Рабочие программы 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Копытцева Елена Петровна

ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

VI. Пояснительная записка

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует  общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения другим предметам начальной школы.

Рабочая программа по литературному чтению для 1класса создана на основе Примерной программы, программы «Литературное чтение» авт. Н.А. Чураковой, Н.Г. Агарковой и в соответствии требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса; литературному чтению, возрастных особенностей первоклассников.

Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является:

-создание методических условий для продуктивного обучения чтению детей, имеющих  разный уровень дошкольной читательской подготовки.

При этом решаются следующие задачи:

Личностные задачи:

формирование у детей интереса к первой учебной книге, развитие желания с её помощью учиться, приобретать знания и умения;

создание условий для зарождения элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;

формирование любознательности, а для её удовлетворения - стремления научится  хорошо читать, узнать мир книг и войти в него.

Метапредметные задачи:

формирование умения выполнять различные учебные действия, пользоваться  при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий других вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

формирование умения воспринимать чтение, слушание учителя и одноклассников  способа получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания  читаемого;

обучение навыкам участия в диалоге, в общей беседе, с выполнением при этом принятых норм речевого поведения, культуры речи; умение задавать вопросы, слушать coбеседника, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.

Предметные задачи:

формирование навыка плавного чтения по слогам, в простых случаях целыми словами;

развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса;

обучение соблюдению правил общения на уроке с использованием типовых этикетных формул в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности;

формирование умения понимать инструкции учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания учебника;

обучение созданию коротких сообщений под руководством учителя на основе моду лей учебника и других литературных источников.

Основными целями изучения блока «Литературное чтение» являются:

-        создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для всего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования. а также к творческой деятельности на основе читаемого;

создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности. При этом решаются следующие задачи:

Личностные задачи:

формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;

развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении uелей, обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;

-        формирование гражданской идентичности личности;

осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;

развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи:

-        формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного : отношения к обучению;

-        приобщение детей, к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

-        формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

-        формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;

-        развитие ценностно-смысловой-сферы личности;

-        формирование  чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с [мировой и отечественной художественной литературой;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;

выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи:

-        формирование положительной мотивации к чтению;

-        создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

развитие  воссоздающего воображения;

обучение адекватному восприятию читаемого;

-        обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,  специфике;

-        совершенствование всех сторон навыка чтения;

-        формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;

-        развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;

- обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо - жанровой  принадлежности;

освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;

формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);

обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;  ,

овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;

формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;

развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства

обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;

развитие литературных способностей.

Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

В соответствии с базисным планом, на изучение учебного предмета

«Литературное чтение» в первом классе отводится 52 часа 4 часа в неделю

Система оценки достижения планируемых результатов

Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ..учеником.

В первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:

устный опрос;

письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;

тестовые диагностические задания;

графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.

комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

индивидуальный прогресс в выразительности чтения ,соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);

индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

ориентировка в книге, в  группе книг, в мире детских книг;

интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

замер скорости  чтения (желательно в скрытой для детей форме); ..

ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению в жанровой принадлежности литературных произведений;

выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпа, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;

выполнение заданий по ориентировке в книгах;

наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации/воображаемой экранизации и т.п.);

наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

анализ читательского дневника;

анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Текущее оценивание  по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (|полно, кратко ,выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на мате-

риале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематическое оценивание проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговое оценивание чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения первоклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: проверка сформированности слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь  общее представление:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
  • об отличии фольклорного текста от литературного;
  • об отличии поэтического текста от прозаического;
  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  • о том, что такое рифма.

Знать:

  • наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;
  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40— 45 слов в минуту молча;
  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
  • отличать монолог от диалога;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части, уметь пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
  • читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст;
  • читать произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;
  • обращаться к тексту для подтверждения ответа.

  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу изучения блока программы «Литературное чтение. Обучение грамоте» у первоклассников будут сформированы следующие результаты.

Личностные результаты

Первоклассник научится:

приобретать знания и умения с помощью учебной книги;

осознавать себя в новой социальной роли - ученика;

выполнять элементы самооценки, преодолевать учебные затруднения.

Первоклассник получит возможность научиться:

хорошо читать, ориентироваться в мире книг;

соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

понимать, принимать и удерживать учебную задачу по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме);

выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия.

Первоклассник получит возможность научиться:

-        осознавать границы собственных знаний; на основе созданных ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями; "

понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах, в словесную.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение - как способ общения с автором книги;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

понимать зависимость речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;

вступать в учебное сотрудничество между учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Предметные результаты

в области речи, речевой деятельности

Первоклассник научится

читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое;

по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

спрашивать о значении незнакомых слов;

соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе модели букваря.

Первоклассник получит возможность научиться:

читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;

понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре.

в области освоения языка (фонетики, графики, грамматики)

Первоклассник научится:

слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения целые слова определять их количество;

разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

различать звуки гласные и согласные, гласные ударные ^безударные  ,согласные твёрдые и мягкие ,звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й'];

выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

выделять слоги, различать ударные и безударные;

различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, Ю., я обозначают два звука или один.

