Интегрированный урок мужества по истории и литературному чтению
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Колганова Людмила  Ивановна

Интегрированный урок мужества  по истории и литературному чтению «По святым, памятным местам моего Донского родного края» (Первое поле русской славы. Куликовская битва. А. Блок «На поле Куликовом»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc192.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок мужества

 по истории и литературному чтению

«По святым, памятным местам моего Донского родного края»

(Первое поле русской славы. Куликовская битва. А. Блок «На поле Куликовом»)

Составлен и проведен

 учителем начальных классов

 Колгановой Л.И.

МБОУ «СОШ № 12»

г. Донской Тульская область

2012

Цели:

Планируемые предметные результаты.

l.Ha основе поэтического произведения А. Блока « На поле Куликовом» формировать у учащихся образное представление о Куликовской битве , как героическом событии в борьбе народа за независимость , показать Куликовскую битву как одно из самых значительных событий в древней истории нашей Родины , положившей начало освобождения Руси от ига Монголо-татарских ханов . Работать над созданием образа Дмитрия Донского, показав его полководческое искусство.

2.Дать почувствовать детям богатство, красоту , выразительную силу поэтического языка в стихотворении А .Блока . Закреплять понятия о средствах художественной изобразительности.

3.Совершенствовать навыки выразительного чтения .

4.Вооружить учащихся фактическими знаниями о героическом прошлом своего родного края, его народа.

Метапредметные и коммуникативные результаты.

1.Прививать детям высокие гражданские и нравственные качества честных, сознательных людей, патриоты своей Родины.

2.Воспитывать уважение и любовь к тому, что сумели отстоять в боях старшие поколения людей.

3.Воспитывать самое большое, самое светлое великое чувство любовь к Родине, чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей.

4.Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика.


Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка, телевизор , карта , фотоиллюстрации к уроку « На поле Куликовом», выставка книг по теме « Поле русской славы» , книга А .Блока со стихами , портрет поэта , поэтические произведения К. Рылеева , Н .Кончаловской , В . Матисова по данной теме . Презентация : «Русь под властью золотой орды». Видеозапись документального фильма «На поле Куликовом тишина».

План проведения презентации «Русь под властью

Золотой орды» ( выступления учащихся лекторской

группы).

1 .Раздробленность Руси в 13 веке

  1. 1223 год - Первый поход татар на Русь. Предводитель Чингисхан (одежда монгольских воинов, их вооружение, многочисленность войска
  2. Второй поход монголов на Русь .1237 год, предводитель Батый. Уничтожение русских городов: Углич, Владимир и другие.
  3. Государство монголов « Золотая орда» (сбор дани с русских князей.Иноземное  монголо-татарское иго).

5.Укрепление Москвы при И. Колите.

6. Внук Ивана Калиты - князь Дмитрий Донской .


Цели мероприятия;

  1. Расширять знания учащихся о героическом прошлом своего родного края.
  2. Прививать детям высокие гражданские и нравственные качества честных, сознательных людей, патриотов своей Родины.
  3. Вырабатывать уважение и любовь к тому, что сумели отстоять в боях старшие поколения людей.
  4. Воспитывать самое большое, самое светлое и великое чувство - любовь к Родине.
  5. Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика.
  6. Воспитывать чувство гордости за народ - победитель.
  7. Воспитывать уважение к участникам Великой Победы.

Подготовка

  1. Проведение сбора-старта перед предстоящим мероприятием, определение его темы и формы проведения.
  2. Экскурсия в музей г. Новомосковска по теме: «Каменная книга войны» (история военных монументов).
  3. Экскурсия в музей г. Донского на Бобрик - Горе по теме: «Донской в годы Великой Отечественной Войны»
  1. Конкурс рисунков на тему: «Война... была жестокою она».
  2. Организация выставки книг «Победители».
  1. Изготовление праздничных открыток и приглашений для участников журнала.
  2. Плакаты с названием страниц журнала, плакаты «Родина - мать», «Дмитрий Донской».
  3. Видеозаписи документальных фильмов «Поле русской славы» (Куликово поле).
  4. Подбираются и разучиваются героические песни: «Матерям погибших героев» (сл. Л. Кондратенко, муз. Г. Струве), «Рисуют мальчики войну» (Б. Богословский)
  1. Картины художников:

