Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению "Храбрый опенок"
    план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

    Никитина Ирина Александрона

    Урок посвящен творчеству Эдуарда Шим.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hrabryy_openok3.docx23.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению

    Во 2 классе

    Тема: «Уж небо осенью дышало»

    Цели и задачи:

    Познакомить  с новым произведением Э. Шима “Храбрый Опенок”.

     Формирование читательских умений и навыков (выразительно читать, работать с текстом произведения).

    Обогащение читательского опыта, словаря учащихся.

    Развивать речь и мышление учащихся.

     Развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора.

     Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней (правила сбора грибов).

    Ход урока:

    Ребята, садитесь все удобно и приготовьтесь к уроку.

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение произведений русский писателей об осени. У времени года есть три помощника . Догадайтесь, кто это такие?

    (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Сентябрь помогает ей собирать урожай, октябрь окрашивает деревья в разноцветные краски, а ноябрь укрывает землю первым снежком. Без них ей не справится.  И какие помощники замечательные, потому что они делают осень  самым ярким, красивым временем года по своим краскам.

    Осень золотая 
    К нам в окно глядит,
    Удачи Вам желает,
    Листвою шевелит.

    Мы уже прочитали некоторые произведения  об осени.

    Давайте вспомним авторов и их названия.

    (1. Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

    2. Рассказ -Г.Скребицкий «Осень»

    3.  Стихотворение Е.Трутнева «Осень»

    4. Рассказ М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

    А сегодня мы познакомимся с еще одним автором, наверное вы его еще не знаете- это Эдуард Юрьевич Шим.

    (1930-2006гг.)

    Русский писатель, драматург. Начал печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал для детей, преимуществен-

    но о природе.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с  произведением писателя Эдуарда Юрьевича Шима.
    ПРОЧИТАЙТЕ,КАК ОНО НАЗЫВАЕТСЯ?

    «Храбрый опенок»

    Вы догадались кто главный герой произведения?

    (опенок)

    Опенок –это что?

    (гриб)

    Какими качествами наделяет автор героя в самом названии?
    – Что значит быть ХРАБРЫМ?

    (значит быть смелым ,ничего не бояться и всегда помогать слабым)

    Кроме главного героя – Опенка, в произведении есть и другие герои. Давайте с ними познакомимся поближе.

    Сейчас будем загадывать загадки ,а вы их отгадывайте.

    Кто хочет прочитать первую загадку?

    Загадка

    Этот гриб живет под елью,

     Под ее огромной тенью.

    Мудрый бородач-старик,

    Житель бора - ... (боровик)

    А что такое боровик?

    Это белый гриб.

    А почему он называется белым?

    Потому что его мякоть белого цвета, даже  когда эти грибы высушивают.

    Пословица

    Где растут мухоморы, там и боровики поют хоры.

    Стихотворение

    Я – белый гриб, я – царь грибов,

    Бесценный дар грибных лесов.

    Росту в дубраве и в бору.

     Прославлен широко в миру.

     И если ты меня найдёшь,

    Узнаешь сам, как я хорош!

    С белым грибом мы познакомились.

    А вот и еще один герой!

    Прочитайте загадку  и отгадайте ее.

    Загадка

    Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых,
    Меня узнаешь за версту,
    Зовусь я .... (подосиновик)

    Загадка

    Шоколадно-бурый гриб, 
    К скользкой шляпке лист прилип. 
    Воротник ажурный тонок - 
    Гриб такой зовут...  (масленок)

    Загадка

    Вдоль лесных дорожек
    Много белых ножек
    В шляпках разноцветных,
    Издали приметных.
    Собирай, не мешкай!
    Это ... (сыроежки)

    Ребята, как одним словом называются боровики, подосиновики, маслята, сыроежки?

    (Грибы)

    А какие они, съедобные или несъедобные?

    (съедобные)

    А вот этот гриб вы точно все знаете. Посмотрите, какой он красивый. Настоящий  красавец леса, так и хочется его сорвать и съесть.

    Загадка

     Знают даже малыши 
     Красно-белые грибы 
     Те, что с мухами не дружат. 
     Не бери ты их на ужин - 
     Несъедобен этот гриб, 
     Хоть красавец он на вид. 
     Называют с давних пор 
     Гриб тот - красный...(мухомор)

     А этот гриб съедобный?

    (нет,его есть нельзя, это поганка!)

    А, вы ,сами то в лес ходили? Видели там грибы?

    Собирали их? А мухоморы собирали?(нет) А что делали? Ногами их сшибали?

    (Нет,их нельзя сшибать ногами, потому, что они являются лекарством для лесных жителей- лосей!)

    Ребята,а в какое время года больше всего грибов?

    (осенью).

    А вы знаете пословицы, поговорки про это время года?

    Весна красна цветами, а осень грибами.

    Грибы на одной ножке,  не придут сами в лукошко.

    Назвался грузем -  полезай в кузов.

    Ягоды любят день, а грибы ночь и тень.

    Ешь пирог с грибами, а я зык держи за зубами.

    Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

    Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.

    Осень- погоды перемен восемь.

    Цыплят по осени считают.

    Осенью и у воробья пир.

       Ребята,в произведении Э.Шима «Храбрый Опенок»

    Нам встретятся слова, которые мы не так часто используем в обычной нашей речи. И не всегда знаем их значение.

    Давайте же их разберем.

    Запомни!

    Авось    -     может быть

    Боровик   -    белый гриб

    Ветер-сиверко - северный ветер

    Неказистый    -   некрасивый, непривлекательный

    Картуз - небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком.

    Кафтан  - длинный пиджак.

       Ассоциируется с дорогой одеждой

    Кузовок – сосуд из бересты цилиндрической формы. Кузовки использовались в быту для хранения сыпучих продуктов, для засолки грибов, для хранения молока. 

    Ребята эти слова использовались часто в старину и называются они старорусскими или устаревшими словами.

    Ну а сейчас вы немного устали.

    Давайте проведем физминутку.

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке.
    По  другой дорожке 

    скачем мы на левой ножке.
    По тропинке побежим ,

     до лужайки добежим.
    Стоп, грибочков наберём,

    и пешком домой пойдем.

    А сейчас садитесь все удобнее и приготовьтесь  читать и следить.

    Пока будете читать подумайте и расскажите

    1.Как герои рассказа относятся к  храброму опенку?

    2.Почему грибники поклонились опенку?

    Далее чтение рассказа «Храбрый Опенок»

    Ребята, у меня на доске написаны жанры разных произведений.

    Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Почему?

    (сказка)

    А сейчас,мы с вами проверим ваше домашнее задание.

    Вам надо было составить рассказ об осеннем лесе и составить презентацию. Ребята подготовились и сейчас будут выступать.

    Маргарита

    Скалины

    Давидсон

    Подведение итогов урока.

    С каким писателем мы сегодня познакомились?

    Как называется произведение?

    Что такое картуз, кузовок, ветер-сиверко, авось, кафтан, неказистый?

    Какие жанры использовались нами сегодня на уроке?

    Молодцы! Урок закончен.

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

    Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

    Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

    План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

    Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

    Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

    Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...