Главные вкладки

    Урок - социализация по литературному чтению "Право на жизнь" Ю.Яковлев
    учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

    Никитина Марина Сергеевна

    Данный материал позволяет познакомить учащихся с очерком Ю Яковлева "Право на жизнь". Также этот учебно-методичекий материал можно использовать во внеклассной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок "Право на жизнь"52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок - социализация

    Оборудование:

    учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»

    Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями

    1. Речевая разминка

    На доске текст:

    Молодец, если читаешь

          2             0           1

    очень много разных книг!

         3        0         1         1

    -Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).

    2.-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и  порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»).

    -Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»).

    3. –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)  

    Оч

    1. Продвижение темы.

    1. –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!

    На доске:

    Каждый человек имеет  _______.

    У меня есть _________________!

    Знаешь ли ты свои ___________?

    -Верно, это слово – «права».

    -Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право».

    3.-Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев.

    4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя).

    -Вам понравился очерк?

    -О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка)

    -Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей).

    -А какой документ охраняет вас?

     «Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца).

    6.(-А теперь сфокусируйте взгляд на поле

    чтения и )

    ответьте на вопросы (фронтальная беседа):

    -Что значит – «человек счастлив»?

    -Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?

    -Почему взрослому человеку  легче постоять за себя, чем ребенку?

    -Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»?

    -Объясните выражение: «сосредоточен в матери».

    -Как автор приветствует  родившегося ребенка?

    -С чем автор сравнивает конвенцию?

    -Как автор указывает на важность права на жизнь?

    -Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)

    -Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!

    7.-Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)

    -Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)

    -Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между  этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком).

    -Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами?

    -Я с вами согласна, это знак «равно»!

    Физкультминутка.

    -Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем.

    Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.

    - Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать.

    6. -Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра)

    -В толковом словаре я нашла значение  этого слова

    Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу.

    - А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры).

    -Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.

    Конвенция основана на 4 важнейших принципах.

     

    -Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)

    - Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности».

    -Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка».

    «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия».

     -Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и    развитие».

     -Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей».

    «Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его».

    7. - Вот  вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).

    - Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.

    - А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!»)

    - Как предложите ее изобразить?

    (кругом)

    -Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.

    8.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.

    IV. ИТОГ:

    1.-У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).

    - Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?

    - А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)

    - Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).

    - Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски) 

    -А теперь давайте встанем в круг! Я хочу поделиться с вами чудесным стихотворением!

    Только ты на свет родился,

    Право первое твое:

    получи, чтоб им гордиться

    имя личное свое.

    Очень трудно самому,

    жить на свете одному!

    Правом с мамой жить и с папой

    пользуйтесь всегда, ребята.

    Есть еще такое право-

    помнить, думать и творить

    и другим свои раздумья

    если хочешь, подарить.

    Если жар,  все тело ломит

    И совсем не до игры,

    То позвать врача на помощь

    тоже право детворы.

    Чтоб с наукой подружиться,

    С книжкой в маленькой руке

    Правом пользуйся - учиться

    На родимом языке.

    Подросла, взяла я книжки

    И пошла я в первый класс.

    В школу ходят все детишки -

    Это право есть у нас.

    Будь ты слабым, или сильным

    Белым, черным – все равно.

    Ты родился быть счастливым

    Это прао всем дано.

     

    ОТКРЫВАЮ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

    Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

    Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

    Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

    Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.

    Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....

    Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

    создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

    Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

    Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

    Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

    Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...