Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой. Не лениться. Косточка."
    план-конспект урока по чтению на тему

    Скачилова Ольга Викторовна

    конспект урока литературного чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka._ne_lenitsya._kostochka.docx42.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    Учитель:   Скачилова Ольга Викторовна

    1»Б» класс

    Тема урока: Л. Н. Толстой «Не лениться», «Косточка».

    Цели: создать условия для осознания учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста.

    Задачи урока:

    1. Обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.
    2. Развивать способность детей высказать собственное мнение, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
    3. Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Планируемые результаты.

    Предметные УУД: Обобщить первоначальное представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях (обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность и др.)

    Личностные:  развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, семье, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

    Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации

    Коммуникативные: умение договариваться,  находить общее решение.

    1. Организационный этап.
    1. Громко прозвенел звонок –                            

    Начинается урок.                                             

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты, не теряем.

    1.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа  в паре.

    Читателю.

    Учись читать! Учись читать!

    Важнее нет науки!

    Тот, кто умеет сам читать,

    Совсем не знает скуки.

    Всю жизнь свою учись читать

    Внимательно, серьёзно.

    Я так прошу тебя – учись читать,

    Пока не поздно.   Р. Сеф.

    -Прочитайте стихотворение шёпотом. Прочитайте выразительно.

    - С какой просьбой обращается автор к своим читателям?

    -Как вы думаете, почему в урок я включила такую речевую разминку?

     -Разве вы ещё не умеете читать?

    - Как понимаете слова: «Всю жизнь свою учись читать внимательно, серьёзно…»?

    Вывод:  Уметь читать – понимать, что автор хотел сказать своим произведением, чему хочет научить, от чего предостеречь.

    1. Актуализация знаний.

    Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы.

    Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на  основе работы с  учебным материалом; развитие умения определять цель деятельности на уроке.

    -С какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? О чём писал Л.Н. Толстой?

    Составление кластера по творчеству Л.Н. Толстого.

                   

    Л.Н. Толстой

    О детях                                           о природе                           о Родине

    Басни        были           рассказы               сказки                         былины

    - Все ли знаете об этом писателе? 
    Метод «Чтение с пометами». Тексты на партах. Работа в паре.

    При чтении биографии писателя карандашом выставлять пометки на полях.

    V  уже знал 
    +  узнал новое 
    ?  хочу узнать 


    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 


    Лев Николаевич Толстой
     жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а  графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян.  Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку»,  «Книги для чтения».

    Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

     Проверка.
    Великого классика нет в живых уже 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.

    -Почему? (предположения  детей). Ответ мы и будем искать в его произведениях.

    Физминутка для глаз.

    1. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

    Познавательные УУД:  развиваем умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;  

     выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

    Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

    умение работать в паре.

    Личностные УУД:  развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции словами;   оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    1) Методический прием «Предположение». 

    - Прочитайте название произведения.

    Как вы думаете, о чём оно будет, определите  его тему.  

    (Л.Н. Толстой «Не лениться»).

    Проверим наши предположения. Текст читает учитель.

    Первичная проверка понимания.

    -Понравился рассказ? Почему?

    -Какие непонятные слова встретились в тексте?

    Сопрела - сгнить, истлеть; сгноиться или позадхлеть, испортиться в тепле и сырости. Кожи, мука сопрела, слежались. 

     Какую важную мысль автор сообщает читателям?

    Выберите пословицы, которые подходят к произведению.

    • Дружба заботой, да подмогой крепка.
    • Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
    • Согласье в семье - богатство.
    • Каждое семя знает своё время.

    2)  Прочитайте произведение выразительно друг другу в паре. Взаимооценивание.

    3)   Сегодня мы будем работать ещё с одним  рассказом «Косточка», который специально для детей написал Л.Н.Толстой.

    Чтение учителем рассказа с остановками:

    1. «Он всё ходил мимо слив...»

