Рабочие программы 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Копытцева Елена Петровна

Программа ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_obucheniyu_gramote.docx65.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Рассмотрено

на заседании МО 

________Н.Н.Иванова/

Протокол № 1

от «25» августа 2015г.

Согласовано

на научно-методическом совете

________  / М. А. Соболева /

Протокол № 1

от «26» августа2015г.

 УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 1-277  

от «01» сентября 2015г.

              Директор лицея № 5

____________  / Н.И. Агеева  /

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

начального общего образования

для 1 «б» класса

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год

  Составитель: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Копытцева Елена Петровна.

г. Железногорск

2015г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                1-3
  2. Требования к уровню подготовки учащихся                     3-7      
  3. Планируемые результаты освоения учебной                    

программы по предмету «Азбука»                                     7-13

  1. Содержание учебного предмета                                         13-14
  2. Развёрнутое календарно-тематическое

планирование по предмету «Обучение грамоте».            15-32

  1. Пояснительная записка                                                  33-36
  2. Требования к уровню подготовки учащихся                     36-37      
  3. Планируемые результаты освоения учебной                    

программы по предмету «Литературное чтение»             37-41                    

  1. Учебно-тематический план                                                 41
  2. Содержание учебного предмета                                         41-45
  3. Развёрнутое календарно-тематическое

планирование по предмету «Литературное чтение».       46-52

  1. Материально-техническое обеспечение программы.       47

  1. Пояснительная записка

Программа для 1 класса по предмету составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, примерной программой начального общего образования, концепции комплекта «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы лицея и программы формирования УУД.

 Обучение грамоте

Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма), и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц — слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты — важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, т. е. читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости-мягкости согласных и передачей на письме звука [й’].

Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения.

После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости-мягкости и не имеют пары по глухости-звонкости (а звук [й’] не имеет пары и по твердости-мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение буквы можно только по ее окружению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв гласных звуков, а именно: «а, о, у, э, ы», обозначающих твердость предшествующих согласных, а «и» — их мягкость.

Кроме того, изучение звука [й’] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв «е, ё, ю, я»: 1) обозначать два звука — [й’] и гласный,      2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного.

Дети знакомятся с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

На следующем этапе при изучении парных звонких и глухих согласных дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости-мягкости согласных и звука [й’] на письме на достаточно обширном словесном материале.

Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными «ь» и «ъ» и лишь потом изучают непарные по глухости-звонкости шумные согласные звуки и знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и «ц» с различными гласными.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалки, т. е. то, что отвечает возрастным потребностям шестилетнего ребенка и способствует формированию у него познавательного интереса.

Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается путем использования в «Азбуке» следующих приемов: а) наращивания и б) реконструирования слов. Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: ша — груша — грушка — грушевый (сок); бы — был — были — былина — былинный; пе — пей — репей — репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но и, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Чтение слов в таких цепочках реализуется сразу на двух уровнях: а) слоговом нараспев и б) орфоэпическом, т. е. с учетом ударения. В этом заключается технология овладения первоначальным чтением.

Также используется прием реконструирования слов, что позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места лишь одного звука в слове приводит к полному изменению его значения, например: ива — нива, сон — слон, батон — бутон, зайка— лайка, игра — игла.

Особой задачей для учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв были разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребенок имеет возможность на уровне практического действия — руками — самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухо-артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой — как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся  научатся:

-на уровне образных элементарных представлений различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

- называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

-составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

-правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (191ч)

1. Чтение (75 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении.

Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости)

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердостимягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и«и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой.

Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом Y’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа Y) — твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с ихсмыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’аqн] — баян, [р’исуqй’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов.

Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ёЁ, юЮ, еЕ, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня.

Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, жЖ, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных «ь» и «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше(жесть, шесть); шо, шё(шорох, шёлк); жо, жё(обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё(чох, то есть чихание, чёлка); ще(щепка); що, щё(трещотка, щётка), чк(ручка, дочка), чн(точный, мучной), чт(мачта, почта), щн(хищник), щр(поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

2. Письмо (94 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями.

Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу основного периода

Учащиеся научатся:

-звуки русского языка делить на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; согласныеделить на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

-слово представляет собой единство звучания и значения;

-звучащее слово делить на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

-звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;

-основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

-устное высказывание членить на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;

-элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;

-форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;

-формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.

-акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

-при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

-делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;

-читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

-читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

-перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

-анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

-правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

-писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

-выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

-при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

-записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

-выполнять узоры-бордюры и росчерки.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (16 ч)

1. Чтение (7 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению)возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось, б) главная часть: что произошло с героями,в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

2. Письмо (9 ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода

Учащиеся научатся:

-понимать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

-графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

-форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

-иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

-читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

-пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

-озаглавливать прослушанный текст;

-связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

-ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

-выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

-анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

-применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

-осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

-применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].

Программа формирования УУД, система заданий, ориентированных на формирование УУД

Тексты «Азбуки», иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет (задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»: с. 5, 9, 13, 17,22, 34, 41, 46, 47, 48, 67).

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения  и взаимоотношений родителей и детей: «Мой дядя» (с. 48), «Енот» (с. 52), «Сосна» (с. 59), «Зайка» (с. 66), «Мишка» (с. 85), «Моя семья» (с. 88), «Капризы погоды» (с. 91), «Храбрый петух» (с. 94),  «Глупая история» (с. 100), В.Б.ерестов «Верблюжонок» (с. 114), «Белая акация» (с. 118), «Ветхая избушка» (с. 120).

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):

- работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. Например, «Данила» (с. 47), «Омут» (с. 50), «Затеи Деда Мороза» (с. 54-55), «Дом Гнома» (с.62), «Соседи Кондрата» (с. 64), «Сон Фомы» (с. 72), «Барбос на рыбалке» (с.74), «Попугай» (с. 77), «Незваные гости» (с. 81), С. Маршак «Жадина» (с. 83),  «Лесная школа» (с.98), «Дружище» (с. 105 – 106), «Что у нас во дворе» (с. 115), Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» (с.122), Н. Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки» (с. 123), Б. Заходер «Песня игрушек» (с.125), В. Берестов «Читалочка» (с. 126); поиск нужных слов (работа на цветном фоне - розовом, голубом, желтом): с. 31, 34, 36,47, 48, 51, 54, 58, 59, 61,  65, 68, 71, 74,  76, 79, 83, 84, 93, 96, 101, 105, 107,  111, 112.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой: с. 13-14, 15-16, 17-18, 19, 20, 21,  24, 26, 29, 32, 35, 37- 38, 39-40, 41-42, 43-44, 45, 46, 49, 51, 53, 56, 60, 62, 63, 65,  67, 70, 73, 75, 78,  80, 82, 86-87, 89, 92, 95, 97, 103, 107, 110; анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих (с. 51, 58, 65, 71, 76, 84); обнаружение особенностей  букв я, ё, ю, е: использование  букв для обозначения звука [й'] в начале слова  и после разделительных  знаков ь и ъ (с.37 - 43;  с 86, с. 89); обнаружение особой роли буквы ь  после букв согласных звуков (с. 45);   выяснение общих черт непарных  согласных (с.92, 95, 103, 111);

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей;  поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне (с. 36-37);  формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

- установление причинно-следственных связей:между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука; между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

 

Программу обеспечивают:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред.М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Лаврова Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала  формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Лаврова Н. М. Азбука. Поурочно – тематическое планирование

1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 

Формирование УУД при обучении грамоте и письму

Тексты «Азбуки», иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД:

-       самоопределение — система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет (задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы);

-       смыслообразование и нравственно-этическая ориентация – тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей: «Мой дядя» (с. 48), «Енот» (с. 52), «Сосна» (с. 59), «Зайка» (с. 66), «Мишка» (с. 85), «Моя семья» (с. 88), «Капризы погоды» (с. 91), «Храбрый петух» (с. 94), «Глупая история» (с. 100), В. Берестов «Верблюжонок» (с. 114), «Белая акация» (с. 118), «Ветхая избушка» (с. 120).