К концу изучения в первом классе курса «Литературное чтение» будут сформированы не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Личностные результаты

Первоклассники научатся:

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, -оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать и переживать.

Первоклассник получит возможность научиться:

осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

высказывать и пояснять свою точку зрения.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-работать с литературным текстом с точки зрения его эстетический и познавательной сущности;

-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

'-передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, кратного) с учетом специфики текстов;

-высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

Первоклассник получит возможность научиться:

применять правила сотрудничества;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;

осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

осуществлять поиск необходимой информации в художественней, учебном, научно-популярном текстах;

ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке.

выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

определять вид произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

находить главную мысль, сформулированную в тексте;

  характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

В ходе формирования навыка выразительного чтения первоклассник научится:

повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

соблюдать паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;

передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;'

выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

При работе с текстом и книгой первоклассник научится:

выявлять авторское отношение к персонажам;

определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;

выделять эпизод из текста;

озаглавливать иллюстрации  эпизоды;

восстанавливать деформированный картинный план;

подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

составлять картинный план;

пересказывать с опорой на картинный план;

последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

правильно называть книгу (автор, заглавие);

составлять представлений о книг по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

ориентироваться в книге;

работать с содержанием (оглавлением);

ориентироваться  группе книг (5-6 книг).

В ходе изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся могут:

расширить базу вида -жанровых и тематических литературных впечатлений;

осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения обучающиеся научатся:

говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

читать по ролям;

инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

графически иллюстрировать прочитанное;

составлять словесное описание  сюжетного фрагмента из эпического произведения;

готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

  1. Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Виды работ

Проверочных

Контрольных работ

1

На огородах Бабы Яги

         9        

2

Пещера Эхо

6

3

На пути в Волшебный лес

2

4

Клумба с Колокольчиками

3

5

В лесной школе

4

6

Музей Бабы-Яги.Тайна особого зрения

4

7

На выставке рисунков Юрия Васнецова

5

1

8

Работа по хрестоматии «Литературное чтение»

19

1

Итого

52

1

1

  1. Содержание  учебного предмета

На огородах Бабы-яги

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся  должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

Пещера Эхо

Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • об отличии поэтического текста от прозаического;
  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  • о том, что такое рифма.

Уметь:

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

На пути в Волшебный лес

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Клумба с Колокольчиками

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся  должны знать/понимать:

  • об отличии фольклорного текста от литературного;
  • об отличии поэтического текста от прозаического;
  • наизусть 1 – 2  стихотворения разных авторов;
  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • отличать монолог от диалога;
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

В лесной школе

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
  • о таких особенностях стихотворных  фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  • о том, что такое рифма;
  • наизусть 1 – 2  стихотворения разных авторов;

Уметь:

  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • отличие поэтического текста от прозаического;
  • наизусть 1—2 стихотворения разных авторов;
  • понимать содержание прочитанного;

Уметь:

  • осознанно выбирать интонацию в соответствии с особенностями текста;
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

На выставке рисунков Юрия Васнецова

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
  • об отличии фольклорного текста от литературного;
  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Уроки по хрестоматии «Литературное чтение»  

Обобщенные требования к УУД учащихся по теме.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • правила пользования библиотекой и отдельной книгой;
  • отличие  фольклорного текста от литературного;
  • отличие  поэтического текста от прозаического;
  • содержание произведений, прочитанных в классе.

 Уметь:

  • находить средства художественной выразительности в тексте (звукопись; рифмы);
  • понимать содержание прочитанного;
  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


XI. Развёрнутое календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

32 часа (1 час в неделю)

урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности/Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту

предметные

метапредметные

личностные

На огородах Бабы-яги (9 часов)

1

Волшебные предметы и помощники

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка

Знать смысл слова «докучать».

Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или

«Оглавление»

Работать с учебными, художественными и научно-популярными

текстами

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Использование знаково-символических средств

2-3

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» (с. 6-9)

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров 

Знать законы построения докучной сказки.

Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Использование знаково-символических средств

4

Секреты считалок (с. 10-

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Декламация произведений. Чтение наизусть

Знать особенности построения считалок.

Уметь рассказывать считалки, различать потешки и считалки

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

мотивы. Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные Использование знаково-символических средств

5

Древние считалки (с. 12-13)

Комбинированный урок

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения

Уметь сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра; читать в парах

Работать с учебными, художественными и научно-популярными

текстами

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные Использование знаково-символических средств

6

Тайны загадок (с. 14-1

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Понимание основного содержания текста

Знать понятие «олицетворение».

Уметь разгадывать загадки

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Использование ключевых, опорных слов.

7

Как устроена загадка (с. 17-19)

        

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

Знать понятие «олицетворение».

