Урок – игра по внеклассному чтению в 3 классе на тему: «Удивительные рассказы Н. Носова»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Минюк Наталья Васильевна

Методическая разработка может быть использована для подготовки к уроку по внеклассному чтению. Урок для учащихся 3 класса, построенный в соответствии с ФГОС, для любого УМК с применением информационно-компьютерных технологий. Материал презентаций способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к чтению книг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Урок – игра по внеклассному чтению в 3 классе

Тема: «Удивительные рассказы Н. Носова»

 

                                                                                   

   

                                                                               

                                                                              Выполнила:  Минюк Наталья Васильевна

                                                                                        учитель начальных классов

                                                   МОУ «Зимитицкая основная общеобразовательная школа»

                                               Ленинградская область Волосовский район

                           

                                      Тема: «Удивительные рассказы Н. Носова»

  Цель: создать условия для развития интереса к художественной литературе, к произведениям Н. Носова..

  Задачи:

           Обучающие:

   - Создать условия для развития умения анализировать содержание литературного произведения.

   - формировать умения сопоставлять различные ситуации, учить обобщать, анализировать, осознавать смысл текста при его прослушивании, умения передавать содержание произведения.

          Развивающие:

    -   работать над развитием памяти, логического мышления,  над совершенствованием устной монологической речи, над построением высказывания.

         Воспитательные:

  - формировать мотивацию к обучению и познанию, чувство  ответственности за других, готовность открыто выражать свою позицию на уроке; умения сотрудничать в группе, воспитывать интерес к работе.

  Оборудование:

   - выставка книг Н. Носова, портрет Н. Носова;

   - презентации к уроку:

    1)мультимедийные слайды с портретом писателя, с иллюстрациями к произведениям, с названиями этапов игры;

    2) мультимедийные слайды с тестом;

  - карточки для этапа «Конкурс капитанов»;

  - картинка героя из рассказа (Барбос), зелёные и синие мячики для рефлексии;

  - жетоны по 5 баллов.

                                                                   Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация и постановка учебной задачи. ( Презентация 1)

(слайд№1)

Прежде, чем урок начать

Я хочу вам пожелать: Быть внимательным в ученье

И учиться с увлечением.

Мы друг к другу повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

И удачи вам во всём,

А теперь урок начнём!

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Вашим домашним заданием было прочитать рассказы Н. Носова и подготовить  чтение отрывка из любого рассказа.

-А кто из вас полюбил рассказы Носова?

-  Чем они вам понравились?

- Сегодня на уроке проверим, хорошо ли вы знаете рассказы?

- Делимся на команды, («Знатоки» и «Книголюбы») Выбираем капитанов команд.

Зарабатываем жетоны!

Мотивирует учащихся на учебную деятельность.

Демонстрирует презентацию.

Организует  вводную беседу.

Актуализирует знания детей по теме «Удивительные рассказы Н Носова»

Делит учащихся на 2 команды. Учитель объясняет правила игры (жетон – 5 баллов)

Учащиеся участвуют в  ситуации, созданной учителем.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Принимают условия игры.

Принимать и

сохранять учебную задачу.

Пользоваться библиотечным фондом.

Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю. Читать дополнительно произведения по изучаемой теме.

Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге.

1 этап игры: «Отгадай героя»

(слайд№2)

 - Отгадайте героев по картинкам.

(слайд№3,4)

- Прочитайте описание портрета героя из рассказов, а команды по очереди отгадывают.

Задание «Знатокам»:

1)«По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу».

Задание «Книголюбам»:

2)«А я уже считать умею! В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю»

Задание «Знатокам»:

3) «О, - говорит, - хорошая горка получилась. Сейчас скачусь!»

Задание «Книголюбам»:

4) «Здесь всё моё! И стол мой, и буфет мой, и всё, что в буфете тоже моё»                                             

(Ответы: 1) Мишка, рассказ «Бенгальские огни»;  2) Петя, рассказ «Ступеньки»;  3) Котька, рассказ «На горке»; 4) Барбос, рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»)

Демонстрирует презентацию.

Объясняет задания для учащихся  на этом этапе.

Контролирует сотрудничество  при работе в группе.

Контролирует соблюдение орфоэпических правил произношения слов, чтение вслух произведений.

Выдаёт учащимся жетоны.

Работают в командах.

Участвуют в обсуждении произведений, героев.


.

Выразительно читают отрывки из произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические правила произношения слов.

Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях.

Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, читаемого произведения. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, считать, сейчас и т. д.

2 этап игры: «Бюро находок»

(слайд№5)

- Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости из рассказов писателя и забыли вещи.

Из каких произведений забытые вещи?

Демонстрирует презентацию.

Принимает высказывания  детей о соответствии иллюстрации произведению.

Организует участие в учебном диалоге.

Рассматривают иллюстрации, рассуждают в командах, обмениваются мнениями, участвуют в диалоге.

Соотносят иллюстрации с эпизодами произведения.

Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения.
Сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

Участвовать в учебном диалоге.

