работе, умения оценивать свой труд, взаимоуважения на примере работы  парах.

Предметные: развитие правильной  речи, творческие способности,  логическое мышление и познавательные процессы.

Регулятивные развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу,  планировать своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: понимать на слух ответы одноклассников, вопросы учителя;  осуществление  действий взаимоконтроля .

Познавательные: структурирование знаний, развитие умения находить и выделять существенную информацию, поддерживание интереса к поисковой деятельности.

Самопроверка

Взаимоконтроль

III. Физкультминутка. Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся.

Повторяют движения за учителем.

Личностные: развитие внимания.

Самоконтроль

IV. Постановка проблемы.  Определение темы и цели урока Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Вместе с детьми определяет тему и цель урока.

Определяют тему и цель урока. Группируют слова.

Личностные: развитие самостоятельности, трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе.

Регулятивные: развитие умения слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Познавательные: развитие умения выделять существенную информацию; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Самоконтроль

V. Осмысление новых умений и навыков.       

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

Разрешение проблемной ситуации, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод.

Создают правило о роли буквы Я в словах.

Личностные: развитие  внимания, самоопределение.

Предметные:  развитие навыка чтения.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Самоконтроль

VI. Физкультминутка. Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся.

Задаёт вопрос.

Повторяют движения под электронную презентацию физкультминутки. Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: развитие внимания.

Самоконтроль

VII. Закрепление.

 Работа по учебнику (с.26-27).

Направляет работу обучающихся.

Самостоятельно работают  в парах,  читают слова, предложения, текст.  Отвечают на вопрос.

Личностные: формирование нравственных качеств личности,  развитие самостоятельности, трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе, умения оценивать свой труд, взаимоуважения на примере работы  парах.

Предметные: вести беседу на тему отношений между людьми, о добре и зле на основе межпредметной  связи  с окружающим миром,  ознакомление  детей с ролью буквы Я  в словах, когда она стоит после согласной буквы,  формирование  информационной культуры обучающихся; овладение навыками чтения, развитие грамотной   речи, творческих способностей.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, осознанно  строить речевое высказывание; аргументировать свою точку зрения.

Взаимоконтроль

Самоконтроль

VIII. Подведение итогов урока.

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: развитие трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе, умения оценивать свой труд, развитие  активной личности.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  развитие умения самостоятельно анализировать достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,

Коммуникативные: развитие умения слушать учителя, одноклассников, формулировать собственное мнение,  развитие коммуникативной компетенции, осуществление действий самооценки

Познавательные: развитие умения осознанно строить речевые высказывания .

Самооценка

IX. Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Заканчивают предложения, которые написаны на слайде.

С каким настроением вы уйдете с урока?

Отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

Оценивают свою работу, настроение фишками.

Личностные: развитие самостоятельности, развитие  активной личности.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  самоконтроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции, осуществление действий самооценки

Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Самооценка

X. Информация о домашнем задании.

По желанию ребёнка.

По желанию ребёнка.

Личностные:  развитие самостоятельности, трудолюбия.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Самоконтроль

Ход урока

  1. Организационный момент.  Психологический настрой.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий,
И полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.

-Ребята!  А какое у вас сейчас  настроение?  Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная  фишка  - настроение отличное,  зелёная - хорошее,  синяя -  так себе.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

А моё настроение отличное. Я уверена, что у нас всё получится на уроке, всего мы добьёмся.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.

- Ребята, а  какой же урок  у нас сейчас? А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок? Интересный, познавательный, занимательный или скучный?

А какими должны быть ученики?  Ленивыми, умными, внимательными,  активными, старательными?

  1. Актуализация опорных знаний.

а) С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

    (с буквой «я»)

- Что мы узнали об этой букве?                                                       СЛАЙД 2

К нам сегодня в гости на снежинке прилетела  буква  Я.      

                                                                                                        СЛАЙД 3

Она подготовила  для  вас интересные задания.

  б)   Работа в паре.

  У буквы Я накопилось много вопросов и, я думаю, что вы сможете  ей помочь найти на них ответы.

 

   в) Игра «Верно ли, что…»  (Ответы выкладывайте  кружками  на столе. Если  да , то зелёный кружок, если нет, то красный.)