а.        Авилов «Поединок»

б.        Вучетич «Памятник советскому солдату в Трептов-парке»


Конспект урока по окружающему миру в 4классе : «По святым местам моего родного края»

Тема: Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Цель: Формировать у учащихся образное представление о Куликовской битве, как героическом событии в борьбе народа за независимость, показать Куликовскую битву как одно из самых значительных событий в древней истории нашей Родины, положивших начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов, показать воинскую мощь, красоту белокаменного кремля, как пункта обороны и сосредоточения военных сил государства. Работать над созданием образа Дмитрия Донского, показав его полководческое искусство, воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу, раскрыть величие подвига русского народа.

Оборудование: 1) Фотомонтаж " России верные сыны";

2)        Картина Авилова "Поединок";

  1. Схема - чертеж битвы на поле Куликовом;
  1. Пластинки: "Колокольные звоны Руси", " Локримоза" - реквием;
  1. Карта по истории;
  2. Кинофильм "Куликовская битва";
  3. Проигрыватель;
  4. Выставка книг и рисунков по теме;
  5. Воинские доспехи и "вооружения".

Ход у рока

I.        Организация учащихся на урок, читаю отрывок из летописи - сказания,
звучат колокольные звоны.

Г фрагмент урока.

"Пришла неслыханная рать.... Их же никто хорошо не знает, кто они и Откуда пришли, и какой язык их, и какого они роду племени, и какая вера их", -писал в 1223 году русский летописец о первом появлении близ русских границ опасного врага....

Похваляяся, шли враги на Русь, была сила их неисчислимою...

II.        Проверка домашнего задания

  1. О ком рассказывал летописец?
  2. Зачем они пришли на русскую землю?
  3. Почему в 1223 году в битве на реке Калке дружины русских и половецких князей потерпели поражение?
  4. Почему монголо - татарам удалось завоевать многие русские города?
  5. Показать на карте города, которые подверглись полному разорению во время нашествия Батыя и рассказать, как Русь попала в зависимость от татарских ханов.
  6. Почему Александр Невский смог разбить с небольшой своей дружиной шведов и немецких рыцарей, а монголо - татар невозможно было победить?

7) Викторина: а) из приведенных имен русских полководцев выбери те, которые связаны с сопротивлением Руси монголам ( Иван Калита, Александр Невский, Юрий Долгорукий, Ярослав  Мудрый, Евпатий Коловрат), докажи, почему ты так думаешь

б) Выбери нужную дату к следующим событиям:

  1. Первое упоминание о Москве
  2. Ледовое побоище

3)        Битва с монголами на реке Калке

4)        Поход Батыя на Русь
(1147,1223,1242,1240,138»)

III. Объяснение нового материала.

II фрагмент урока

1. Рассказ учителя о героической борьбе русского народа с монголо - татарским нашествием, сообщения учащихся по плану:

а)        Ловкая политика Ивана Калиты против золотоордынских ханов;

б)        Возвышение Москвы, объединение военных сил для отпора врага;

в)        Поход Мамая на Русь

(В сообщениях уточняется, как русский народ собирал силы для  борьбы с врагом)

