Мастер-класс «Современные педагогические технологии»
статья

Переседова Елена Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx193.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Современные педагогические технологии»

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.  Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (Иоганн Генрих Песталоцци). Этот принцип я приняла за основу своей педагогической деятельности. 

Технология проблемного диалога

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Цель: научить самостоятельно решать проблемы

Средства: открывать знания вместе с детьми

http://www.school2100.ru/temp/PD.jpg

Например, урок русского языка по теме: Представление понятия «форма слова» (3 класс)

Читаю стихотворение о слове

-О чем прочитала стихотворение?

-Что вы знаете о словах?

-А что о словах мы ещё не знаем?

-Поставьте первую задачу на урок

слово ?

(открыть еще один секрет слов)

Лепка из пластилина

- Можем ли мы из одного кусочка пластилина сделать различные предметы?

-Что менял в наших руках кусочек пластилина?

-А может ли слово тоже изменять свою форму?

-Поставьте вторую задачу

(выяснить, может ли слово изменять свою форму)

форма ?

-Назовите тему урока

Форма слова

-Что же мы сейчас должны сделать, чтобы решить поставленные перед нами задачи?

-Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы попробуем за словами понаблюдать

III. Открытие нового

1. Наблюдение

дом                          большой

дома                        большие

домов                      большая

-Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова?

-Выделите части, которые указывают на различия в значении слов каждого столбика.

-Отметьте другие части слов, говорящие об одном и том же их значении.

-Какие два значения я имела в виду?

-Какое значение одинаковое: значение основы или значение окончания?

-А какое разное?

-Как мы назовем записи каждого столбика? (изменения слов)

-Что может происходить со словом?

-А как сказать по-другому? (изменять свою форму)

2. Чтение выводов

с. 57

-Где мы может проверить наши выводы?

-А что еще нового вы узнали из этих сведений?

-Вернемся к заданию: что же было записано в столбиках?

Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Я им предоставляю право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому для меня чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, скорее – наоборот: активность на уроке поощряется.

Таким образом, ученики приобретают позицию активного    деятеля,    а  не  созерцателя, воспитываются   такие   черты   характера, как   инициативность, уверенность в собственных силах, коммуникабельность.

Создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях  -  это основная идея технологии обучения в сотрудничестве. В классе все дети разные: одни схватывают на лету, другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса.

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Я объединяю детей в группы (4-6 учеников). При этом в каждой группе есть «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Для развития коммуникативных умений состав групп  меняю. Способы формирования групп могут разнообразные: по типу работы, по теме работы, по уровню сложности задания, по желанию и т. д.

2. Группе даю одно задание, но при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как мною, так и учениками внутри группы.

3. Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оцениваю не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

Урок технологии: изготовление сервиза.

Урок чтения: составление диафильма к произведению Дж. Родари «Эти бедные привидения»

Урок окружающего мира: работа с энциклопедической литературой, поиск информации.

Урок математики: составляем и решаем задачи разными способами.

Игра «Интервью»,  развивает уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказаться по теме.

Для усвоения отдельных понятий на уроке, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы используется приём «Пчелиный улей» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например:

1 группа – отвечает на вопросы к тексту;

2 группа – используя текст, отгадывает кроссворд;

3 группа – заполняет таблицу (кластеры);

4 группа – придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.

В ходе  взаимопроверки использую приём «Контролёр», когда один ученик выполняет задание, а второй наблюдает за ним, контролирует, комментирует ход выполнения задания, оценивает. Затем происходит смена ролей. При работе в паре происходит взаимообогащение школьников, т.к. они думают вместе, оспаривая друг друга, каждый получает возможность поразмыслить, сказать своё мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной задачи.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося.

Портфолио может состоять из двух частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.  

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

·  результаты обучения ученика по четвертям и за год;

· отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”,  конкурсах сочинений и т.п.  

·  самооценку школьника своей учебной деятельности.

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает в себя:

·  результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;

·  отметку о посещении факультативов, кружков, секций;

·  спортивные достижения учащихся;

·  оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.

         Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников)  «Достижения», куда помещаются  грамоты, благодарности и т.п.

По моему мнению, портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося. И таким образом учащийся осознает собственную субъектную позицию.

В своей работе активно применяю информационные технологии. С первых дней обучения учу детей работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением.

Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

- учебную литературу;

- энциклопедии;

- словари;

- справочники;

- средства массовой информации,

- Интернет.

Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, и сделать вывод.

Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир «Природные зоны», «Полезные ископаемые», литературное чтение «Обобщающий урок по русским народным сказкам», К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык».

Могу  сказать, что урок, включающий слайды презентации  вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы иногда не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Дети сами составляют презентации по той или иной теме урока: н-р по теме «Глобус – модель Земли» дети получили такое задание: можете выбрать любой из перечисленных объектов и найти дополнительные сведения в литературе или в Интернете (перед этим провела род. собрание о безопасном использовании сети Интернет). Подумайте о том, как будете представлять вашу информацию одноклассникам». Ребята готовят не только сообщения, но и презентации, защищают их.

Применяю на уроке компьютерные тесты  и диагностические комплексы,  что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, я не забываю заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» 
         Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов я считаю нецелесообразным. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, также малоэффективны. 
        Еще одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Это только небольшая часть того, что я использую на уроках.

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Современные педагогические технологии. Совершенствование техники чтения»

Одной из главных задач начальной школы является формирование и со­вершенствование навыка чтения, опре­деляемого как автоматизированное уме­ние воспринимать, озвучивать и осмыс­ливать читаемое.Исследуя...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Мастер - класс «Применение современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС НОО»

Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения высоких результатов в обучении, соответствующих ФГОС.Задачи: 1.  Повышение мотивации педагогов на ...

Мастер-класс "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"

Из опыта работы.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27104115","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 120px;"}}]]...

Мастер- класс "Формирование здорового образа жизни средствами современных педагогических технологий"

Мастер-класс по применению в работе с детьми современных педогогических технологий для формирования здорового образа жизни....