Урок чтения.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Коробская Татьяна Александровна

Урок чтения в 4 классе. В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" ( школа 21 века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_word_2007.docx23.05 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Литературное чтение  4 класс  УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель начальных классов: Коробская Т.А.

Дата: 11 декабря 2013 год.

Тема: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

  • Личностные:

- учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

- мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса;

- понимание духовной сущности произведения.

  • Коммуникативные:

- учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою;

- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

  • Регулятивные:

- учиться выбирать действие в соответствии с поставленной задачей;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чем) и форму (как) художественного произведения.

  • Познавательные:

- учиться находить информацию в тексте;

- фиксировать ее в виде плана;

- проводить анализ и синтез объектов;

- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении;

-воспитание интереса к чтению и книге.

  • Предметные:

- формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев;

- определять главную мысль.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть, презентация.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг. Момент

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение  темы урока.

4.Беседа о биографии и творчестве автора.

5. Беседа по вопросам учителя.

6.Словарная работа.

7.Первичное          чтение.

8.Анализ произведения.

9. Физ. минутка.

10.Работа с текстом.

11. Работа над выразительностью чтения.

12. Итог урока.

13.Домашнее задание.

-Сегодня мы познакомимся с вами с новым произведением. А что это за произведение и кто в нем главные герои вы ответите после просмотра слайдов(1 слайд).

 - Скажите, что это за герои и из каких они произведений.

(Баба Яга, Карлсон, ковер самолет, Дюймовочка, Винни Пух)

- Они все из сказок.

- А какие это сказки? (народные и литературные).

- На какие группы делятся сказки? (о животных, бытовые, волшебные).

- Какое же произведение мы будем читать на уроке? (сказку)

- (слайд 2)Сегодня мы познакомимся со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».

-Судя по названию как вы думаете к какой группе относится эта сказка?

- А какие еще сказки знаете о лягушке?

- (слайд 3) В.М.Гаршин родился 2 февраля 1855 года. Его отец был офицером, участником Крымской войны. Любимым занятием  В.М.Гаршина были наблюдения  за природой. Этот интерес он сохранил на всю жизнь. В.М.Гаршин учился в одном из петербургских гимназий, после  окончания гимназии он учился в Горном институте. В  годы учёбы в институте началась война с Турцией, он сразу решил стать добровольцем. О своём решении  он написал матери: « Я не могу прятаться за стенами института, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня»

  И получил короткую телеграмму: «С Богом милый». Там он был ранен в ногу. После войны он полностью посвятил себя литературному творчеству. Печататься он стал ещё в студенческие годы, в историю литературы он вошёл как мастер рассказа.

- Сказка называется «Лягушка-путешественница». А что вы знаете про лягушек? (слайд 4).

- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам:  у травянистых лягушек грубеет горлышко,  а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

- Составим цепи питание лягушек(слайд5).

- А как вы думаете, что произойдет, если лягушек не станет?

- Молодцы ребята, вы хорошо знаете, что природное равновесие нарушать нельзя.

- Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду (слайд6).

- Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

- По ходу чтения сказки вам встретятся слова, давайте подберем к ним синонимы, что бы понять их значение (слайд 7).

Паяц – шут, клоун

Благополучно – удачно, успешно

Коряга – пень

Наслаждалась – блаженствовала

Достоинство – совершенство

Восторг – восхищение

Стиснула (челюсти) – сжала, сдавила

Восхитительный – замечательный, очаровательный.

Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на то, как автор относится к главной героине.

- Расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

- К какой группе относится сказка?

- Выберите правильную модель обложки и зарисуйте ее у себя в листках (слайд 8).

- А что в этом произведении напоминает сказку?

- А что действительность?

- Как же автор относится к лягушке?

(слайд 9) Ирония- [греческое eironeia — притворство] — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде

-В чем проявляется ирония автора?

-Составьте словесный портрет героини. Выберите слова, которые  помогут описать лягушку.(работа с заданием в листках)

Лягушка

Хвастливая, осторожная любопытная, умная жадная, глупая, смелая, несдержанная, злая трусливая, молчаливая, обидчивая

общительная, грубая, внимательная, лживая, добрая, вежливая.

- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории (иносказании) – поведения лягушки? (слайд10) - В каких литературных произведениях используется «аллегория»? (в баснях)

- Давайте немного отдохнем и выполним гимнастику для глаз.

1) Потянитесь.

2)Расслабтесь, крепко зажмурьте глаза, откройте веки.

3)Посмотрите вдаль перед собой, теперь на кончик носа.

4)Еще раз потянитесь.

-В сказке сказано, что героиня может уронить «лягушачье достоинство». Как вы это понимаете?

- Подумайте сколько эпизодов можно выделить в сказке. ( работа в тетрадях).

                                            План.

1. Жизнь до встречи с утками.

2. Знакомство с утками.

3. Безумное изобретение.

4. Путешествие закончилось.

-Как вели себя люди, когда увидели летящую лягушку?

-Что сгубило путешественницу.

- Найдите и выразительно  прочитайте эпизод, в котором описывается встреча людей, с лягушкой   передавая нужным тоном и темпом чтения восхищение людей и хвастовство лягушки.

-Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?

-Чему научила вас эта сказка?

-Пересказать от имени лягушки один из эпизодов сказки.

Закрепление знаний о народных и авторских сказок.

Межпредметная связь окружающего мира и литературного чтения.

Самостоятельная деятельность детей направленная на актуализацию знаний о лягушках.

Рассказ детей о лягушках.

Составление цепи питания лягушек.

Подбор детьми слов синонимов.

Чтение текста хорошо читающими детьми и учителем.

По ходу чтения дети выделяют голосом в тексте слова, которые выражают отношения автора  к главной героине.

Самостоятельная работа учащихся по моделированию обложки произведения.

С иронией. Чтение отрывков подтверждающих ответ.

Самостоятельная работа. Составление характеристики лягушки.

Дети делают вывод о смысле произведения. (Образ лягушки - это аллегория хвастовства и нескромности, рассказывая о лягушке автор говорит о умных людях, но не скромных).

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Работа в парах, дети составляют план.

Проверка.

Люди восхищались изобретательностью лягушки.

Погубило хвастовство.

Дети упражняются в выразительном чтении сказки.

Нельзя хвастаться, т.к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки.



Предварительный просмотр:

«Лягушка – путешественница»

Всеволод  Михайлович   Гаршин

  1. Нарисуй обложку к произведению.

  1. Составьте словесный портрет лягушки. Подчеркните слова, которые вам помогут.

                                          Лягушка

Хвастливая,                 осторожная,                      любопытная,                      умная,

жадная,                     глупая,                           смелая,                 несдержанная,

злая,                        трусливая,                       молчаливая,               обидчивая,

общительная,           грубая,                            внимательная,                 лживая,

добрая,                     вежливая.

  1. Подумайте сколько эпизодов можно выделить в сказке. Составьте план сказки.

План.

1)______________________________________________________________

2)______________________________________________________________

3)______________________________________________________________

4)______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...