« Согласные звуки [ м ], [м']. Буквы М, м » .
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ефимова Ирина Александровна

Изучение нового материала по теме:« Согласные звуки [ м ], [м']. Буквы М, м » с известными героями мультфильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

   Технологическая карта урока обучение грамоте, 1 класс, УМК «Школа России»,

проведенного  в  1  классе  «Б»   в 2016-2017  учебном году.

Тема урока: « Согласные звуки [ м ], [м']. Буквы М, м » .

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: познакомить с новыми буквами и звуками.

Познакомить учащихся с буквами М, м; совершенствовать навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, четко отвечать на поставленный вопрос; воспитывать любовь к Родине, интерес к родному языку.

Задачи  урока:

 1) образовательные:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;

-расширить знания детей об окружающем мире.

 2) развивающие:

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

- способствовать обогащению словарного запаса;

-  развивать мышление, речь, память, внимание

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группе;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3) воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

.

Планируемые результаты: 

      Личностные:

 - проявление интереса к содержанию урока;

- уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения строительства Москвы для развития нашего Отечества;

- проявление уважения к истории нашего государства, к  людям создававшим эту историю;

- проявление любознательности к изучаемому материалу. 

Универсальные учебные действия (метапредметные):

     Познавательные: осмысление соответствия звука букве;  умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц ; определять цели выполняемого задания ; составлять предложения  из слов.

     Регулятивные: 

-формируем умение определять цель деятельности на уроке;

-формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

     Коммуникативные:

-строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

-формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Метапредметные  связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха), математика.

.

Предметные результаты:

-расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;

-соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;

- уметь моделировать схемы слов, читать их, сравнивать слово и предложенные схемы;

- показать роль фонемы в образовании слов, продолжать работать с  изученными буквами и звуками, которые их обозначают.

Оборудование: учебник Горецкого «Азбука», компьютер, презентация, интерактивная доска, схемы слов, индивидуальные карточки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Слайд 1

-Сегодня к нам на урок пришли гости – воспитатели из ваших детских садов и завуч нашей школы. Давайте поздороваемся. Повернитесь к ним и подарите им улыбку.

-Сейчас сядут те дети, чьи имена начинаются с гласного звука, а теперь- с мягкого согласного, с твёрдого согласного. Молодцы!

-Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём-

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощников весёлых.

- А чтобы их найти, мы отправляемся  в  путешествие по Стране звуков и букв. Нам предстоит раскрыть тайны  родного языка, расширить  знания о нашей Родине.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. А чтобы все получили удовольствие от работы, не надо забывать следующие правила:

Слайд 2                                    Правила работы:

  1. Не выкрикиваем.
  2. Мы слышим и не перебиваем друг друга.

      3.Учимся работать сообща

Приветствуют и воспитателей.  

Уч-ся садятся на свои места.

Чтение правил поведения на уроке.

Личностные: воспитывать положительную  мотивацию  к учению; формировать интерес к изучению родного языка.

 Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 2. Мотивация к учебной деятельности. Формирование проблемы, планирование.

Цели: 1.Зафиксировать причину затруднения.

 2. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

3.Актуализация имеющихся знаний.

Цели: 

-развивать логическое и вариативное мышление

Работа со схемами.

 

Первичное выделение нового звука.

Цели: 

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-организовать работу учащихся по составлению характеристики новых звуков, определение его в словах.

-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

4.Развитие речевого аппарата.

 5.Дифференцированная работа.

Цели:

-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;

-расширить знания детей об окружающем мире.

Словарная работа.

6.Физкультминутка.

7.Развитие речи

Цели:

способствовать обогащению словарного запаса;

-  развивать мышление, речь, память, внимание

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группе

- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

Работа с  пословицами.

 

Игра »Кто больше составит слов»  

   

 Слайд 3

-Эпиграфом к  уроку служат слова пословицы. Прочитать вы ее сможете, только поднимаясь по ступенькам лестницы знаний. Пословица: «Мало хотеть, надо уметь».