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):

-       работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. Например, «Данила» (с. 47), «Омут» (с. 50), «Затеи Дела Мороза» (с. 54-55), «Дом Гнома» (с. 62), «Соседи Кондрата» (с. 64), «Сон Фомы» (с. 72), «Барбос на рыбалке» (с.74), «Попугай» (с. 77), «Незванные гости» (с. 81), С. Маршак «Жадина» (с. 83), «Лесная школа» (с. 98), «Дружище» (с. 105-106), «Что у нас во дворе» (с. 115), Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» (с.122), Н. Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки» (с. 123), Б.Заходер «Песня игрушек» (с 125), В. Берестов «Читалочка» (с. 126);

-       поиск нужных слов (работа па цветном фоне — розовом, голубом, желтом) с. 31, 34, 36, 47, 48, 51, 54, 58, 59, 61, 65, 68, 71, 74, 76, 79, 83, 84, 93, 96, 101, 105, 107, 111, 112.

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

  • · сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой (с. 13-14, 15-16, 17-18, 19, 20, 21 24, 26, 29, 32, 35, 37-38, 39-40, 41-42, 43-44, 45, 46, 49, 51, 53, 56, 60, 62, 63, 65, 67, 70, 73, 75, 78, 80, 82, 86-87, 89, 92, 95, 97, 103, 107, 110);
  • · анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками с целью обнаружениясущественных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих (с. 51, 58, 65, 71, 76, 84);
  • · обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначениизвука  [й,] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ(с.37-43, 86, 89);
  • · обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);
  • · выяснение общих черт непарных согласных  (с. 92, 95, 103, 111);

подведение под понятие на основе распознавательных объектов, выделения существенных признаков:

  • · формирование понятия «звук» через анализ моделей;
  • · поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
  • · формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне (с. 36-37);
  • · формирование понятия «буква – знак для звука»посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов

- установление причинно-следственных связей:

  • · между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
  • · между использованием и именахсобственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных;
  • · между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно ныло понять текст.

  1. Содержание учебного предмета

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов: 1) п о д г о т о в и -т е л ь н о г о, 2) о с н о в н о г о (звукобуквенного) и 3) з а к л ю ч и т е л ь н о г о.

На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, т. е. шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (22 ч)

1. Чтение (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему  иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста.

Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту.

Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

2. Письмо (12 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка.

Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.


                                  V.  Развёрнутое календарно-тематическое планирование   по предмету «Обучение грамоте»

урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности/Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту

предметные

метапредметные

личностные

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (100 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбукой» (с. 1-3)

Введение

новых знаний

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки

Знать элементы книги.

Уметь правильно сидеть за партой, работать с книгой

Ориентироваться в пространстве окружающего мира. Исследовать предметы

Оценивание лучших ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

2

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка» (с. 4-5)

Введение

новых знаний

Речь устная и письменная. Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений: малые фольклорные жанры; стихотворение. Пересказ содержания сказки

Знать элементы книги. Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации

Обрабатывать информацию, находить и представлять данные.

Описывать свойства объекта

Осознание смысловых аспектов деятельности (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами ,знание моральных норм .умение   выделить нравственные аспекты поведения

3

Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово (с. 6

Введение

новых знаний

Текст. Предложение. Слово. Интонация. Произведения устного народного творчества. Работана слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Пересказ содержания сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Работа над восприятием

Знать элементы книги, особенности разных фольклорных жанров. Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, соотносить иллюстрации с частями текста

Анализировать и описывать свойства произведений. Соотносить особенности объектов литературы с окружающим миром

Стремление к повышению культуры речевого общения,к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

4

Как хлеб на стол пришёл». Предложение. Интонация (с. 7)

Введение

новых знаний

. Произведения устного народного творчества. Работана слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Пересказ содержания сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Работа над восприятием

Знать структурные единицы языка: предложение. Уметь составлять предложения из 2-4 слов

Описывать свойства структур языка. Исследовать произведения литературы

Проявление познавательного  ,определение познавательной  и учебных мотивов к школе

5

«Доброе дело».

