Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Напалкова Надежда Владимировна

    Цели:

    - познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством;

     - учить выделять главное, значимое;

    - учить мыслить самостоятельно;

    - формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

    На уроке мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина, будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке».  Я не ошиблась, говоря читать, а не знакомиться!  С этой сказкой вы многие знакомы с самого раннего детства.

    Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ. Литературный талант няни был очень велик. Она  «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии».   Няня Арина так и сыпала пословицами и поговорками. Знала много, говорила складно. У няни и получил Пушкин первые уроки литературного мастерства. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_lit.chteniyu_2_klass.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".

    Цели:

    - познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством;

     - учить выделять главное, значимое;

    - учить мыслить самостоятельно;

    - формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

    - расширять кругозор детей и их словарный запас;

     - расширять словарный запас;

    - развивать память, мышление, внимание;

    - развивать творческие способности;

    - развивать интерес к чтению;

    - развивать артистические способности;

    - воспитывать доброту, уважать  окружающих людей.

    Оборудование:

    Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация "А.С. Пушкин", грамзапись «О рыбаке и рыбке».

    Ход урока.

    1.Орг. момент.

    2. Речевая разминка.

    Сказка от начала начинается,

    До конца читается,

    В середке не перебивается.

    3. Проверка домашнего задания.

    1)-Стихи какого поэта вы изучали на прошлом уроке?

    -С каким литературным приёмом познакомились?(с приёмом олицетворения)

    -Приведите примеры олицетворения. (Север дохнул,завыл; зима идёт,рассыпалась, клоками повисла , легла, сровняла.)

    2)Рассказать наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина.

    4. Сообщение новой темы.

    - Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С.Пушкина, будем читать «Сказку о рыбаке и рыбке».  Я не ошиблась, говоря читать, а не знакомиться!  С этой сказкой вы многие знакомы с самого раннего детства.

    -Как вы думаете,какая это сказка авторская или народная? Почему?

    - У каждого автора есть своя биография, т.е.как жил этот человек.

    1 слайд.                                                

    Александр Сергеевич Пушкин

    (1799-1837)

    2 слайд.                                                

    Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!  

    3 слайд.                                                

    Мама ахала, папа головой качал: опасались, видимо,  за  умственные способности ребенка.

      Бабушка  Мария Алексеевна сочувствовала мальчику - и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в   корзину, глядит оттуда и думает: «Как тревожно  живется  в этом мире!» Похоже, он и потом  не изменил своего  мнения.                                              

    Учился Саша поначалу неважно. Выручала сестра Оля: ответит прилежная девочка учителю, а Саша за ней повторит точь-в-точь! Не любил он арифметики: никак не мог понять деления. Уж не потому ли, став взрослым,  поэт, обременённый семьёй, никак не мог свести концы с концами?

    Ему было 9 лет, когда, блуждая по большому дому, он забрел в отцовскую библиотеку. От больших книг с золотым тиснением исходило что-то волшебное. Саша с трудом снял одну такую книгу. На ней было написано «Плутарх». Он раскрыл ее и начал  читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, потихоньку  шел в библиотеку и читал

    "Охота пуще неволи", - думала няня Арина.

    "Страсть к чтению", - полагали родители.

    В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребенка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать. И он писал стихи, но «увы»! На французском языке. В доме все говорили по-французски.

    4 слайд.                                                

    Арина Родионовна сыграла большую роль в жизни поэта. Он с ней виделся во время посещения села Михайловского в 1817 и 1819 годах. Арина Родионовна - «замечательный образец душевной красоты, мудрости и духовных свойств нашего народа». Теперь она сама стала гением: Арина Родионовна - «добрый гений поэта».

      Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ. Литературный талант няни был очень велик. Она  «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии».   Няня Арина так и сыпала пословицами и поговорками. Знала много, говорила складно. У няни и получил Пушкин первые уроки литературного мастерства. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах.

      Арина Родионовна  заменила ему семью, а подчас друзей и общество. Зимой в Михайловском доме морозным зимним вечером его согревает лишь любовь няни.

    5 слайд.                                                

    В повзрослевшем Саше обнаружился неуемный темперамент, и родители опять растерялись. Справиться с Сашей они не могли.

      "Ну, все, - решили родители, - "Пусть другие    люди его воспитывают!".

        Сурово, конечно, но Саша с радостью покинул дом. Так он стал воспитанником Лицея.

       Нерадивый  ученик Александр Пушкин стал одним из образованнейших людей  своего времени.

    6 слайд, 7 слайд.                                            

     И написал для нас с вами 7 замечательных сказок.  Но прежде чем мы перейдём к сказке, мы отдохнём.

    5. Физминутка.

    Раз, два- выше голова,

    Три, четыре- руки шире,

    Пять, шесть- всем присесть,

    Семь, восемь- встать опять,

    Девять, десять- сядем вместе.

    6. Сказка о рыбаке и рыбке.

    - Послушаем на кассете начало сказки, а потом почитаем сами.

    Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь представить то, что рассказывает автор.

    (Слушание произведения в грамзаписи)

      - Что делал старик? Зачем он ловил рыбу?

    - Чем занималась старуха? Что такое пряжа?

    - Что такое откуп?

    -  Почему старик отказался от откупа? Какой он был? (добрый)

          -  Как он сказал рыбке? (Бог стобою…)

    - Что мы можем сказать про старика? (Добрый)

    - Да, ребята, ДОБРОТА главное и важное качество человека.

    Продолжаем читать сказку.

    Беседа по прочитанному.Словарная работа.

    - Что значит забранила? (Заругала)

    - Как она его ругала? (Дурачина, простофиля)

    - Какая старуха? (Злая, вредная)

    - Как обращался старик к рыбке? (С поклоном)

    - Вспомните к кому и где обращались с поклоном? (На Руси, когда приходили в дом в гости)

    Чтение детьми вслух.

    -Какое второе желание было? (Дом)

    -Третье желание? (Дворянкой)

    - А как она вела себя с крестьянами? (Обижала, за чупрун таскала)

    - Вот видите как она изменилась, когда поменялся её статус!

    Я хочу, что бы все вы помнили эту сказку на протяжении всей жизни, и когда станете взрослыми. Может, кто –то будет директором, относитесь уважительно к своим подчинённым!

    7.Рефлексия.

    С настроением вы заканчиваете урок? Почему?

    - Что важного вы взяли из этого урока для себя?

    -Как бы вы поступили на месте старика?

    -Чему учит эта сказка?

    8. Домашнее задание.

    Дочитать сказку до конца.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

    Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

    Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

    Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

    Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

    Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...

    Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить н...

    Конспект урока литературного чтения по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке

    Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...