    - Как думаете, что дальше сделает Ваня? Как ещё он мог поступить?

          2. «Она сказала отцу…»

    - Как  вы думаете, как поступит отец? Как он ещё мог поступить?

    4) Работа с текстом после чтения:

    - Понравился ли вам рассказ? Почему?

    - Кто из его героев вам понравился? Почему?

    - Хотели бы вы оказаться на месте Вани?

    - Почему нет? (Он стыдился своих поступков.)

     - Если да, как бы вы поступили на  месте  Вани? (Попросил бы у мамы.)

    - Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему?

    Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило  на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.

    - Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле? (Быль)

    Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер, сотовый телефон), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли. Так и слово горница редко стало встречаться в нашей речи.

     -Найдем в толковом словаре значение слова «горница».

    Динамическая пауза.

    Встаньте, пожалуйста. Поиграем: если пословица мною будет сказана верно, присядьте; если неверно, то поднимите руку, чтобы её исправить. Итак, слушайте:

    1. Ветра не удержишь, правды не скроешь.
    2. Сначала делай, а потом думай. (Сначала думай, а потом делай)
    3. Совесть душу тормошит.
    4. Лучше сладкая правда, чем горькая ложь. (Лучше горькая правда, чем сладкая дождь).
    5. Ложь чёрной  ниткой шита. (Ложь белой ниткой шита).
    6. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
    7. Ссора в своей семье до первого взгляда.
    8. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
    9. На что лад, коли в семье клад. (На что клад, коли в семье лад.)

    Найдите в тексте все  глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их. ( Не ел,  нюхал,  ходил,  не удержался,  схватил,  съел, покраснел,  сказал,  побледнел,сказал, заплакал).

     - Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)

    - Почему этот рассказ назван поучительным? - Чему учит эта история? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно).

    -О чём этот рассказ? (О лжи, о совести).

    - О ком рассказ?

    -Кто ещё вам симпатичен в рассказе?

    Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

    Можем предположить теперь, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?

     (Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать. Не обманывать. А если обманул, надо признаться. Близкие тебя поймут и помогут).

    1. Написание синквейна про Ваню.

    Познавательные  УУД:  выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;

      Коммуникативные  УУД: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в письменной форме.

    Регулятивные  УУД:   развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом;  интерпретировать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Личностные УУД:  развиваем  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Написание синквейна про Ваню:

    -На первой строчке напишите, о ком идёт речь в рассказе. Кто главный герой?

    -Напишите слова, которые характеризуют Ваню. Какой он?

    -Напишите три слова,  которые  отвечают на вопрос:  что делал  Ваня?

    -Как вы относитесь к тому, о чём написано в рассказе?

     -Можно ли одним словом выразить свою мысль, своё отношение  к  прочитанному?  Что почувствовал Ваня?

    Напишем предложение.

    В любом  сочинении должен быть вывод.  Нужно  самое главное слово, несколько слов, пословицу, которые определяют всю  суть рассказа.  

    Ваня:

    Маленький, красный

    съел, покраснел, заплакал

    Все тайное становится явным.  

    Стыдно

    1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Регулятивные УУД:  формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    -Что нового вы узнали на уроке?

    -Что повторили из того, что уже знали?

    -На какие вопросы получили ответы?

    -За что вы себя могли бы похвалить?

    -Чем важен сегодняшний урок?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературного чтения Алексей Толстой "Весна"

    Урок литературного чтения проводится в 4 классе по теме "Путешествие в мир звуков и красок".  Это урок на котором дети наблюдают, анализируют, делают выводы. Небольшое по объёму произведение, а с...

    Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

    Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....

    Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

    Презентация содержит сведения об авторе, слайды к рассказу....

    урок литературного чтения "Л.Толстой. Какая бывает роса на траве"

    В данном уроке представлены три стратегии смыслового чтения....

    Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.

    Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....

    Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой

    Данная презентация разработана для урока литературного чтения во 2 классе Л.Толстой "Филипок".(закрепление)...