Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»
статья по чтению на тему

Денисова Любовь Сергеевна

Одной из главных задач начальной школы является формирование и со­вершенствование навыка чтения, опре­деляемого как автоматизированное уме­ние воспринимать, озвучивать и осмыс­ливать читаемое.Исследуя младших школьников, многие исследователи отмечают, что слоговое чтение у них может формироваться к концу 2 класса, причем чтение по слогам (а не целым словом) сложных по структуре и для понимания слов может сохраняться до 4 класса. На протяжении всего периода обуче­ния в начальной школе их чтение харак­теризуется большим количеством оши­бок, низким уровнем понимания и выра­зительности.

В работе по совершенствованию навыка чтения можно использовать следующие уп­ражнения:

1) на развитие четкости произношения;

2) развивающие оперативное поле чте­ния и память;

3) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

 

Использование упражнений на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_tehniki_chteniya.docx16.33 КБ
Файл skorogovorki.docx18.17 КБ
Файл slogi.docx24.9 КБ
Файл tablitsa_bukv.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс  на тему:

 Совершенствование техники чтения.

        Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.

Формирование этого навыка занимает довольно длительный период. По мнению Т.Г.Егорова, он распадается на четыре ступени:

 I) овладение звуко-буквенными обозначениями;

 2) слоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

 4) синтетическое чтение.

Исследуя младших школьников, многие исследователи отмечают, что слоговое чтение у них может формироваться к концу 2 класса, причем чтение по слогам (а не целым словом) сложных по структуре и для понимания слов может сохраняться до 4 класса. На протяжении всего периода обучения в начальной школе их чтение характеризуется большим количеством ошибок, низким уровнем понимания и выразительности.

Ряд исследователей (Б.Г. Ананьев, Р.Е. Левина и др.) видят причины этого в нарушениях устной речи, прежде всего в несформированности фонематической системы.

По мнению Р.И Лалаевой, А.Н. Корнева и др., причины затруднений в овладении чтением кроются в недоразвитии слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

В работе по совершенствованию навыка чтения можно использовать следующие упражнения:

1) на развитие четкости произношения;

2) развивающие оперативное поле чтения и память;

3) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

Использование упражнений на уроках:

  1. Уроки литературного чтения, окружающего мира.

Урок начинаем с игровой разминки, т.е. с работы над развитием четкости произношения (скороговорки).

Читаем скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

Повторять все скороговорки по 5 раз трижды с разными упражнениями для пальцев.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться. » Отрывок текста следует читать скороговоркой в течение нескольких минут, читать четко, проговаривая окончания.

Развивается произвольное внимание; мелкая моторика, зрительно-моторная координация.

       Далее проводится работа со слогами: ученики называют слоги  одного ряда квадрата на одном дыхании. После этого учащиеся тренируются в чтении с ударением на одном из слогов.

За 1 мин прочитать слоги одного столбика как можно больше раз.

Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

     «Жужжащее» чтение — это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока.

  1. Уроки русского языка.

Таблица букв как «Таблица Шульте»:

  • Найти все буквы алфавита
  • Называть каждую следующую букву, чередуя с точкой
  • Тест на внимание (планирую использовать; дозировано)

  1. Уроки математики.

Таблицы Шульте.

(в дальнейшем – числа от 25 до 50, затем 50-75, и т.д.)



Предварительный просмотр:

СКОРОГОВОРКИ

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек не ссорясь строчат

Сорок сорочек прострочены в срок

Сразу поссорились сорок сорок!

Про зубра и зебру

Зубрил я урок

Зубря, позабыл

О зазубрине в зубе

О зебре зазубрен урок назубок

Но зуб заболел и

Забыл я о зубре.

Астра, азбука, айва

Начинаются на «А»

И кончаются на «А»

Астра, азбука, айва.

Повтори без запинки:

На осинке росинки

Засверкали утром

Перламутром.

Егорушка-Егор

Полез через забор.

С забора свалился

За гвоздь зацепился.

Висит, голосит.

Снимите с забора

Бедного Егора.

Сеньор-Лимонад и

Мадам Пепси-кола

Домой недовольно

Спешили с футбола.

Обычно их пьет

На футболе весь мир

Сегодня болельщики

Ели пломбир.

Маше каша надоела

Маша кашу не доела

Маша кашу доедай

Маме не надоедай.

Мышь, как мышь,

Сама с вершок

Влезла мышка на мешок

Позвала к себе мышат

Пусть крупою пошуршат,

Пошуршать бы пошуршали,

Только кошки помешали.

Жужжит над жимолостью жук,

Тяжёлый на жуке кожух.

Я по лужам, я по лужам,

Я ищу, где лужа уже,

Может час, а может два,

Я нашёл едва-едва

Я нашёл, где лужа уже

И теперь лежу простужен.