-Как вы понимаете эти слова?

 Слайд 4

На  доске:  а   м  е  ы  о  у

-Какая буква лишняя и почему?(м, е, ы)

 -Какая проблема у нас возникла?

 -Значит, какая тема сегодняшнего урока?

Слайд 5

Слайд 6

малина        медведь   матрёшки

машина    Марина    мука

-Прочитайте слова.

 -Что общего в этих словах?

- Какое слово можно исключить? По какому признаку вы исключили его?

Слайд 7

-Посмотрите на схему.

-Что вы можете сказать о слове по  схеме

-Какое  из данных слов подходит к схеме?

-Что вы знаете об этом животном?

С давних времен о нем сочинялись загадки, сказки, появлялись необычные выражения. В русском языке имеются необычные выражения. Их называют фразеологизмы. Послушайте  некоторые из них и объясните их значение: «Медведь на ухо наступил» (отсутствие муз. слуха),

»Медвежья услуга» (неумелая услуга, причиняющая только неприятности)

-Какие вы знаете сказки про медведя?

 

-Подберите синонимы к слову медведь.

Слайд 8

-Какой ваш самый любимый мультфильм с участием медведя?

 Слайд 9

-Сегодня эти герои  приехали к нам на поезде в необычных,  звуковых вагонах.   Но по дороге успели поссориться, потому что  Миша не пригласил Машу в свой вагон.

-Прав ли он? Чтобы понять причину, надо составить схемы имен героев мультфильма.

Составление схем к словам Миша и Маша (работа в парах)

-Что общего в схемах?

-Чем отличаются?

-Назовите первый слог в слове Маша.  Какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

 - Назовите первый слог в  слове Миша. Какой первый звук в этом слоге.  Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

- Ребята,  с какими  новыми звуками мы сегодня познакомились?

-Какой буквой они обозначаются на письме?

- Кто сможет ее найти на карточке?

- Молодцы!

Слайд 10 (буква М)

 

-У кого в имени или фамилии есть буква м? Встаньте парами и возьмитесь за руки.

Слайд 11

Выполнение разноуровневых заданий.(1 и 2 уровень-самостоятельно)

1 уровень (кто хорошо читает)

Переставить буквы так, чтобы получились слова. Слова записать. Подчеркнуть букву м.

опаозрк    морет     дориан

2 уровень 

Составление и запись слов из букв и слогов. Подчеркнуть букву м.

му        па        и     мль      ни

Кре       зе   мят    ки

3уровень

- Ребята, я очень переживаю за героев, что они в ссоре и вы, я думаю - тоже. А помирить их нам удасться только  в том случае, если сможем правильно и дружно прочитать слоги.

Слайд 12

МА    МИ     МЕ     МУ    МЫ

МО

-  Теперь поменяйте местами буквы.

АМ   ИМ   ЕМ   УМ    ЫМ   ОМ

-Найдите  слоги, которые являются целыми словами ( ЕМ, ИМ , УМ, МЫ,МИ).

- Слов, в которых встречается буква «м» очень много. Давайте научим Мишу и Машу играть в игру «Слоговой аукцион»

-А теперь наши друзья предлагают нам  отправиться на экскурсию в очень красивый город. Отгадав ребус, мы узнаем, куда.

Слайд 13(ребус)

- Почему слово пишется с большой буквы? Назовите орфограмму.

- Мы с вами  уже совершали заочное путешествие по Москве на уроке окружающего мира.

-Расскажите о Москве нашим гостям.

Слайд 14

 Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов)

-Более  800 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля.

 Слайд 15

-Он был из толстых дубовых бревен, а потом его построили из белого камня и Москва стала называться белокаменной.

Слайд 16

- У кремля есть 20 башен.

Слайд17

 - Самая красивая из башен Московского Кремля Спасская.

-Слайд 18

-На территории Кремля находятся  Царь-пушка и Царь-колокол.

-В Москве очень много достопримечательностей. О каких вы узнали, выполнив задания на карточках?

