Урок литературного чтения по теме " С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»" Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Родная речь», 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Соломатина Ольга Валентиновна

Урок литературного чтения по теме " С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»"  Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Родная речь», 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина «Задремали звёзды золотые...»

Тип урока: комбинированный

Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова

«Родная речь», 4 класс

Цели  урока:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством русского поэта С.А. Есенина;
  • познакомить со стихотворением «Задремали звёзды золотые...»;
  • провести анализ этого лирического произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать выразительное чтение;
  • научить осознанному выбору средств выразительности;
  • научить приёму словесного рисования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту природы

Развивающие:

  • развивать воссоздающее воображение;
  • продолжать развивать речь детей.

Оборудование:

  1. Учебник В.Г. Горецкого и др. «Родная речь»

4 класс, 2 часть;

  1. Аудиозапись произведения А. Грига «Утро»;
  2. Фотография с изображением восхода солнца;
  3. Портрет С.А. Есенина.
  4. Демонстрационные карточки

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

-С творчеством какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С.А. Есенина)

        -Кто запомнил, где родился и вырос Сергей         Александрович? (В селе Константиново Рязанской         губернии)

        -В каком году родился Есенин? (1895)

        -В каком возрасте он научился читать и нравилось ли ему         это занятие? (В 5 лет. Очень любил читать, особенно         русскую классическую литературу.)

        -А сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

        (9 лет)

        -В каком году закончилась жизнь Есенина? (В 1925 году.)

        -Можно ли назвать его жизнь долгой? (Нет, он прожил         всего 30 лет.)

        -Вы правы, но за эту недолгую жизнь С.А. Есенин написал         очень много прекрасных произведений. И сейчас люди         помнят о нём, и с удовольствием читают его         стихотворения.

        -Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть         стихотворение «Погасло солнце. Тихо на лужке...»)

        -Кто хочет рассказать? (учитель спрашивает 3-4 чел.)

        

        Физкультминутка.

III. Подготовительная работа.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством

С.А. Есенина. Послушайте отрывок из музыкального произведения Александра Грига и скажите, что описывает композитор? (Утро, восход солнца)

-Какое время суток больше похоже на эту музыку?(Утро)

-Правильно, это произведение так и называется «Утро». Скажите, что особенного происходит утром, что композитору Александру Григу даже захотелось написать музыку? (Встаёт солнце, всё просыпается, начинают петь птицы и т. д.)

-Посмотрите, пожалуйста на доску, художник-фотограф тоже встречал восход солнца и захотел, чтобы все увидели, как это происходит. Что занимает главное место на этом снимке? (Солнце)

-Какое оно? (Яркое, сияющее, жёлтое)

-А остальная часть снимка какая? (Не такая яркая, темнее. Всё покрыто туманом.)

-Что ещё здесь изображено? (Река, деревья, небо)

-Какие они? Каких красок больше? (Яркое солнце, светлое небо, бело-серый туман, тёмные деревья.)

-Какое впечатление производит эта фотография? (Ещё не всё проснулось, только яркое солнце появилось на небе, но кажется,  что скоро произойдёт пробуждение природы.)

-А теперь послушайте, как описывает рассвет, утро Сергей Есенин в своём стихотворении «Задремали звёзды золотые...». Попробуйте представить то, что описывает поэт.

IV. Первичное чтение. (Читает учитель)

С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

        Улыбнулись сонные берёзки,

        Растрепали шёлковые косы.

        Шелестят зелёные серёжки,

        И горят серебряные росы.

        У плетня заросшая крапива

        Обрядилась ярким перламутром

        И, качаясь, шепчет шаловливо:

        «С добрым утром!»

        V. Беседа эмоционально-оценочного характера.

        -Что вы увидели? (Гаснут звёзды. Показывается солнце.         Дует лёгкий ветерок. Небо становится розоватым.         Начинают просыпаться птицы, животные. На траве и         деревьях лежит роса. Всё кажется нарядным, красивым.)

        -Какое настроение у вас появилось после прочтения этого         стихотворения? (Радость, восхищение красотой природы,          ожидание чуда)

        VI. Вторичное чтение и анализ.

        -Откройте учебники на странице 65. Возьмите в руки         карандаши, прочитайте произведение ещё раз про себя и         подчеркните те слова, которые помогли вам         почувствовать радость. (Дети читают по одному         четверостишию и объясняют почему они выбрали эти         слова: звёзды золотые, свет, небосклон,         улыбнулись,         горят серебряные росы, яркий перламутр,         обрядилась,         шаловливо, с добрым утром.)

        -А теперь объясним значение сложных и незнакомых слов,         которые нам встретились в этом произведении. Для этого         нам нужно ещё раз обратиться к тексту.

        -..... читает первое четверостишие. Скажите, а как вы         понимаете значение слов «задремали звёзды»? (потухли,         исчезли)

        -А почему автор называет звёзды «золотыми»? (они         похожи на золото по цвету, желтые, красивые)

Золото – драгоценный металл жёлтого цвета.

-Следующая фраза «задрожало зеркало затона» вам понятна? (нет)

-Посмотрите на доску. Я для вас выписала сложные слова.

Затон – это вдавшийся в берег речной залив, заводь.

-Что имел ввиду автор под словом «зеркало»? (Вода ровная и блестящая, как зеркало.)

-Почему же водная гладь задрожала, заколебалась? (Подул ветерок)

-Как вы понимаете слова «брезжит свет на заводи речные»? (дети затрудняются ответить)

Брезжит – чуть светится                 Заводь = затон

        -Откуда же берётся этот свет? (Солнце появляется из-за         горизонта и отражается в воде.)