Слова-предметы. Живые и неживые предметы (с. 8

Введение

новых знаний

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Работа над восприятием на слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Одушевленные и неодушевленные существительные

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.

Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстраций, графической модели, с использованием соответствующих фишек

Исследовать особенности жизненных ситуаций и соотносить их с литературными произведениями

Оказание помощи сквозным героям учебника ,которые в этом нуждаются при решении трудных задач

6

Попугай». Текст. Живые и неживые предметы (с. 9)

Введение

новых знаний

Работа над восприятием на слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Одушевленные и неодушевленные существительные

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст.

Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстраций, графической модели, с использованием соответствующих фишек

Систематизировать представления об окружающей действительности

Оказание помощи сквозным героям учебника ,которые в этом нуждаются при решении трудных задач

7

Неудачная прогулка». Слова-действия (с. 10)

Введение

новых знаний

Слова, отвечающие на вопросы: что сделать? что делать? Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст. Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбирать слова, обозначающие действия предметов

Слушать и соотносить позицию героев произведений со своей позицией

Стремление к получению новых знаний,  проявление активности в совместной учебной деятельности

8

«Догадливая лягушка».Слова-признаки

(с.11)

 Введение

новых знаний

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? Работа над восприятием на слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст. Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; подбирать слова, обозначающие признаки предметов; составлять предложения на основе тематических иллюстраций

Формировать умение понимать произведения разных жанров.

Обсуждать и участвовать в диалоге после прослушивания

Стремление к получению новых знаний,  проявление активности в совместной учебной деятельности, положительное отношение к школьной дисциплине.

9

«Зимние заботы», «Наши гости». Слова-помощники (с. 12)

Введение

новых знаний

Предлоги. Союзы. Слово. Текст. Предложение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация стихотворных произведений.  пересказ, заучивание стихотворений наизусть

Знать иллюстрации, графической модели, созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе

Знать структурные единицы языка:слово,предложении,текст.Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

10

Текст. Предложение. Слово

Комбинированный урок

Предлоги. Союзы. Слово. Текст. Предложение

Знать структурные единицы языка: слово, предложение, текст. Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений

Наблюдать, составлять рассказы в соответствии с темой и графическими моделями

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

Основной этап (80 часов)

 11-12

Звук [а], буквы А, а (с. 13-14)

Введение

новых знаний

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста.

Знать гласный звук [а], буквы А, а, которыми он обозначается. Уметь акцентированно произносить звук [а] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определённый гласный звук

Слушать,понимать и формулировать ответы на поставленные вопросы

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

13-14

Звук Звук [o], буквы О, о (с. 15-16

Введение

новых знаний

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста. Работа над восприятием на слух текста, читаемого учителем, пониманием его содержания; формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста

Знать гласный звук [о], буквы О, о, которыми он обозначается. Уметь акцентированно произносить звук [о] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков

Наблюдать,обобщать и выделять нужный объект

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

15-16

Звук [у], буквы У, у (с. 17-18)

Введение

новых знаний

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста. Декламация стихотворных произведений

Знать гласный звук [у], буквы У, у, которыми он обозначается.

Уметь акцентированно произносить звук [у] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков; подбирать слова с заданным гласным звуком

Наблюдать,осмысливать,понимать

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

17-18

Звук [э], буквы Э, э.

Повторение пройденного (с. 19)

ведение

новых знаний

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

Знать гласный звук [э], буквы Э, э, которыми он обозначается.

Уметь акцентированно произносить звук [э] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков

Формирование умение располагать объекты в нужной последовательности

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

19--20

Звук [ы], буква ы (с. 20)

Введение новых знаний

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста. Пересказ текста

Знать гласный звук [ы], букву ы, которой он обозначается. Уметь акцентированно произносить звук [ы] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других

звуков

Исследовать,анализироватьобъекты чтения и соотносить с окружающим миром

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

21-22

Звук [и], буквы И, и. Буква И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков (с. 21)

Введение новых знаний

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать гласный звук [и], буквы И, и, которыми он обозначается; две работы буквы и.

