урок литературного чтения Алексей Толстой "Весна"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Загребельная Наталья Геннадьевна

Урок литературного чтения проводится в 4 классе по теме "Путешествие в мир звуков и красок".  Это урок на котором дети наблюдают, анализируют, делают выводы. Небольшое по объёму произведение, а сколько мыслей в нём

отражается. В конце урока дети легко написали мини-сочинение по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия.

1.    Предмет. Литературное чтение.

2.    Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.

3.    Тема урока  по  учебно - методическому плану: « Путешествие в мир звуков и красок»  А. Толстой « Весна».

4.    Номер урока по теме:  по планированию

5.    Форма урока: комбинированный

6.     Цели и задачи урока:

1. Ознакомление с лирическим произведением А. Толстой «Весна».

2. Развитие первоначальных умений и навыков литературного анализа произведения, развитие мышления, внимания к слову писателя.

3. Воспитание любви к природе, целостного взгляда на мир.

7.    Оборудование: выставка книг по теме « Весна»

8. Ожидаемые результаты: в конце  урока написать мини- сочинение по теме

 « Весна».

.

        

Ход урока.

- Давайте улыбнемся  друг другу.

- Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

- Если будете хорошо работать, помогать во всём, то у нас всё получится.

- А вы любите музыку (Да).

 -Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения (дети слушают музыку).

-Какое настроение передал композитор?

(то веселое, то грустное)        Почему?

это музыка Чайковского времена года, в прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Прощай зима, здравствуй весна!

-А посмотрите на картину.

-А какие чувства она вызывает? (словарь настроений перед вами, пользуйтесь)

-Почему?        

-Как художник относится к весеннему времени года?

-Почему с любовью?

- Докажите. (белый с голубым снег, легкость деревьев, стремление их к солнцу)

-Какой день изображает художник (теплый солнечный день, на это                                                                  указывают желтые блики на деревьях, цвет неба не просто голубой, а как будто еще прибавлены краски, цвет получился нежный и чистый, кажется, от него идет радостное сияние).

- Художник использует краски голубые, желтые золотистые, чтобы показать свое отношение к весне.

ВЫВОД: хотя на картине Левитана «Март» присутствуют холодные цвета, вся она пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым - при помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

- Многие писатели композиторы художники любят весну, называя ее

различными ласковыми именами.

- А вы помните строки о весне? Прочтите. (дети читают стихи)

Прекрасные стихи знаете, и так выразительно душевно читали молодцы.

-А как вы думаете, какая тема урока (Да мы продолжаем путешествие в мир

звуков и красок весны)

 ВЫВОД: Весну воспевают поэты. Весну прославляют композиторы и художники. Никто не остается равнодушным. Я смотрю на ваши иллюстрации вы маленькие художники выразили свое отношение к весне, отразили все ее прелести, прекрасно читали стихи. Значит и вы тоже любите весну. Как много произведений написано о весне русскими писателями.

(выставка.) Об этом говорит наша выставка, на перемене вы ещё раз подойдёте и рассмотрите её.

- Какие писатели пишут о природе? (Скребицкий. Пришвин,  А.Толстой)

- Сегодня познакомимся с творчеством А.Толстого

- Мы сегодня прочитаем отрывок из повести «Детство Никиты» Как много заметил интересных замечательных наблюдений мальчик вашего возраста. И так А. Толстой «Весна» (Под музыку читает учитель)

- Я читаю, а вы слушайте и внимательно вглядывайтесь в текст.

- Вглядывайтесь и вслушивайтесь. Поделитесь со мной первыми впечатлениями.

-Понравилось или нет?  Что запомнилось?

ВЫВОД: много мнений, хороших высказываний я услышала от вас, чтобы выбрать главное надо перечитать рассказ.

- Возьмите в руки карандаши, отметьте ключевые слова, из которых складывается общая картина весны. (Чит. Сам.) Подчеркните образы.