Чёрной ночью, чёрный кот,

Прыгнул прямо в дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Часовщик чинил часы,

Прищемил себе усы

Пустит в ход колесики

И прощай волосики.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз,

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу

Ведь на двадцать тысяч раз,

Надо двадцать тысяч ваз.

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека цап!

Щука проглотила щетку

Щетка ей щекочет глотку

- Удивительное дело!

Что же я за рыбу съела?

Слышен шорох в камышах –

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой

И с чижонком,

Стриж с стрижихой

И с стрижонком.

Раз у самой щучьей пасти

Ерш хвостишком шевелил

Не боялся он напасти

И прищурясь говорил:

- Ты хитра, зубаста щука,

Я ершишка, хоть куда

Ухитрись-ка щука, ну-ка!

Съешь меня ерша с хвоста!

- Обернись, так проглочу,

А глотать с хвоста не дело,

Я давиться не хочу!

Коваль колокол ковал,

Ковал и перековывал.

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Шел Саша по шоссе,

Нес сушки в мешке

Сушку – Грише, сушку – Мише,

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Еще две сушки –

Нюше и Петруше.

В пруду у Поликарпа

Три карася, три карпа.

Два дровосека

Два дроворуба

Два дровокола.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами

Четыре чертежа чрезвычайно чисто.

Говорили про торги, да про покупки

Про крупу да про подкрупки.

Пошёл Ипат лопаты покупать

Купил Ипат пять лопат,

Шёл через пруд

Зацепился за прут

Упал в пруд Ипат

Пропали пять лопат.

Петр Петрович

По имени Перепелович

Поймал перепёлку

Пошёл продавать

Понёс по рынку

Просил полтинку,

Подали пятак

Он и продал так.

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Собирала Маргарита

маргаритки на горе,

растеряла Маргарита

маргаритки на дворе.

Стоит поп на копне,

колпак на попе,

копна под попом

поп под колпаком.

У тракториста с трактором

разные характеры

трактор – бурчит

тракторист молчит

трактор – молчит

тракторист – бурчит.

Тетерев сидел

у Терентия в клетке,

а тетерка с тетеревятками

в лесу на ветке.

Одни колючки ест верблюд.

Верблюд – любитель острых блюд.

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам.

Каркал ворон: – Эй, Макар!

В этом мире все на «карр»:

В коридоре дикари,

Корнеплоды, пескари,

Каракатица, картуз,

Карп, картошка, карапуз.

У корыта – караван,

Карауль, карга, карман!

А в карете карамель

И картавый коростель.

Всех скороговорок не переговоришь

Не перевыскороговоришь.



Предварительный просмотр:

ба

бе

би

бо

бу

бы

бэ

бю

бя

ва

ве

ви

во

ву

вы

вэ

вю

вя

га

ге

ги

го

гу

гы

гэ

гю

гя

да

де

ди

до

ду

ды

дэ

дю

дя

жа

же

жи

жо

жу

за

зе

зи

зо

зу

зы

зэ

зю

зя

ка

ке

ки

ко

ку

кы

кэ

кю

кя

ла

ле

ли

ло

лу

лы

лэ

лю

ля

ма

ме

ми

мо

му

мы

мэ

мю

мя

на

не

ни

но

ну

ны

нэ

ню

ня

па

пе

пи

по

пу

пы

пэ

пю

пя

ра

ре

ри

ро

ру

ры

рэ

рю

ря

са

се

си

со

су

сы

сэ

сю

ся

та

те

ти

то

ту

ты

тэ

тю

тя

фа

фе

фи

фо

фу

фы

фэ

фю

фя

ха

хе

хи

хо

ху

хы

хэ

хю

хя

ца

це

ци

цо

цу

цы

цэ

цю

ця

ча

че

чи

чо

ша

ше

ши

шо

ща

ще

щи

що

ба

бе

би

бо

бу

бы

бэ

бю

бя

ва

ве

ви

во

ву

вы

вэ

вю

вя

га

ге

ги

го

гу

гы

гэ

гю

гя

да

де

ди

до

ду

ды

дэ

дю

дя

жа

же

жи

жо

жу

за

зе

зи

зо

зу

зы

зэ

зю

зя

ка

ке

ки

ко

ку

кы

кэ

кю

кя

ла

ле

ли

ло

лу

лы

лэ

лю

ля

ма

ме

ми

мо

му

мы

мэ

мю

мя

на

не

ни

но

ну

ны

нэ

ню

ня

па

пе

пи

по

пу

пы

пэ

пю

пя

ра

ре

ри

ро

ру

ры

рэ

рю

ря

са

се

си

со

су

сы

сэ

сю

ся

та

те

ти

то

ту

ты

тэ

тю

тя

фа

фе

фи

фо

фу

фы

фэ

фю

фя

ха

хе

хи

хо

ху

хы

хэ

хю

хя

ца

це

ци

цо

цу

цы

цэ

цю

ця

ча

че

чи

чо

ша

ше

ши

шо

ща

ще

щи

що

аба

абе

аби

або

абу

абы

абэ

абю

абя

ава

аве

ави

аво

аву

авы

авэ

авю

авя

а га

are

аги

а го

агу

агы

агэ

агю

агя

ада

аде

ади

адо

аду

ады

адэ

адю

адя

ажа

аже

ажи

ажо

ажу

аза

азе

ази

азо

азу

азы

азэ

азю

азя

ака

аке

аки

а ко

аку

акы

акэ

акю

акя

ала

але

али

ало

алу

алы

алэ

алю

аля

ама

аме

ами

амо

аму

амы

амэ

амю

амя

ана

ане

ани

ано

ану

аны

анэ

аню

аня

апа

апе

апи

апо

any

апы

апэ

апю

апя

ара

аре

ари

аро

ару

ары

арэ

арю

аря

аса

асе

аси

асо

асу

асы

асэ

асю

ася

ата

ате

ати

ато

ату

аты

атэ

атю

атя

афа

афе

афи

афо

афу

афы

афэ

афю

афя

аха

ахе

ахи

ахо

аху

ахы

ахэ

ахю

ахя

аца

аце

аци

ацо

ацу

ацы

ацэ

ацю

аця

ача

аче

ачи

ачо

аша

аше

аши

ашо

аща

аще

ащи

ащо

аба

абе

аби

або

абу

абы

абэ

абю

абя

ава

аве

ави

аво

аву

авы

авэ

авю

авя

а га

are

аги

а го

агу

агы

агэ

агю

агя

ада

аде

ади

адо

аду

ады

адэ

адю

адя

ажа

аже

ажи

ажо

ажу

аза

азе

ази

азо

азу

азы

азэ

азю

азя

ака

аке

аки

а ко

аку

акы

акэ

акю

акя

ала

але

али

ало

алу

алы

алэ

алю

аля

ама

аме

ами

амо

аму

амы

амэ

амю

амя

ана

ане

ани

ано

ану

аны

анэ

аню

аня

апа

апе

апи

апо

any

апы

апэ

апю

апя

ара

аре

ари

аро

ару

ары

арэ

арю

аря

аса

асе

аси

асо

асу

асы

асэ

асю

ася

ата

ате

ати

ато

ату

аты

атэ

атю

атя

афа

афе

афи

афо

афу

афы

афэ

афю

афя

аха

ахе

ахи

ахо

аху

ахы

ахэ

ахю

ахя

аца

аце

аци

ацо

ацу

ацы

ацэ

ацю

аця

ача

аче

ачи

ачо

аша

аше

аши

ашо

аща

аще

ащи

ащо

буба

вубе

губи

дубо

жубо

зубы

кубэ

лубю

мубя

бува

вуве

гуви

дуво

жуво

зувы

кувэ

лувю

мувя

буга

вуге

гуги

дуго

жуго

зугы

кугэ

лугю

мугя

буда

вуде

гуди

дудо

жудо

зуды

кудэ

лудю

мудя

бужа

вуже

гужи

дужо

жужо

буза

вузе

гузи

дузо

жузо

зузы

кузэ

лузю

музя

бука

вуке

гуки

дуко

жуко

зукы

кукэ

лукю

мукя

була

вуле

гули

дуло

жуло

зулы

кулэ

лулю

муля

бума

вуме

гуми

думо

жумо

зумы

кумэ

лумю

мумя

буна

вуне

гун и

дуно

жуно

зуны

кунэ

луню

муня

бупа

вупе

гупи

дупо

жупо

зупы

купэ

лупю

мупя

бура

вуре

гури

дуро

журо

зуры

курэ

лурю

муря

буса

вусе

гуси

дусо

жусо

зусы

кусэ

лусю

муся

бута

вуте

гути

дуто

жуто

зуты

кутэ

лутю

мутя

буфа

вуфе

гуфи

дуфо

жуфо

зуфы

куфэ

луфю

муфя

буха

вухе

гухи

духо

жухо

зухы

кухэ