Уметь акцентированно произносить звук [и] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков

Работать с информацией.Описывать свойства объектоа чтения

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

23-24

Гласные звуки – «ртораскрыватели»: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Работа гласных букв (с. 22

Комбинированный урок

Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста

Знать, что гласные звуки – «ртораскрыватели», произносящиеся без преграды в ротовой полости

Наблюдать,ииследовать и соотносить свойства объектов чтения

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

25-26

Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения (с. 23)

Введение новых знаний

Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы

Знать, что звучащее слово делится на слоги, один  слово по слогам и орфоэпически на основе графических схем слов из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; роль гласных звуков в процессе слогообразования. Уметь делить слово на слоги

Формировать изучаемые объектыормировать умения понимать и осмыслять

Обосновывать высказанное суждение

27-28

Звуки [м], [м'], буквы М, м (с. 24-25)

Введение

новых знаний

Согласные звуки; буквы, их обозначающие. Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости-мягкости; обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи гласных букв – а, о, у, э, ы для твёрдых и и для мягких. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста. Декламация стихотворных произведений. Чтение закрытых неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками

Знать буквы М, м, согласные звуки. Уметь читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически

Слушать,читать рассматриваемые объекты

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

29-30

Звуки [н], [н'], буквы Н, н (с. 26-28)

Комбинированные уроки

Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости-мягкости; обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи гласных букв – а, о, у, э, ы для твёрдых и и для мягких. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста. Декламация стихотворных произведений. Чтение закрытых неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками

Знать буквы Н, н, согласные и гласные звуки. Уметь читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически

Слушать и участвовать в диалоге

Формировать интерес к работе в паре

31-32

Звуки [л], [л'], буквы Л, л (с. 29-31)

Комбинированные уроки

Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости-мягкости; обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи гласных букв – а, о, у, э, ы для твёрдых и и для мягких. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста. Декламация стихотворных произведений. Чтение закрытых неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками

Знать буквы Л, л. Уметь при анализе использовать практические приёмы определения звонкости-глухости согласных звуков

Анализировать и сопоставлять слова.Уметь правильно строить работу в парах

Воспитывать чуткое отношение друг к другу

33-34

Звуки [р], [р'], буквы Р, р (с. 32-34)

Комбинированные уроки

Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости-мягкости; обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи гласных букв – а, о, у, э, ы для твёрдых и и для мягких. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Пересказ текста. Декламация стихотворных произведений. Чтение закрытых неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками

. Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Р, р.

Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот

Моделировать разные приёмы чтения

Формировать умение работать в паре

35-36

Звук [и'], буквы Й, й (с. 35-36)

Комбинированный урок

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв я, ё, ю, е на письме. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова

Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Й, й. Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот. Читать слова с непарным согласным звуком [й'] на конце и в середине слова

Уметь усстанавливать логическую причинно-следствееную связь

37-

Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой я (с. 37)

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Гласные ударные и безударные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Знать, что буквы Я, я в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически, отвечать на вопросы, дифференцировать звуки, составлять звукобуквенные схемы слов

Исследовать,описывать свойства объектов

Воспитывать уважение к собеседнику

38

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 38)

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Гласные ударные и безударные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Знать буквы Я, я; гласные и согласные звуки. Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звуко-буквенные схемы слов

Использовать разные приёмы при чтении

Воспитывать уважение к собеседнику

39

Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё (с. 39)

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Гласные ударные и безударные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Знать, что буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь читать в схемах и текстах буквенную  запись слов по слогам и орфоэпически

Анализировать,описывать свойства изучаемых объектов

Воспитывать уважение к собеседнику

40

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 40)

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Гласные ударные и безударные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Знать «работу» букв Ё, ё; гласные и согласные звуки.

Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звуко-буквенные схемы слов

Исследовать особенности изучаемых объектов

Воспитывать уважение к собеседнику

41

Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю (с. 41)

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Гласные ударные и безударные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных

Знать, что буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Уметь перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот

Наблюдать изучаемые объекты чтения,сопоставлять с целью перекодировки звуковых форм

Воспитывать уважение к собеседнику

42

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных на письме

Знать «работу» букв Ю, ю; гласные и согласные звуки.

Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звуко-буквенные схемы слов

Исследовть и устанавливать причинные связи

Ормировать умение работать в паре

43

Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е (с. 43)

Введение

новых знаний

Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги

Уметь производитьзвукобуквенный анализ словЗнать, что буквы Е, е в начале слова и перед гласной обозначают два звука.

Анализировать,изучать свойства объектов

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

44

Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 44)

Введение

новых знаний

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных на письме

Знать «работу» букв Е, е; гласные и согласные звуки.

Уметь читать текст с изученными буквами, составлять звуко-буквенные схемы слов

Анализировать,изучать свойства объектов

Формировать положительное отношение к школьной дисциплине

45

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков (с. 45)

Введение

новых знаний

Мягкий знак (ь), указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов

Знать, что буква ь служит для обозначения мягкости согласных.

Уметь читать слова с буквой ь

Формировать умение понимать и осмысливать изучаемые объекты

Выражать чувства,эмоции

46-47

Согласные звонкие звуки [д], [д'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Д, д 

(с. 46-48)

Введение

новых знаний

Согласные парные звуки. Произведения устного народного творчества

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Д, д. Уметь читать слова и предложения с изученными буквами

Осмысливать информацию

Воспитывать прилежание

48-49

Согласные звонкие звуки [т], [т'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Т, т 

(с. 49-51)

Комбинированный урок

Согласные парные звуки. Жанровое разнообразие произведений: малые фольклорные жанры; стихотворение

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы Т, т. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению

Формировать ценностное восприятие объекта

Воспитывать прилежание

50

Чтение текста «Енот» (с. 52)

Комбинированный урок

Согласные парные звуки. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных  жанров.  Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме. Чтение и понимание художественных  произведений разных жанров

Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст

Составлять перессказы  в соответствии со схемой

Сопереживать вместе с героями произведений

51-52

Согласные звонкие звуки [з], [з'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы 3, з

 (с. 53-55

Введение

новых знаний

Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме. Чтение и понимание художественных  произведений разных жанров

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы 3, з.

Уметь отгадывать загадки

Выражать чувства ,эмоции

Сопереживать вместе с героями произведений

53-54

Согласные глухие звуки [с], [с'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы С, с

 (с. 56-58)

Комбинированные уроки

Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме. Чтение и понимание художественных  произведений разных жанров

Знать, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы С, с. Уметь производить звуко-буквенный разбор слова

Наблюдать,анализировать объекты с целью их прочтения

Применять полученные знания

55

Чтение текста «Сосна» (с. 59)

Комбинированный урок

Чтение и понимание художественных  произведений разных жанров

Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст

Формировать ценностное восприятие

Воспитывать умение сопереживать

56-57

Согласные звонкие звуки [г], [г'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Г, г 

(с. 60-62)

Введение

новых знаний

Согласные парные звуки. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме

Знать, что слово представляет собой единство звучания и значения; буквы Г, г.

Уметь произносить в быстром темпе скороговорки

Изучаемого объекта

Воспитывать умение сопереживать

58-59

Согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к (с. 63-66)

Комбинированные уроки

Согласные парные звуки.

Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме

Знать буквы К, к; парные звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь читать слова, предложения, тексты с изученными буквами

Слушать,понимать и воспроизводить текст с целью перессказа

Учить оформлять свою речь

60

Чтение текста «Зайка» (с. 66

Комбинированные уроки

Чтение и понимание художественных  произведений разных жанров

Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст

Оформлять свою речь,мыслить  в грамматически несложные выражения

Воспитывать умение сопереживать героям

61-62

Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в 

(с. 67-69)

Комбинированные уроки

Согласные парные звуки. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме

Знать буквы В, в; парные звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь декламировать стихотворения, читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст

Формировать ценностное восприятие объекта

Вырабатывать осознанное чтение

63-65

Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к

(с. 70-72)

1

Изучение нового материала

Согласные парные  Обозначение мягкости согласных на письме звуки. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги.