- Какие образы вы выделили (солнце, небо, трава, облака, птицы, деревья, пруд, обитатели пруда, листья, луг, лягушки).

-Вы такие наблюдательные, как Никита.

Мы выделили образы весны солнце, небо, облака трава птицы. И так картина весны.

- Красивая картина? (нет)

- Как под пером писателя создается красочная, выразительная картина природы?

- Обрисуем образы

Как описывает солнце?

- Что о небе?

- С чем сравниваются облака? Какие тополя? Что делала трава? Каких птиц увидел Никита? (иволга скворцы дятел кукушка)

-.Что говорит о птицах? Какой главный образ картины (птицы).

- Почему, как думаете? (птицы вестники весны, птицы прилетают, значит, наступила весна).

- Какие приемы еще использует автор? (№1 вопрос в книге).

- Какие краски видит автор (синее, зеленые, белые, желтые, черные)

- Какие запахи чувствует?

- Ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами, душистые тополя, догнивающие листья

- Какие звуки слышит? Стонали куры, свистела иволга, шум листьев, слышит

тишину, кукует кукушка.

- Каким нужно быть человеком писателем, создавшим такое замечательное произведение и увидеть столько интересного природе?

- Используя художественные средства, краски, звуки, запахи автор создал красивую картину весны.

- Вы догадались, что он любит весну.

-А как мы должны относиться к такой красоте в природе? Как не вспомнить слова М. Пришвина « Охранять природу - значит охранять Родину».

Физкультминутка    

- А вам нравится весна?

- Подготовьтесь читать так, что она вам действительно нравится. Докажите своим чтением, что вы любите весну.

- Да вы выразительно читали.

- А вы знаете, какими средствами пользовался автор? это синее-синее

небо - эпитет, сад слушал молча - олицетворение, словно кучи снега -сравнение. Медовый голос - метафора.

- В чём тайна выражения - медовым голосом. (сладкий приятный)

- Что нового для себя открыли в этом произведении, (весна это звуки, запахи, краски и т. д)

 - Что вас удивило? Автор вспомнил примету про кукушку, вы ходили в лес, слышали голос – очеловечивание кукушки. Кукушка предсказывает, сколько лет человеку жить осталось. Все обитатели леса загадали судьбу. Свойство человека переносится на птиц, животных. Ради чего написал рассказ Толстой?

(весна это жизнь, движение в природе).

- Эпиграфом к уроку я взяла строки

- Белова Прочтите (хором).

- Почему? (они выражают идею основную мысль нашего разговора).

- Произошли изменения в природе, а как вы думаете в жизни человека есть перемены. (после зимы человек чувствует прилив сил, влюбляется, люди творческие пишут стихи, музыку, прозу связывая ее с темой весны).

- Я предлагаю сейчас вам дети и все присутствующие выступить в роли писателей.

- У меня сегодня для вас сюрприз. Многие из вас думают, что поэты и писатели жили и живут где – то далеко, и их мы видим только на портретах или по телевизору, а я вам предоставлю уникальную возможность увидеть настоящего поэта, точнее поэтессу нашу землячку, мою коллегу. У нас в гостях Л.В. Игуменышева среди ее произведений есть цикл и о природе, о весне. Сейчас она прочтет свои любимые стихи?

- Вам понравились ее стихи? Чем?

Написать мини сочинение.

- Дети прошу вас сесть в группы и совместно попробовать в обычных явлениях раскрыть красоту природы, как это сделал Толстой, а сочинение на любую из тем, весенний день какой я увидел весну (3-6 предложений). Зачитать несколько.

- Дом. зад. Доработать и написать сочинение о весне

(своими сочинениями доказали что весна для вас любимое время Вам понравились ее стихи? Чем?

- Какой она увидела весну (ей цветы). Интересно ли вам было? Вы были молодцы, мне очень помогали, у вас были прекрасные ответы. Я вам благодарна.

 - Спасибо за урок.

 - Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...