 Слайд 19

Работа в группах.

-Составьте предложения, используя слова.

Слайд 20

-Что у нас получилось?- Докажите.

- Озаглавьте его.    

-Какая основная мысль этого текста? 

-Москва… это слово живет в сердце каждого россиянина. Во все времена поэты и художники воспевали этот прекрасный город.

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин —

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых.

Удивительных... и всё же

Есть один — всего дороже,

Город, близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой

.Слайд21

– Москва – матушка.

– Москва – сердце России.

– Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

– Москвой – столицей весь народ гордится.

– Не разом Москва строилась.

-Составьте слова, используя буквы  слова Москва

Уч-ся читают пословицу.

Высказывания детей.

Ответы детей

 -Новая буква.

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока.

(Тема: “ Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м.”

Цели:  познакомиться с новой буквой  и  звуками, которые она обозначает. 

-Начинаются на букву М

-Медведь-одуш., Марина-собст., матрёшки-мн.ч., мука-омонимы

-В этом слове 2слога,2-ой-ударный ,6 звуков.

-Медведь.

Ответы детей.

«Маша и медведь», "Три медведя», «Заяц и медведь» и другие.

-Косолапый, мишка, топтыгин.

-«Маша и медведь»

Вступают в диалог  с учителем. Дают характеристику новым звукам.

-2слога,1ый-ударный,4звука

-Первым звуком.

Ответы детей.

-1 слог – ма, первый звук в нем  [м]. Этот звук-согласный, звонкий и твёрдый.

-1 слог – ми, первый звук в нем  [м']. Этот звук-согласный, звонкий и мягкий.

- Мы познакомились со звуками [м] и [м'].

-Эти звуки обозначают

буквой  м.

На доске карточки с буквами. Ученик выбирает нужную букву.

Дети выходят к доске. Учитель читает стихотворение:

-Взявшись за руки, вы встали ,

И на М(эм) похожи стали.

Уч-ся делают артикуляционную разминку.

(Зоопарк,метро, Родина)

(Кремль, музеи, памятники)

Дети читают слоги

Уч-ся дополняют слоги до слов.

-Москва

-Имя собственное.    Буква о.

Рассказ уч-ся о Москве

Уч-ся слушают рассказ учителя и рассматривают иллюстрации.

Проверка выполненной индивидуальной  работы.

(Кремль, метро, музеи, памятники)

Чтение предложений.

Мы живём в России.

Столица нашей Родины - Москва. Этот город большой и красивый. В Москве много музеев, театров, памятников. В центре есть Красная площадь. Мы любим  и гордимся своей столицей.

-Текст.

 Ответы уч-ся.

Чтение стихотворения о Москве (уч-ся)

 Чтение  пословиц и поговорок, в которых упоминается Москва. 

Уч-ся составляют слова. Проверка (Сом,  коса, ком, воск, мак, оса, сова, сам, вам)

Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Предметные:

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;

соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;

 уметь моделировать схемы слов, читать их, сравнивать слово и предложенные схемы;

 показать роль фонемы в образовании слов, продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.

Познавательные:

формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов,  умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,

развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление.  

Личностные:

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Регулятивные : оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками. Работать в группах

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

-строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;

-формируем умение слушать и понимать других;

8.Итог урока.

Цель: -зафиксировать содержание урока. -развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-А сейчас я хочу вернуться к словам эпиграфа нашего урока.

Слайд  22

- Удалось ли нам выполнить поставленные в начале урока задачи?

-Значит, мы приблизились еще на ступеньку к умениям.

Уточните, к каким.

Ответы уч-ся.

9.Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Был ли этот урок интересным для дл  вас?

-Что больше всего понравилось?

- Кого  вы хотели бы поблагодарить?

 - Путешествие подошло к концу. Мише и Маше пора возвращаться домой. Они благодарят всех за урок  и угощают  конфетами »Маша и медведь»

Слайд 23

Ответы детей, оценивание своей работы.

 Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные : уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....