Знать буквы Ф, ф; парные звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь производить звуко-буквенный разбор слова

Слушать,наблюдать,анализировать с целью звукобуквенного разбора

Воспитывать интерес и прилежание

66-67

Согласные звонкие звуки [б], [б'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Б, б 

(с. 73-74)

Введение

новых знаний

Согласные парные звуки. Работа над восприятием на слух и пониманием художественных произведений разных жанров. Чтение и понимание текста

Знать буквы Б, б; парные звонкие и глухие согласные звуки. Уметь читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст

Понимать объекты чтения сцелью ответа на вопрос и перессказа

Работать с учебными, художественными и научно-популяр-ными текстами

68-69

Согласные глухие звуки [п], [п’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы П, п (с. 75-77)

Комбинированный урок

Согласные парные звуки.

Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме

Знать буквы П, п; парные звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь произносить в быстром темпе скороговорки, отгадывать загадки; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать текст

Слушать и соотносить объекты в соответствии со схемами

Учить давать развёрнутый ответ на вопросы

70-72

Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж

 (с. 78-81

Введение новых знаний

Согласные парные звуки.

Произношение минимальных пар слов, отличающихся звуками [ж] — [ш]. Правописание сочетаний:

жи-ши

Знать буквы Ж, ж; парные звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь читать тексты и пересказывать их

Осознать изучаемое.Формировать умение излагать прочитанное

Учить читать бегло

73-75

Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш 

(с. 82-85

Комбинированные уроки

Согласные парные звуки.

Произношение минимальных пар слов, отличающихся звуками [ж] - [ш]. Правописание сочетаний:

жи-ши

Знать буквы Ш, ш; правила написания жи-ши. Уметь производить звуко-буквенный разбор слов

Анализировать смыслоразличительную роль объектов

Воспитывать чувство српереживания

76-77

Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков перед гласными буквами е, ё, ю,

Комбинированные уроки

Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков – «ь» и «ъ», гласных букв «е, ё, ю, я». Звуковой анализ слов

Знать обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных «ь» и «ъ» знаков и гласных букв. Уметь читать слова, предложения, тексты с изученными буквами, отвечать на вопросы по прочитанному

Понимать и располагать объекты в соответствии с графичесской схемой

Развивать навык осознанного чтения

78-79

Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами «е, ё, ю, я» (с. 89-91)

Комбинированные уроки

Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков – «ь» и «ъ», гласных букв «е, ё, ю, я». Звуковой анализ слов со звуком [й'], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й'], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, затем орфоэпически

Знать обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных «ь» и «ъ» знаков и гласных букв

Учить перекодироватьсхемы в буквенную форму

Развивать навык осознанного чтения

80-81

Согласные глухие звуки [х], [х'], буквы X, х (с. 92-94)

Комбинированный урок

Различение согласных звуков по глухости-звонкости. Деление слова на слоги. Ударный слог. Значение слова. Правила написания сочетаний букв чк-чн

Знать, что согласные делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; буквы X, х.

Уметь производить звуко-буквенный разбор слов

Построение графических схем,игры

 Учить правильно отвечать на вопросы

82-84

Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч 

(с. 95-102)

Комбинированные уроки

Различение согласных звуков по глухости-звонкости

Знать, что звук [ч'] всегда мягкий; буквы Ч, ч. Уметь читать слоги, слова, предложения, тексты, содержащие изученные звуки; писать сочетания чк-чн

Осознавать изучаемые буквы

Бегло и выразительно читать

85-88

Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ

(с. 103-109)

Комбинированные уроки

Артикуляции звуков [х], [х'], [ч'], [щ'], [ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Правила написания сочетаний букв ча-ща, чу-щу

Знать, что звук [щ'] всегда мягкий; буквы Щ, щ. Уметь писать сочетания букв ча, ща, чу, щу; пересказывать текст