Уметь разгадывать

загадки

Знать приёмы сравнения и олицетворения. Уметь сочинять загадки; ориентироваться в

книге, находя нужное произведение в

книге.находя нужное произведение

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

Адекватная мотивация учебной деятельности .Учебные и познавательные мотивы. Использование ключевых , опорных слов

8

Заклички: обращение к природе (с. 20

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Передача впечатления от услышанного своими словами. Выразительное чтение

Знать жанр «закличка», его особенности. Уметь осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста

Работать с учебными, художественными и научно-популярными

текстами

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Ориентировка в мире книг и других базах данных.

9

Трудности скороговорок (с. 22-23)

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. Выразительное чтение

Знать жанр «скороговорка».

Уметь различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Ориентировка в мире книг и других базах данных

Пещера эхо (6 часов)

10

Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо» (с. 24-25)

        

Введение новых знаний

Произведения современной отечественной литературы.

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями

Знать содержание произведения.

Уметь определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении

Обосновывать высказанное суждение.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Умение распределять информацию по заданным параметрам.

11

Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет. «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26-27)

Введение новых знаний

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания произведения. Чтение наизусть

Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте

Работать с учебными, художественными и научно-популярными

текстами

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Умение распределять информацию по заданным параметрам.

12-13

Рифма и смысл.

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31

Введение новых знаний

Произведения современной отечественной литературы.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: литературная сказка, стихотворение

Знать содержание произведения.

Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.  Целенаправленная работа над смыслообразованием

14-15

Шуточные стихи. И. Пивоварова,

А. Дмитриев, Джеймс Ривз (с. 32-34)

Комбинированный урок

Произведения современной отечественной литературы

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь рифмовать слова

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Использование  планирования учебного сотрудничества

                              На пути в волшебный лес (2 часа)

16-17

Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» (с. 36-38)

        

Комбинированный урок

Произведения устного народного творчества. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного. Выразительное чтение

Знать композиционные особенности кумулятивной сказки.

Уметь читать по

цепочке

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

Адекватная мотивация учебной деятельности.Учебные и познавательные мотивы. Анализ объектов с целью выделения признаков

                Клумба с колокольчиками (3 часа)

18

Звучащие стихи

Е.Благинина

А.Усачёв

Ривз(с39-41)

Введение новых знаниий

Произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прослушанному

Знать наизусть одно из стихотворений; средства выражения авторского отношения к изображаемому.

Уметь высказываться о своем отношении к содержанию произведений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Использование ключевых, опорных слов.

19-20

Звукопись в поэзии и прозе.

М. Горький «Воробьишко» (в сокращении)

(с. 42-44)

        

Введение новых знаниий

Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать содержание прочитанных произведений. Уметь обнаруживать приём звукописи в прозаическом и поэтическом текстах

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Ориентировка в мире книг и других базах данных.

                В лесной школе (12 часов)

21

Считалка, скороговорка или дразнилка? (с. 45-47)

Введение новых знаний

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, стихотворение. Декламация произведений

Знать содержание произведения.

Уметь определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведении

Работать с учебными, художественными и научно-популярными

текстами

Ориентировка в мире книг и других базах данных.

22

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б. Заходер (с. 48-51)

Введение новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

Знать понятие «рифма», название произведения. Уметь декламировать стихотворения; находить средства художественной выразительности в тексте

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.

23

Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский (с. 52-53)

Комбинированный урок

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Знать содержание произведения.

Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.

24

Фантазия в литературе. Б. Заходер (с. 54-55)

        

Комбинированный урок

Произведения современной отечественной литературы. Чтение наизусть. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать краткие сведения о биографии и творчестве Б. Заходера. Уметь читать по ролям стихотворные произведения

Обосновывать высказанное суждение

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.

25-26

Особый взгляд

на мир. И. Токмакова, С. Козлов

(с. 56-59)

Введение новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Тема, главная мысль. Герои произведения. Правильность чтения: недопущение пропуска и замены слов

Знать наизусть одно из стихотворений.

Уметь читать по ролям. Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях

Искать (проверять)

информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.

27-28

Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60-64)

Введение новых знаний

Выделение языковых средств художественной выразительности. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

Иметь представление о жанрах: рассказе, стихотворении

Анализировать учебные, художественные тексты

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.

29

Прибаутка и небылица (с. 65-67)

        

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры. Выразительное чтение

Знать жанровые особенности прибаутки и небылицы.

Уметь соотносить текст с иллюстрацией

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы.

30

Дразнилка, прибаутка или небылица (с. 67-75)

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении произведения

Знать жанровые особенности прибаутки, небылицы, дразнилки.

Уметь находить в тексте парную рифму

Обосновывать высказанное суждение.

Искать необходимую информацию в словарях, справочниках

Адекватная познавательные мотивы. мотивация учебной деятельности.

Учебные и Использование символических средств

31

Искусство иллюстрации. Что видит художник (с. 69-80)

Введение новых знаний

Произведения устного народного творчества. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

 Уметь выразительно читать, соотносить текст и иллюстрацию

Работать с учебными, художественными

текстами

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Использование символических средств

32

Рифмующиеся слова и изображения (с. 71-80)

        

Введение новых знаний

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. Установка на постепенное увеличение скорости чтения

Уметь понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями

текста

Работать с учебными, художественными

текстами

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Учебные и познавательные мотивы. Составление словесного диафильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...