3 этап игры: «Кто быстрей?»

(слайд№6)(переход на тест)

Команды обсуждают задание теста в группах.

Представители команд по очереди нажимают выбранный ответ.

1.Как зовут Носова?

Александр;

Евгений;

Николай. √

2.Из трёх рассказов одно не принадлежит Н. Носову:

«Ступеньки»;

«Косточка»;√

«Весёлая семейка».

3. Из какого рассказа эти слова:

«Миша почистил пескарей и положил на сковороду. Сковорода нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им».

«Огурцы»;

«Мишкина каша»;√

«Затейники».

4.Кто из героев говорит такие слова?

«Смотрите, ребята, какие у меня штаны?»

Бобка;√

Мишка;

Котька.

5. О какой чудной штуке говорил Барбос?

зеркало;

телевизор;√

холодильник.

6.Что сделали ребята из телефона?

электрический звонок;√

машинку;

фонарик.

Демонстрирует презентацию,

объясняет правила игры.

Учитель отмечает скорость и правильность выполнения. Контролирует сотрудничество  при работе в группе.

 Учит взаимодействию с одноклассниками, следит за качеством выполнения работы.

Анализирует выполнение задания этого этапа.

Выдаёт командам жетоны.

Слушают задания этапа.

Осознают уровень и качество выполнения работы.

Работают с тестом по произведениям Носова.

Слушают, сотрудничают с одноклассниками.

Взаимодействуют с одноклассниками.

Высказывают своё суждение о героях и их поступках.

Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений).

Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.

Высказывать своё суждение о героях и их поступках.

Объяснять свою точку зрения.

уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе.

 Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками.

Физкультминутка.

4 этап игры: «Конкурс капитанов»

(слайд№7) ( Появление песочных часов на слайде – начало отсчёта времени; исчезновение часов – окончание отсчёта времени)

Вызываются капитаны команд «Знатоки» и «Книголюбы». Задания-вопросы на карточках.

- Кто больше даст правильных ответов на вопросы за 1 минуту.

 ( Приложение№1)

Капитана 1 команды:

Ответы:

1) 2 недели подряд мы не ели мороженого, не ходили в кино.

2) Взяли мы пень и потащили к реке.

3)Дедушка, я один огурец съел.

 4) Она была скользкая и он не мог на неё взобраться.

 5)Лежали они на кровати, не услышали даже как дед с работы пришёл.

 Капитана 2 команды:

Ответы:

1) Сказка «Три поросёнка».

2) Мальчики писали письмо милиционеру.

3) Ребят зовут  Мишутка и Стасик.

4) Они переложили все вещи в рюкзак и посадили Дружка в чемодан.

5) Сумел порвать, сумей и зашить!

Демонстрирует презентацию, объясняет правила игры, контролирует выполнение.

Учитель отмечает скорость и правильность, следит за качеством выполнения работы.

Анализирует выполнение задания этого этапа.

Выдаёт командам жетоны.

Слушают задания этапа.

Концентрируют своё внимание.

Осознают уровень и качество выполнения работы.

Зачитывают вопросы на карточках, строят свои высказывания.

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

Строить высказывания в устной форме.

Извлекать информацию.

Аргументировать свою точку зрения.

Оценивать самого себя.

5 этап игры – «Ты мне, я тебе» 

(слайд№8)

- Вы готовили домашнее задание.

прочитай отрывок –

угадай произведение

 Теперь ваша задача выразительно прочитать отрывок из любого произведения ( можно диалоги), а другая команда должна угадать и назвать  произведение и рассказать о герое произведения и выразить своё отношение к нему.

За правильно угаданные произведения и характеристики героев команды получают по жетонам.

Задание учителя каждой команде:

Послушай отрывок – угадай произведение.

( слайд№9)

Звучат отрывки из рассказов. ( «Автомобиль», «Замазка»)

Демонстрирует презентацию, объясняет правила игры, контролирует выполнение.

Следит за чтением слов в соответствии с орфоэпическими нормами. Учит взаимодействию с одноклассниками.

Выдаёт командам жетоны.

Инсценируют и читают по ролям произведения. 

Читают орфоэпически правильно.

Воспринимают литературные произведения.

Составляют высказывания о герое.

Сравнивают и анализируют поведение героев.

Выражают своё отношение к героям и объясняют его.

Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.

Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Воспринимать литературные произведения (чтение одноклассников или самостоятельное чтение). 

Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть текста.

Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.

Рассказывать о героях произведений.

Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Подведение итогов урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Оцените свою работу! ( на доске картинка героя из рассказа (Барбос)

Если всё на уроку удалось и получилось , наклейте Барбосу зелёный мячик, а если не всё получилось, были ошибки – наклейте синий мячик.

- О чём рассказы Носова?

 - Кому мы порекомендуем их прочитать?

Рассказы Н. Носова с  интересом читают взрослые и дети. Носов писал для детей, создавая удивительный мир неповторимых историй.

Подсчёт жетонов, выставление оценок.

