Литературное чтение "Листая памяти страницы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Нестеренко Татьяна Павловна

Данный урок используется при изучении интегрированного курса в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie._listaya_pamyati_stranitsy.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: «Листая памяти страницы»

учитель: Нестеренко Т.П.

Цели урока:

  • расширить круг чтения учащихся, познакомить с произведениями мурманских поэтов о войне;
  • развивать умение анализировать прочитанное, выразительно читать стихотворения;
  • воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям старшего поколения

Оборудование:

  • Была война... Фронтовая поэзия Кольского Б 95    Заполярья: Сб. стихов / Сост. Д. Коржов. — Мурманск: Просветительский центр «Доброхот», Издательство «Добросмысл», 2004;
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / 80000            слов и фразеологических выражений / Российский фонд культуры - М .:    АЗЪ, 1986;
  • выставка книг о войне;
  • карта Мурманской области;
  • презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

     -Разгадав кроссворд, вы узнаете слово, которое поможет сформулировать тему урока. (СЛАЙД)

1.Героический, самоотверженный поступок. (Подвиг)

2.Стремительное, наступательное движение войск. (Атака)

3.Взрывной снаряд, помещаемый обычно под водой или под землёй. (Мина)

4.Крытое углубление в земле, вырытое для укрытия или жилья. (Землянка)

5.Разрывной снаряд. (Граната)

6.Солдат отборных  стрелковых  немецких войск, действующих на территории Заполярья. (Егерь)

- Какое слово получилось? (Память)

- Как вы понимаете значение этого слова?

Работа со словарем. (СЛАЙД)

1. Особенность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.

2. Хранить воспоминания о ком или о чём – либо.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Прослушав стихотворение, определите тему урока

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

- Сформулируйте цели урока (Учитель конкретизирует тему и цели урока)

IV. Изучение нового материала

- Память о прошлом учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Вот почему мы чтим память о тех, кто не жалел жизни в великой битве с врагом. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, которые были написаны еще в те годы, когда земля горела в пламени сражений, а их авторы с оружием в руках шагали дорогой войны. Другие написаны нашими современниками, потому что неумолимо стучит в сердце всенародная память о пережитом.

Сообщения детей. (СЛАЙДЫ)

1 ученик:

- 22 июня 1941 года. Этот день советские люди будут помнить всегда. Фашистская Германия предательски напала на нашу страну. Мурманская область стала прифронтовой.

Фашисты планировали провести несколько военных операций в Заполярье.  Они имели большое преимущество в войсках, технике, особенно в авиации и не сомневались в быстрой и легкой победе.

 2 ученик:

- На Мурман наступали отборные войска - горные егеря, которые успели "прославиться" кровавыми подвигами при захвате Европы. Многие из них имели ордена и медали фашистского командования. Бои были тяжелые. Противник наступал. Особенно трудным был сентябрь 1941 года.

3 ученик:

-  Казалось, еще немного - и  враг  будет  в  Мурманске.  Бойцы срочно сформированной Полярной дивизии с марша вступили в бой и отбросили егерей за реку Западная Лица, на исходные позиции. В июле 1941 года шли ожесточённые бои, погибло много бойцов.

.

- Сейчас здесь установлен мемориальный комплекс Долина Славы. В послевоенные годы поисковиками были найдены и перезахоронены останки около трех тысяч солдат и офицеров. Поисковые работы продолжаются до сих пор.

Ежегодно, в канун 9 Мая, в Долину Славы выезжают ветераны Великой Отечественной войны и обычные жители Мурманской области.

Героям, сражавшимся в Заполярье, на самом северном участке фронта  посвятил своё стихотворение Титов Алексей Иванович. (СЛАЙД)

      Более качественное изображение (откроется в новом окне)     Более качественное изображение (откроется в новом окне)

Алексей Титов родился 11 марта 1913 года в семье крестьянина в деревне  Михалёво Калининской области. С 1941 г. - на Карельском фронте: служил в политотделе армии, в армейской газете «Часовой Севера». Один из переводчиков «Калевалы» (карело-финский эпос) на русский язык.

После войны А.И. Титов жил в Петрозаводск, работал  главным редактором журнала "На рубеже". Он был награжден орденом Красной Звезды, медалями, почетными грамотами Президиума Верховного Совета России и Карелии. Ему было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры  России.

а) Первичное знакомство со стихотворением.

 (чтение учителем или подготовленными учащимися)

   МУСТА-ТУНТУРИ

Здесь бой идет четвертый день

За Черный перевал,

Где даже северный олень

Ни  разу не бывал.

Здесь только ягельник седой

С брусничником растет,

В долину ветер штормовой

Срывается с высот.

Здесь тундра черная легла

Широкой полосой...

Редеет облачная мгла

Над вражьей высотой.

По Муста-Тунтури мы в бой,

В победу веря, шли

За самый бедный и скупой

Клочок родной земли.

Он только с виду бедным был:

В граните и песках

Тот край богатства затаил,

В глубоких недрах скал.

Достать их можно -

Каждый знал -

Лишь дорогой ценой:

Взять с боем Черный перевал

Атакой штыковой.                      (1943)

-  Какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение?