  1. Верно ли что,  наша речь состоит из предложений?
  2.  Верно ли что, звуки мы пишем, а буквы слышим?  
  3. Верно ли что,  звуки делятся на гласные и согласные?
  4. Верно ли что, согласные  звуки образуют слог?
  5. Верно ли что, согласные звуки бывают твердые и мягкие?
  6. Верно ли что, гласные буквы могут давать 2 звука?
  7. Верно ли что, гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласных?

   г) Самопроверка. 

Проверка по эталону.                               СЛАЙД 4

                       

  1. Физкультминутка.

Выполняют вместе с учителем.

  1. Постановка проблемы урока.

а)  Буква  Я  так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах некоторые буквы. Давайте поможем букве Я  вернуть потерянные буквы.                                СЛАЙД 5

ма_к,  _ блоки,  Ра _,    _ года,   реб_та,   _ ма  

- Какие слова  получились?

- Эти слова можно разделить на группы?  Какие слова отнесем к первой группе? Почему?   Ко второй группе? Почему?

- Какое слово лишнее? Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе?                      СЛАЙД 6

б) Тема нашего урока « Буква я после согласных как показатель мягкости»                           СЛАЙД 7

- Какую цель вы должны перед собой поставить?

 Познакомиться с новой ролью буквы я, когда она  стоит после согласной буквы?

-  Давайте запишем слово РЕБЯТА в тетради, разделим  его на слоги, поставим ударение.

А теперь  медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.

 А сейчас произнесем  слог с буквой Я.  Назовите первый звук в этом слоге. Что вы можете о нем рассказать? Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?

— Какой еще один свой секрет нам открыла буква Я,  какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?                                    

СЛАЙД 8

4. Физминутка.

Танец маленьких утят

-Почему я выбрала именно эту физминутку? 

5.  Осмысление новых умений и навыков.      

- А сейчас буква Я предлагает поиграть вам с ней в игру.  Замените  гласную букву, чтобы твердый согласный  звук стал мягким.                                                           СЛАЙД 9

 са,  ма,  ва,  ла,  па,  ма,  да,  пра,  зва,  гла,  кра,  дла,  рад,  мал,  ваз

- Какую работу выполняет буква я в слове, когда стоит после согласного? (Формулируют правило).

                                 

6.  Закрепление.

Работа по учебнику (с.26-27).

а) Работа в паре. 

Прочитаем с вами слова на с.26  «Кто быстрее?»

-Что вы заметили? Докажите.

б) Работа с иллюстрацией с 26. «Где кто?»

Рассмотрите внимательно картинки, на которых изображены девочки. Давайте прочитаем предложения и ответим на вопрос.

-Сколько слов в каждом из предложений? Докажите.

-Почему 4 слово написано с заглавной буквы?

в) Чтение рассказа «Варя» Л.Н. Толстого на  с. 27.

-Что вы можете сказать о девочке Варе?

г) Чтение пословиц на с. 27.

-Какая  из пословиц подходит к нашему рассказу? Почему?

7  Подведение итогов урока.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие три секрета помогла вам узнать буква Я?

- Какую работу выполняет буква Я в словах?

8   Рефлексия.                                                                                  СЛАЙД 10

- А какое у вас сейчас  настроение?  Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка  - настроение отличное,  зелёная - хорошее,  синяя -  так себе.

- Выскажите свое отношение к уроку, используя начало фразы.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

 Было трудно…

Я выполнял задания…

Расскажу дома, что …

 

9 Домашнее задание. ( По желанию ребёнка.) Прочитать с. 26-27.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

СЛАЙД  11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква Я после согласных как показатель мягкости Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Моршанска Тамбовской области Дюндина Елена Анатольевна

Слайд 4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 5

БУКВА ПОТЕРЯЛАСЬ ма_к , _ блоки, Ра _, _ года, реб_та , _ ма

Слайд 6

ма я к, я блоки , Ра я , я года , реб я та , я ма

Слайд 7

1 группа 2 группа Ма я к я блоки Ра я я года я ма 3 группа реб я та

Слайд 8

Буква Я после согласных как показатель мягкости

Слайд 9

Буква Я показатель мягкости согласного и даёт звук [ а ] мя [м`] [а]

Слайд 10

Замените гласную букву так, чтобы твёрдый согласный звук стал мягким. са , ма , ва , ла , да , пра , зва , гла , кра , дла , рад , мал

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Расскажу дома, что …

Слайд 12

Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то , что упорно и дружно трудились , Что на уроке вы не ленились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...