лухю

мухя

буца

вуце

гуци

дуцо

жуцо

зуцы

куцэ

луцю

муця

буча

вуче

гучи

дучо

жучо

буша

вуше

гуши

душо

жушо

буща

вуще

гущи

дущо

жущо

бува

вуве

гуви

дуво

жуво

зувы

кувэ

лувю

мувя

буга

вуге

гуги

дуго

жуго

зугы

кугэ

лугю

мугя

буда

вуде

гуди

дудо

жудо

зуды

кудэ

лудю

мудя

бужа

вуже

гужи

дужо

жужо

буза

вузе

гузи

дузо

жузо

зузы

кузэ

лузю

музя

бука

вуке

гуки

дуко

жуко

зукы

кукэ

лукю

мукя

була

вуле

гули

дуло

жуло

зулы

кулэ

лулю

муля

бума

вуме

гуми

думо

жумо

зумы

кумэ

лумю

мумя

буна

вуне

гун и

дуно

жуно

зуны

кунэ

луню

муня

бупа

вупе

гупи

дупо

жупо

зупы

купэ

лупю

мупя

бура

вуре

гури

дуро

журо

зуры

курэ

лурю

муря

буса

вусе

гуси

дусо

жусо

зусы

кусэ

лусю

муся

бута

вуте

гути

дуто

жуто

зуты

кутэ

лутю

мутя

буфа

вуфе

гуфи

дуфо

жуфо

зуфы

куфэ

луфю

муфя

буха

вухе

гухи

духо

жухо

зухы

кухэ

лухю

мухя

буца

вуце

гуци

дуцо

жуцо

зуцы

куцэ

луцю

муця

буча

вуче

гучи

дучо

жучо

буша

вуше

гуши

душо

жушо

буща

вуще

гущи

дущо

жущо

биба

вибе

гиби

дибо

жибо

зибы

кибэ

либю

мибя

бива

виве

гиви

диво

живо

зивы

кивэ

ливю

мивя

бига

виге

гиги

диго

жиго

зигы

кигэ

лигю

мигя

бида

виде

гиди

дидо

жидо

зиды

кидэ

лидю

мидя

бижа

виже

гижи

дижо

жижо

биза

визе

гизи

дизо

жизо

зизы

кизэ

лизю

мизя

бика

вике

гики

дико

жико

зикы

кикэ

ликю

микя

била

виле

гили

дило

жило

зилы

килэ

лилю

миля

бима

виме

гими

димо

жимо

зимы

кимэ

лимю

мимя

бина

вине

гини

дино

жино

зины

кинэ

линю

миня

бипа

випе

гипи

дипо

жипо

зипы

кипэ

липю

мипя

бира

вире

гири

диро

жиро

зиры

кирэ

лирю

миря

биса

висе

гиси

дисо

жисо

зисы

кисэ

лисю

мися

бита

вите

гити

дито

жито

зиты

китэ

литю

митя

бифа

вифе

гифи

дифо

жифо

зифы

кифэ

лифю

мифя

биха

вихе

гихи

дихо

жихо

зихы

кихэ

лихю

михя

бица

вице

гици

дицо

жицо

зицы

кицэ

лицю

миця

бича

виче

гичи

дичо

жичо

биша

више

гиши

дишо

жишо

бища

вище

гищи

дищо

жищо

биба

вибе

гиби

дибо

жибо

зибы

кибэ

либю

мибя

бива

виве

гиви

диво

живо

зивы

кивэ

ливю

мивя

бига

виге

гиги

диго

жиго

зигы

кигэ

лигю

мигя

бида

виде

гиди

дидо

жидо

зиды

кидэ

лидю

мидя

бижа

виже

гижи

дижо

жижо

биза

визе

гизи

дизо

жизо

зизы

кизэ

лизю

мизя

бика

вике

гики

дико

жико

зикы

кикэ

ликю

микя

била

виле

гили

дило

жило

зилы

килэ

лилю

миля

бима

виме

гими

димо

жимо

зимы

кимэ

лимю

мимя

бина

вине

гини

дино

жино

зины

кинэ

линю

миня

бипа

випе

гипи

дипо

жипо

зипы

кипэ

липю

мипя

бира

вире

гири

диро

жиро

зиры

кирэ

лирю

миря

биса

висе

гиси

дисо

жисо

зисы

кисэ

лисю

мися

бита

вите

гити

дито

жито

зиты

китэ

литю

митя

бифа

вифе

гифи

дифо

жифо

зифы

кифэ

лифю

мифя

биха

вихе

гихи

дихо

жихо

зихы

кихэ

лихю

михя

бица

вице

гици

дицо

жицо

зицы

кицэ

лицю

миця

бича

виче

гичи

дичо

жичо

биша

више

гиши

дишо

жишо

бища

вище

гищи

дищо

жищо



Предварительный просмотр:

З

Б

Н

Д

Й

Р

О

К

Ц

Т

Ф

Ж

Ю

Е

Я

М

Ш

С

У

Ь

Ч

Г

Э

В

П

Щ

Х

И

Л

Ё

Ы

А

З

Ъ

з

б

н

д

й

р

о

к

ц

т

ф

ж

ю

е

я

м

ш

с

у

ь

ч

г

э

п

щ

щ

х

и

л

ё

ы

а

з

ъ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.В программе по литературному чтению для 1-...

Современные педагогические технологии обучения литературному чтению в начальной школе

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В наш современный информационный век проблема чтения становится государственной. Наша страна теряет статус читающей страны. Главной причиной тако...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...