б) Словарная работа.(СЛАЙД)

- Муста–Тунтури - хребет тянется берегу материка и обрывается скалами в море с северной стороны. В переводе с финского означает «Черная тундра». Самый северный участок фронта  Второй мировой войны и единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу России.

в) Чтение стихотворения (про себя)

г) Выборочное чтение и работа над содержанием.

- В чем заключалась трудность и сложность боевых действий в Заполярье? Докажите строчками стихотворения.

- Почему немецкие войска хотели захватить наш край?

- Как понимаете строчки:

Он только с виду бедным был:

В граните и песках

Тот край богатства затаил,

В глубоких недрах скал.

- Какой ценой бойцы отстаивали  «клочок родной земли»?

- Какой для себя вы сделали вывод, прочитав это стихотворение?

- Среди героев, отдавших свою жизнь в боях в Долине  смерти, были  и наши земляки. Их подвиг  отмечен не только в камне, но и в литературе. Имя одного из них известно каждому мурманчанину. Анатолию Бредову посвятил свое стихотворение наш современник поэт Виктор Тимофеев.

Виктор Тимофеев родился 17.05.1940 в Украине. После школы поступил в мореходное училище им. И.И. Месяцева. После окончания училища несколько лет ходил в море, писал стихи. Затем решил посвятить себя литературе. Является одним из организаторов праздников Славянской письменности и культуры (1986). Заслуженный работник культуры РФ (1999). Автор многочисленных стихотворных сборников.

2. Рассказ учеников.

1ученик:

- Анатолий Бредов родился в 1923 г. До Мурманска жил в Старой Руссе.  Анатолий учился в 10-й школе, хорошо рисовал. Рабочий путь начал на судоверфи, учеником электрика, и одновременно занимался в вечерней школе. Здесь он вступил в комсомол. В апреле 1942 года был призван в армию и после боевой подготовки отправлен на фронт.

2ученик:

 - В октябре 1944 г. стрелковая рота, в которой сражался пулемётный расчёт Бредова, получила задание перерезать дорогу в глубоком тылу противника. Проделав по бездорожью многокилометровый путь, рота вышла в район Печенги и прямо с марша вступила в бой. Одна атака следовала за другой. Кончалась последняя лента. Но Анатолий Бредов со своими друзьями выполнил приказ: не уступил врагу стратегическую высоту. Он погиб 11 октября 1944 года, подорвав себя и врагов последней гранатой. Звание Героя Советского Союза Анатолию Фёдоровичу Бредову было присвоено посмертно, 24 марта 1945 года.  Подвиг Анатолия Фёдоровича Бредова увековечен в памятнике, установленном в центре города Мурманска.

а)  Первичное знакомство со стихотворением.

     (подготовленными учащимися)

Анатолию Бредову

В сознанье только два кольца -

Кольцо врагов вокруг бойца

И малое - гранаты взвод.

Встает боец.

Боец встает.

Секунда эта коротка.

Миг - темень скроет облака.

В рывке отчаянном вперед

Встает боец,

Боец встает.

Один - и сердца перебой.

Один - и никого с тобой...

Нет! Не один! С тобой вдвоем

Встает бессмертие твое.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

б) Чтение учащимися.

в) Работа по содержанию.

- Какие чувства испытывал Анатолий Бредов, принимая свой последний бой?

- Понимает ли боец, что назад пути нет?

- Какие слова говорят о том, что решение, принятое Бредовым было молниеносным, мгновенным?

- Прочитайте строчки, которые повторяются. Для чего автор использует этот прием?

-  Как понимаете строчки:

Один - и сердца перебой.

Один - и никого с тобой...

- Почему в конце фразы многоточие?

- Как понимаете последние две строчки?

- Имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными. В память о них воздвигнуты  мемориалы, стелы, памятники… У могилы Неизвестного солдата горит «Вечный огонь» и всегда лежат живые цветы (СЛАЙД).

г) Выразительное чтение стихотворения.

IV. Подведение итогов

- С творчеством каких поэтов мы познакомились сегодня?

- Что объединяет произведения, с которыми  мы работали?

- Завершить урок хочется стихотворными строками.

Здесь Вечный огонь и венки

и залпы салюта над ними...

Но лучше б теплинка руки

легла на родимое имя.

Могилу твою вся страна

и видит, и вроде бы знает.

Здесь Вечный огонь.

Но вина  здесь –

Вечная тоже - пылает.

VI. Рефлексия

Продолжи предложение.

Урок заставил меня задуматься о …

VII. Домашнее задание (по выбору)

-    написать мини – сочинение на тему: «Они сражались за Кольскую землю»;

- найти и прочитать стихотворения мурманских поэтов о войне и проиллюстрировать их.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Урок по литературному чтению "По страницам детских журналов" (2 класс) (конспект и презентация)

Урок по литературному чтению "По страницам детских журналов" с использованием ноутбуков и выхода в интернет.  Конспект и  презентация....

Внеклассное занятие по литературному чтению "По страницам сказок" АМО

На занятии дети работали с материалом по изученным сказкам в течении учебного года....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "По страницам сказок" 2 класс.

Ребята работали со сказками,изученными во 2 классе....

КНИГА ПАМЯТИ Страницы 3 «А» класса МАОУ СОШ № 38

Память – наша история, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но они должны волновать и будущие поколения. Поэтому бережное ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»

Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...