Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Васильева Светлана Владимировна

    Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx37.69 КБ
    Файл skazka_o_rybake_i_rybke_pushkin.pptx1.7 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Цели урока: Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

    осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

    Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

    Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

    Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

    Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

    Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

    Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

    I. Орг. Момент

    С добрым утром! С новым днём!

    С новым солнцем за окном!

    Двери шире распахни,

    Свежесть утра в класс пусти!

    Ночка тёмная прошла,

    И заботы унесла.

    Утро доброе встречай!

    День хороший начинай!

    II. Актуализация знаний

    Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательного поэта А.С. Пушкина.

        Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

               Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

               Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

            Мама Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал и  папа Сергей Львович (острослов и поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но  в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.

             Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня - Арина Родионовна Яковлева.   Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.              

    Учитель:     Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

          Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

    Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

       Посмотрите на слайд. Все ли сказки представлены?

    -Какой нет? Именно с этой сказкой мы с вами знакомились.

    III. Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

     Цель:

                                                            (        (осознанно читать)

                                                                                  ( свои мысли…)

                                                             

                                                           

                                                           

     

    -Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения.

    - Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса?

    - Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке?

    - зачин (начало)

    - троекратный повтор (многократный)

    - чудо, волшебство

    - положительные и отрицательные герои

    - Итак, Я приглашаю в сказку всех!

    Пушкин сказал:
    «Сказка ложь, да в ней намёк
    Добрым молодцам урок».

    В конце урока вы скажите, как понимаете эти слова.

    - Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Откройте, пожалуйста, стр.90.

    А) Работа с текстом до чтения.

    - Прочитайте название произведения

    - “Сказка о рыбаке и рыбке”

    - Из чего ясно, что это сказка.

    - Из заголовка

    - Что еще можно узнать из заголовка?

    - О героях. Рыбак и рыбка.

    - Кто изображен на иллюстрации?

    - Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.

    - Где будут происходить события

    - Около моря

    - Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

    Каждая часть - это новая картина или рассказ о новых событиях.

    Б) Чтение за диктором ( Карандашиком помечаем слова, которые не понятны)

    Аудиозапись

    1 ЧАСТЬ (стр.90-31)

    Словарная работа идет после  чтения.

    Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

    Невод - сеть рыболовная

    Откуп - плата

    Простофиля - глупый, несообразительный человек

    Вопросы после прочтения.

    Где жили старик со своею старухой?

    Сколько лет?

    Чем занимался старик? А старуха?

    -Найдите, ребята сказочную примету

    (Трижды закинул невод в море)

    Еще есть сказочная примета?

    (Золотая рыбка)

    Где в ее словах обращение? Найдите.

    (Отпусти ты, старче, меня в море)

    Как разговаривает старик?

    (Ласково, тепло)

    А как он рассказывает о чуде старухе?

    (С удивлением)

    Как предстает море поначалу? Найдите.

    (Как безбрежный синий простор)

    Как отнеслась старуха к рассказу старика?

    (Она забранила)

    Определите тон чтения.

    (Спокойный)

    2 ЧАСТЬ

    Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

    Кликать - звать

    Пуще - больше

    Корысть - выгода

    Что просила старуха в первый раз?

    (Корыто)

    Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

    Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет

    Что заметил старик в этот раз?

    (Море слегка разыгралось)

    Что теперь захотелось старухе?

    (Избы)

    Как менялось море? Найдите.

    (Помутилося синее море)

    Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

    Какими словами обращается старик к рыбке?

    (“Смилуйся, государыня рыбка”)

    Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во

    второй раз?

    (“Разбранила меня моя старуха…”

    “ Избу просит сварливая баба…”)

    6. ФИЗМИНУТКА

    3 ЧАСТЬ

    Чтение по ролям.

    Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?

    Найдите ответ в тексте.

    (" Не хочу быть черной крестьянкой

    Хочу быть столбовою дворянкой…”)

    Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки - это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.

    И море дает старику об этом знак

    Старуха вздурилась.

    Словарь. Чупрун - чуб

    Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.

    Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.

    4. ЧАСТЬ.

    Просмотр иллюстраций из фильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

    Кем захотела теперь быть старуха?

    (Вольною царицей)

    Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

    Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

    Испугался старик, взмолился:

    “Что ты, баба, белены объелась?

    Ни ступить, не молвить не умеешь!

    Насмешишь ты целое царство”)

    5 ЧАСТЬ

    Чтение вполголоса. Анализ содержания.

    Как встретило море?

    (Почернело синее море)

    Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.

    Но что было делать?

    Знал, что все равно приведут его сюда силой.

    Просмотр иллюстраций из фильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”

    Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

    “ Не печалься, ступай себе с богом!

    Добро! Будет старуха царицей! ”

    6 ЧАСТЬ

    Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

    Властолюбие ненасытно.

    И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей" - уселась на трон в роли царицы. На время.

    А почему народ над старичком насмеялся и говорил

    “Не садися не в свои сани! ”

    Когда так говорят?

    (Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

    Словарь. Невежа

    7 ЧАСТЬ

    Читают дети по учебнику.

    Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

    (Черную бурю)

    Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

    Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

    Ничего не сказала,

    Лишь хвостом по воде плеснула

    И ушла в глубокое море.

    Почему?

    (Потому что милость небезгранична)

    Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

    Чтение сказки завершено.

    Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

    (За жадность)

    Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?

    (Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

    Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?

    (Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на большее зло).

    Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.

    Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

    (Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).

    Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.

    (Море)

    А.С. Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.

    А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания

    На земле - от корыта до царского сана

    На море - от синей безбрежности до черной бури.

    Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?

    (Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)

    7 Подведение итогов урока.

    Какой же урок извлекли вы из сказки?

    (Остался у разбитого корыта.

    Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

    - Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

    Линия сравнения

    (на что обращаем внимание)

    Народная сказка

    Литературная (авторская) сказка

    Автор (известен или неизвестен)

    Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

    Автор известен

    Время создания

    Раньше, более древнее произведение

    Позже, может быть современным произведением

    Язык сказки: слова, выражения...

    Старинные слова...

    Может быть разным (в том числе и современным)

    Вид сказки

    Соответствует одному из трёх видов сказок

    Может сочетать признаки нескольких видов

    Композиция

    Соответствует виду сказки

    Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

    Смысл сказки

    (главная мысль)

    Добро побеждает зло

    Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

    - Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

    V. восстановление сюжетной цепочки сказки:

    - Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема:

    http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/38/37888/37888_html_m31b20d89.gif

    Работа с пословицами.

    - На примере сказки объясним смысл пословиц:

    Много захочешь – последнее потеряешь.

    Много желать – добра не видать.

    Жадность всякому горю начало.

    Ненасытному все мало.

    - А теперь вернемся к началу урока.  -Что значат слова А.С. Пушкина

    «Сказка ложь, да в ней намёк
    Добрым молодцам урок».

    - Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

    Читайте Пушкина, друзья!
    Читайте сказки!
    И будет жизнь тогда полна
    Тепла и ласки!
    Вот вам подсказка,
    И пронесите сквозь года
    Вы радость сказки.

    Д.З прочитать , нарисовать  иллюстрацию к понравившейся части


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    А.С. Пушкин. «Сказка ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок».

    Слайд 3

    Цель: Учиться: читать….… высказывать.… находить… сравнивать…

    Слайд 4

    Землянка

    Слайд 5

    Невод

    Слайд 6

    Корыто

    Слайд 7

    Столбовое дворянство — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы. Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.

    Слайд 8

    Столбовая дворянка —особо почетная дворянка древнего рода

    Слайд 9

    Кичка —праздничный головной убор Душегрейка — женская теплая кофта без рукавов

    Слайд 10

    Бояре - богатые земледельцы Была на посылках -прислуживала Перечить - возражать, спорить Простофиля - глупый человек Невежа - грубый, невежливый человек Откуп - плата за что-то


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

    Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...

    Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

    Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

    Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

    Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...

    Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".

    Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать ...

    Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить н...