  1. Сообщение: Русский народ не склонился перед завоевателями, собирал силы для борьбы с ними. Московские князья Иван Калита и его сын Семён повели ловкую политику. Они добились о золотоордынских ханов признания своего старшинства над другими князьями и получили право собирать для Орды дань со всех русских земель. Часть собранной дани они сами отвозили в Орду, а часть тайно удерживали. На эти деньги они вооружались, расширяли свои владения. Московские князья собирали отдельные княжества в единое государство. Москва возвышалась и крепла. Росли деревни, села, города, развивается ремесло, каменное строительство. При Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор.
  2. Сообщение: В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо - татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Москва становится центром сосредоточения сил для решающих боев, а Кремль - первой единственной крепостью. В 1378 году на реке Воже близ Рязани русскими полками было наголову разбито сильное ордынское войско. Мамай (новый татарский хан - предводитель) начал готовиться к новому походу на русские земли. Над Русью нависла серьёзная опасность. Но прошли те времена, когда монголо - татарские орды могли беспрепятственно вторгаться в пределы Руси. Великий князь Дмитрий Иванович готовился к отпору. В его распоряжении было объединенное войско, под единым командованием.
  3. Сообщение: Мамай тоже тщательно готовился к войне с Русью. Он заключил военный Союз с великим литовским князем Ягайло и с князем Олегом рязанским.

Против великого князя Дмитрия Ивановича образовалась целая группа опасных врагов. В середине лета 1380 года, перейдя волгу, Мамай стал двигаться к Дону, поджидая помощь литовского и рязанского князей. Но великий князь Дмитрий Иванович своевременно получил известие от своих разведчиков сторожевых о начале ордынского похода. Немедленно он стал собирать силу великую, соединяясь с князьями русскими.

3 фрагмент урока

2.        Чтение учителем отрывка из поэтического произведения о Куликовской
битве автора Софония:

...И зазвенела слава по всей земле русской. Затрубили трубы на Коломне, забили бубны в Серпухове, зазвонили колокола вечевые в Великом Новгороде, созывая воинов на битву. Словно орлы слетелись, съехались князья русские на помощь к князю Дмитрию Ивановичу и сказали они: "Уже враги на наши поля наступают, вотчину нашу отнимают, стоят между Доном и Днепром. Пойдем за быструю речку Дон, добудем землям - диво, старым - повесть, а молодым -память.... (слова князей говорят мальчики, переодетые в костюмы русских воинов. Выходит киязь, Дмитрий Иванович).

И придумал князь план войны.

  1. Рассказ о плане войны, который придумал князь Дмитрий Иванович (учебник).
  2. Чтение отрывка к картине "Приезд Дмитрия к Сергию Радонежскому". Дети читают отрывок, в котором выражена большая любовь Сергия к России, демонстрируется картина с изображением Сергия и богатыря Пересвета.
  3. Рассказ о расстановке русских полков перед боем. Используется схема битвы (учебник).

В центре под великокняжеским знаменем стоял большой полк, самый многочисленный, он состоял из пеших и конных ратей, фланги его замыкали полки правой и левой руки. Впереди, на значительном удалении встали передовой и сторожевой полк. Они должны были взять на себя первый удар ордынцев, связать их боем и не допустить до воинов большого полка. Князь Дмитрий Иванович был предусмотрителен, на берегу реки смолки в Зеленой Дубраве он спрятал засадный полк, на тот случай, если татарам удастся прорвать фланги русского войска. Командовал им опытный воевода Боброк.

6.        Рассказ по картине Авилова "Поединок" (учебник)

Выехал из татарских рядов самый сильный и молодой воин. Словно соломинкой поигрывал он копьем, вызывая на битву себе равного. Но не испугался его мужественный Пересвет, смело выехал он ему навстречу, разогнали они коней своих, ударились копьями, пронзив друг друга, и упали замертво, и кони их пали мертвыми...

И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали..

  1. Просмотр кинофильма "Куликовская битва". Дети отвечают на вопрос: Какой момент боя стал решающим и позволил русским одержать победу?
  2. Обобщающая беседа:   а) Почему русские победили татар в этой страшной

битве?

б) Как сражались русские воины?


в)        Какие чувства вы испытывали, изучая материал
сегодняшнего урока?

г)        прочитайте пословицы, которые можно связать с
нашей сегодняшней темой:

Смело иди в бой, Родина - за тобой

За родной край и жизнь отдай

Тот побеждает, кто смерть презирает

IV фрагмент урока

IV. Заключительный рассказ учителя о музее Куликовской битвы, о памятнике Дмитрию Донскому в г. Новомосковске и на Куликовом поле, о подвиге русского народа, который останется в памяти на веки

Как тихо:

На поле все смолкло Идут трактора вдалеке И высохла реченька Смолка Слезою на русской щеке Коль вздумают вороги злые Напасть на родное живьё, Как много сынов у России,

Как много полей у неё. (Звучит мелодия реквиема " Локримоза") Самоанализ урока.