        -Обратите внимание на следующую фразу «и румянит         сетку небосклона». Что значат эти слова: румянит, сетка,         небосклон?

        Румянит – делает красным, румяным

        Сетка – расчерченная, обычно в клетку, поверхность

        Небосклон – часть неба над горизонтом

        -Попробуйте сказать эту фразу своими словами.         (Солнечные лучи, попадая на небо, окрашивают его в         розовый цвет, но при этом яркие лучи  «расчерчивают»         небо жёлтыми полосками.)

        -Кто может своими словами описать то , что хотел нам         рассказать Есенин? (Встаёт солнце, гаснут звёзды.         Солнечные лучи пронзают небо, расчерчивая его и         освещая розовым цветом. Солнце отражается в воде. Дует         лёгкий ветерок.)

        -Какие краски здесь преобладают? (Жёлтый,розовый,         красный, голубой.)

        

        -.... читает второе четверостишие. Что описывает автор в         этом четверостишии? (Берёзы)

        -С кем он их сравнивает? (С человеком, с девушками)

        -Как называют этот приём, когда изображают неживые          предметы в виде живых существ? (олицетворение)

        - А кто был внимательным и может ответить, был ли         такой же приём в первом четверостишии? (Да, звёзды         задремали.)

        - А как вы догадались, что Есенин сравнивает человека с          девушками? (Улыбнулись, сонные, косы, серёжки)

        - Как вы думаете, зачем автор это сделал? (Берёза –         символ России. Автору нравятся эти деревья, т. к. они         очень красивые.)

        -А берёзы на самом деле умеют улыбаться или могут быть         сонными? (Нет. Автор приписывает берёзам характерные         черты поведения человека по утрам.)

        -А почему росы «серебряные»? (В росинках отражается         солнце, они блестят и кажутся серебряными.)

        Серебро – благородный металл серовато-белого цвета

        -Что значит «горят»? (Переливаются разными цветами,         очень яркие.)

        -А этом четверостишии какие краски преобладают?         (зелёный, серебристый, белый)

        -Кто может своими словами рассказать, что описал         автор?

        -..... читает последнее четверостишие.

        -Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображён плетень.

        Плетень – это изгородь, сделанная из веток и сучьев

        -Замените слово «заросшая» другими, близкими по         смыслу словами: густая, частая, большая. Меняется         смысл? Какое слово точнее, ярче? ( Смысл меняется.         Слово автора лучше подходит.)

        -Как вы понимаете фразу «обрядилась ярким         перламутром»?

        Обрядить – нарядить, надеть

        

        Перламутр – ценное вещество с переливчатой         окраской, внутренний слой некоторых раковин

        (Мелкие капельки росы и солнечный свет создают         впечатление того, что крапива стала перламутровая)

        -Что значит «шаловливо»?

        Шаловливо – легкомысленно-игриво

        -А почему крапива качается? (Дует ветер.)

        -А крапива может разговаривать? (Нет. Это тоже         олицетворение.)

        -А всё-таки крапива может издавать какие-либо         звуки?(Крапива качается от ветра и листья шелестят.         Этот шелест похож на шёпот человека – олицетворение.)

        -О чём говорит нам фраза «С добрым утром!»? (Всё         живое, и даже крапива, радуется наступлению нового дня,         солнцу и желает всем добра.)

        -А в этом четверостишии какие цвета преобладают?         (Зелёный, перламутровый.)

        -Кто может описать своими словами эту картину?

        

        Физкультминутка.

        Итог анализа.

        -Мы говорили, что стихотворение вызывает у вас радость,         даже крапива желает всем добра, какой мы можем         сделать вывод? (Это доброе, радостное стихотворение,         описывающее красоту природы, лирическое.)

        -Как же надо читать это стихотворение? (В медленном         темпе, с улыбкой.)

        -Кто хочет попробовать прочитать стихотворение         Есенина так, чтобы мы увидели картину природы,         почувствовали настроение, которое хотел передать         автор?

        VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

        -С каким стихотворением мы сегодня познакомились?         («Задремали звёзды золотые...»)

        -Кто автор? (Сергей Александрович Есенин)

        -Кто запомнил, какое музыкальное произведение мы         слушали сегодня на уроке? («Утро»)

        -Как зовут композитора? (Александр Григ)

        -В этом году мы познакомились только с двумя         стихотворениями Есенина. За свою короткую жизнь он         успел написать много стихотворений и поэм. Есенин         очень любил природу, видел красоту родного края и умел         описать её. Есть такое выражение: «Любить и понимать         природу, значит любить свою Родину.»

        -Откройте дневники и запишите домашнее задание:         стихотворение «Задремали звёзды золотые...» выучить         наизусть, найти и прочитать другие стихотворения о         природе С. А. Есенина. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему  С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк  "Начальная школа 21 века"...

Коснпект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Бабушкины сказки" 3 класс

Коснпект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин Бабушкины сказки 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...

Конструкт урока литературного чтения по теме "Подготовка к сочинению по сказке "Золотой петушок", 3 класс

Конструкт урока содержит краткое описание урока и его ход с основными материалами для подготовки обучающизся 3 класс к сочинению по сказке....

Разработка урока литературного чтения по теме: С. А. Есенин «Лебёдушка»

Данный урок литературного чтения является частью раздела «Поэтическая тетрадь».Это урок усвоения новых знаний.Состоит из семи этапов:I. Организационный моментII. Постановка темы и цели уро...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...