Учить описывать буквы.Работать с информацией,играть

Воспитывать умение работать в паре

89-90

Согласный глухой твердый звук [ц], буквы Ц, ц 

(с. 110-113)

Комбинированные уроки

Различение согласных звуков по звонкости-мягкости. Чтение слов с сочетаниями: же, ше, шо, шё, жо, же, че, чо, чё, ще, що, щё, чк, чн, чт, щн. Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки

Знать, что звук [ц] всегда твёрдый; буквы Ц, ц. Уметь производить звуко-буквенный разбор слов; декламировать стихотворные произведения

Исслеедовать свойства изучаемых объектов

Воспитывать умение работать в паре

91

В. Берестов «Верблюжонок». В народе говорят... (с. 114)

Комбинированный урок

Произведения для детей. Чтение и понимание текста. Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений: малые фольклорные жанры; стихотворение

Знать структуру родной речи.

Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению

Формировать эмоциональное восприятие текста

Учить отвечать на вопросы

92

Г. Цыферов «Что у нас во двор»е?. Приговорки

(с. 115)

Комбинированный урок

Произведения для детей. Чтение и понимание текста

Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению

Выразительно строить свою речь с учётом поставленных задач

Учить отвечать на вопросы,предлагаемые в тексте

93

Весёлые стихи для детей.

Комбинированный урок

Веселые стихи для детей. Работа над развитием навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними

Знать краткие сведения из биографии и творчества К.И. Чуковского, произведения устного народного творчества.

Уметь отгадывать загадки; находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие его структурным компонентам

Формироватьспособность передавать полученную информацию другимрмиров

Учить осмысленно вчитываться в произведение,его анализировать

94

Произведения о природе. «Белая акация»

(с. 118-119)

Комбинированный урок

Произведения о природе. Работа над осознанным и выразительным чтением. Пересказ текста

Знать особенности различных жанров произведений. Уметь пересказывать текст

Учить самоопределяться

Работать с художественной и учебной литературой

95

Произведения о природе. «Белая акация"

118-119

Комбинированный урок

Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений: малые фольклорные жанры; стихотворение

Знать основные произведения А. Блока. Уметь выразительно читать стихотворные произведения, отвечать на вопросы; объяснять значения слов

Знать основные произведения А. Блока. Уметь выразительно читать стихотворные произведения, отвечать на вопросы; объяснять значения слов

Открывать для то,что текст является источником знаний

96

ПроизведенияБлока для детей

Комбинированный урок

Шуточные и игровые стихотворения для детей

(с. 121-122)

Шуточные и игровые стихотворения для детей. Декламация произведений. Работа над развитием

Уметь выразительно читать стихотворные произведения, отвечать на поставленные вопросы, определять настроение произведения

Отгадывать

 шарады,играть в игры

97

Веселые стихи для детей

(с. 123-124)

Комбинированный урок

 Произведения для детей. Жанровое разнообразие произведений: малые фольклорные жанры

Уметь выразительно читать стихотворные произведения

Выражать своё отношение к жизни через стихи

Читать стихи выразительно

98

Борис Владимирович Заходер

«Песня игрушек»

(с. 125)

Комбинированный урок

Шуточные и игровые стихотворения для детей. Декламация произведений. Работа над развитием умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Знать произведения Б. Заходера.

Уметь правильно и осознанно читать стихотворения, отвечать на вопросы, объяснять значение слов

Обрабатывать информацию:обобщать данные,находить их

Обрабатывать информацию:обобщать данные,находить их

99

Творчество С. Маршака.

Русский алфавит (с. 126-127)

Комбинированный урок

Шуточные и игровые стихотворения для детей. Декламация произведений. Работа над развитием умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Знать русский алфавит. Уметь выразительно читать произведения разных жанров; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Учить целостно восспринимать текст

Высказывать собственное отношение к героям

100

Прощание с учебником «Азбука»

Комбинированный урок

Повторить пройденный материал

Знать русский алфавит. Уметь выразительно читать произведения разных жанров; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Систематизировать полученные знания

Викторина,игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...