В общей теме урок был четвертым по счету, построен в соответствии с его целью и содержанием в четырех фрагментах: 1) Монголо - татарское иго

2) Непокорные игу ненавистному

  1. России верные сыны
  2. Навеки в памяти народной Каждый фрагмент - историческая эпоха, связанная с борьбой русского народа

против монголо - татарских завоевателей. На каждом этапе урока старалась разнообразить методы и приемы: во время проверки домашнего задания (1фрагмент) сочетала фронтальную беседу и викторину, рассказ учащихся и работу с картой. 2,3,4 этапы посвятила объяснению материала. Для разнообразия его подачи, активации внимания учащихся использовала выступления детей в форме сообщений по теме, рассказ учителя в сочетании с беседой по картинам, просмотр кинофильма. Наглядный материал соответствовал теме и помог раскрыть идею содержания урока, вызывая у детей устойчивый интерес. Эпиграфами к каждому фрагменту стали отрывки из поэтического произведения Софония "Задонщина", которые помогли детям ярче представить изучаемые события, а музыкальное оформление воздействовало на эмоциональную сферу, вызывая соответствующие чувства.

Каждый этап и урок в целом были методически выдержаны. Материал подобран из летописей, сказаний, исторических источников. Старалась изложить его доступно, использовала технические средства обучения. Урок имел огромное воспитательное значение, развивал познавательные способности учеников.


Работа над поэтическим стихотворением А.Блока «На поле Куликовом»

Куликовская битва запечатлена в памяти и сознании нашего народа, она оставила неизгладимый след в литературе и искусстве. Сегодня на уроке прозвучали поэтические строки К. Рылеева, Н. Кончаловской, В. Матисова. К поэзии (высокой) мужества относятся стихотворения А. Блока «На поле Куликовом», посвященного героям Куликовской битвы. ~*-Когда читаешь его — чувствуешь, как из глубины веков доносится до нас горькие голоса героев прошлого. Нам дороги их голоса, мы чтим имена этих героев, и знаем как тяжело им было в грозные годы 13 века, понимаем, как велика была их вера, в торжество справедливости, вера в лучшее будущее человечества.

Подготовленный ученик читает стихи А. Блока «На поле Куликовом» и отвечает на вопросу «О чём вам рассказал голос из прошлого?» (горькие страдания нашего народа, о желании сразиться за землю русскую, отдать за нее жизнь...) После повторного чтения дети рисуют словесные картины, работают над средствами художественной изобразительности. Выборочные чтения.

Прочитайте строки, где автор образно рассказывает о том, как воины едут на битву. Как вы понимаете эти слова (невозможно терпеть иноземное рабство, жалко смотреть на измученную Русь(в твоей тоске, о Русь)

Каким чувствами переполнены сердце воина?

Прочитайте строки, где об этом говорится?

Прочитайте, как А. Блок рисует картину битвы наших русских воинов, как вы понимаете эти слова? (было много убитых, бились не только оружием, но и сами о себя, избивая друг друга, умирая под ногами конскими, задыхаясь от тесноты, 253 тысячи погибло, осталось 50 тысяч ратников, река Дон три дня кровью текла.)

Как об этом говорит автор?

Прочитайте предложения, где выражена главная мысль в стихотворении!

Заключительная часть урока. Дети получают задание: решить исторический кроссворд по теме урока «борьба русского народах иноземными захватчиками в 13 веке» Подведение итогов.

  1. От чего имени идет повествование в стихах?                                                                                      

  1. О чем вам рассказал голос в стихах из прошлого?

  1. Каким чувством переполнены сердца воинов?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе (система Л.В. Занкова)

Интегрированный открытый урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии     в  3  классе   Лапшиной И.Б.  Тема: «Страна восходящего солнц...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...