Домашнее задание: 

1.Нарисовать иллюстрацию к рассказу, который вам понравился.

2. Придумать свой  рассказ на основе рассказов Н. Носова.

 - Спасибо за работу на уроке!

Организует  итоговую беседу.

 Организует рефлексию.

Контролирует построения высказываний учащихся.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Дают оценку результатам своей работы.

Анализируют вопросы учителя.

Выражают свою точку зрения. Взаимодействуют с учителем, одноклассниками.

Давать оценку результатам своей работы.

Аргументировать свою точку зрения.

Строить высказывания в устной форме.

                                                                                                           

                                                                                                                                                         

Приложение№1

1) На какие деньги мальчики купили телефон?

2) Куда дели вытащенный пень огородники?

 

3) Все ли огурцы вернул Котька дедушке-сторожу?

  1. Зачем Котька посыпал горку песком?

5)        Где застал дедушка Барбоса и Бобика, вернувшись домой?

1)        Какую сказку читали ребята в рассказе «Затейники»?

2)        Кому писали письмо мальчики из рассказа «Автомобиль»?

 

 

3)        Как зовут героев рассказа «Фантазёры»?

4)        Как везли собаку Дружка ребята домой?

5)        Что ответила мама, отказав Бобке зашивать штаны?

                                                    Используемая литература:

 1.«Н.Носов Хрестоматия школьника» - М.Издание И.П.Носова: Дрофа – Плюс,2004 – 320 с.; ил

 2. «Н.Носов Школьная библиотека»  - М. Издание И.П.Носова: Самовар 2015 г – 112 с.

 3. «1-4 кл. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа (с CD-диском)» Издат-во Вентана-граф 2012г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удивительные рассказы Н. Носова

Слайд 2

1 этап – «Отгадай героя»

Слайд 3

Знатоки «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу» Книголюбы «А я уже считать умею! В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю» 1. Мишка , рассказ «Бенгальские огни» 2. Петя , рассказ «Ступеньки »

Слайд 4

Знатоки «О , - говорит, - хорошая горка получилась. Сейчас скачусь !» Книголюбы «Здесь всё моё! И стол мой, и буфет мой, и всё, что в буфете тоже моё» 1. Котька , рассказ «На горке » 2. Барбос, рассказ «Бобик в гостях у Барбоса »

Слайд 5

2 этап - «Бюро находок»

Слайд 6

3 этап - «Кто быстрей ?» ТЕСТ

Слайд 7

4 этап – «конкурс капитанов»

Слайд 8

5 этап – «Ты мне, я тебе» прочитай отрывок – угадай произведение

Слайд 9

п ослушай отрывок – угадай произведение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как зовут Носова? Александр Евгений Николай

Слайд 2

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 3

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 4

Молодец!

Слайд 5

Из трёх рассказов одно не принадлежит Носову! «Ступеньки» « Косточка» «Весёлая семейка»

Слайд 6

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 7

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 8

Молодец!

Слайд 9

Из какого рассказа эти слова? « Миша почистил пескарей и положил на сковороду. Сковорода нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им » «Огурцы » « Мишкина каша» «Затейники»

Слайд 10

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 11

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 12

Молодец!

Слайд 13

Кто из героев говорит такие слова: «Смотрите, ребята, какие у меня штаны?» Бобка Мишка Котька

Слайд 14

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 15

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 16

Молодец!

Слайд 17

О какой чудной штуке говорил Барбос? 1) зеркало 2) телевизор 3) холодильник

Слайд 18

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 19

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 20

Молодец!

Слайд 21

Что сделали ребята из телефона? электрический звонок 2) машинку 3) фонарик

Слайд 22

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 23

Подумай! Вернись к вопросу!

Слайд 24

Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

Генералиссимус и адмирал. Интегрированный урок истории и внеклассного чтения 4 класс

Интегрированный урок истории и внеклассного чтения. На уроке учащиеся знакомятся с талантливыми  людьми: полководцем А.В.Суворовым и флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым. Произведения С.Алексеева «Расс...

Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему: Проект "Рассказ одного слова"

                              Схема- план.             1. Слово... и его лексическо...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Анализ рассказа Н.Носова "Карасик"

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Анализ рассказа Н.Носова "Карасик. Урок проведен с использованием технологий критического мышления, кооперативного обучения. Испо...

Урок-игра по внеклассному чтению во 2 классе "А.С. Пушкин и искусство"

Игра по станциям позволяет  учащимся познакомиться с тем, как произведения поэта отразились в музыке, изобразительном искусстве...

Урок - игра для внеклассного чтения "Путешествие в страну слов"

А вы знаете, как дети любят играть со словами!Из презентации они узнают, как много интересных увлекательных игра придумали люди из букв и слов.Думаю, конспект и презентация будут интересны....

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме: «Удивительный транспорт. Эскиз или макет фантастической машины»

Цель урока: актуализировать знания обучающихся о различных видах транспорта; повторить виды изобразительного искусства; научить создавать собственные проекты машиностроительной сферы; развивать креати...