урок литературного чтения в 3 классе по теме Н. Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Толчина Галина Николаевна

урок знакомит детей с рассказом Н. Носова "Федина задача", развивает способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст и

 умение определять тему, главную мысль произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter._chteniya_v_3_klasse.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Толчина Галина Николаевна

учитель начальных классов 1 квалификационная категория

МКОУ СтарощербаковскаяСОШ

Литературное чтение 3класс

УМК «Школа Росси»

Тема: Особенности юмористического рассказа Н.Н.Носова «Федина задача»

Тема: Особенности юмористического рассказа Н.Н.Носова «Федина задача»

Цель: познакомить с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача»

1. Предметные:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в  группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу

3. Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II Самоопределение к деятельности.

На доске (работа с пословицей)

-Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?

По отрывкам из произведений определите автора и название произведений (слайды 1-10)

-Кто автор этих рассказов?

Рассказ о писателе.

-О ком его рассказы?

-Как вы думаете, почему мы вспомнили произведения этого писателя?

Комментарии: развитие антиципации, т.е. умения предполагать тему урока, использование ИКТ

III. Изучение нового материала

-Итак, рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Федина задача», а написал его Н. Носов.

- Как понимаете название произведения?

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?

- А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? (слайд 15)

-Чтение ключевых слов.

Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.

- Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

Словарная работа.

- В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. (слайды 16,17)

Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда.

-Вот теперь все слова понятны, и что будем делать? (знакомиться с произведением)

-Прослушаем рассказ в исполнении заслуженного артиста России Льва Дурова.

1) Прослушивание первой части.

- Что будет дальше и почему?

2) Прослушивание второй части.

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Прослушивание текста до конца.

Комментарии: развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

 Осмысление (чтение текста с остановками)

1)Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … "). (читает хорошо читающий ученик)

-Откуда пришёл Федя? (с катка)

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)

- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)

-Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)

- А как бы вы поступили?

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста )

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

- Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)

Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)

-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)

Комментарии: достижение понимания текста на уровне содержания, техника продуктивного чтения.

Физминутка.  (здоровье сберегающие  технологии)

4) Проверка восприятия.

Определение главной мысли рассказа.

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-Вернемся к пословице. Что можете сказать?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

Работа в группах.

Задание для группы «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Математический диктант

  • Используя текст, запиши ответы на математические вопросы:
  1.  Сколько раз прочитал Федя задачу?

  1. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

  1. Какой номер задачи решал герой по учебнику?

  1. Сколько доставили на мельницу мешков ржи?

  1. Сколько вышло муки из 6 кг зерна?

  1. Сколько муки помещалось на каждой машине?

Задание для группы  Мыслители

Пословицы и поговорки

  • Подчеркни пословицы и поговорки, которые подходят к рассказу «Федина задача».

  1. Дурная голова ногам покоя не дает.
  2. Дело мастера боится.
  3. Делу время, потехе час.
  4. Кончил дело, гуляй смело.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  7. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  8. За много дел не берись, а в одном отличись.
  9. Всему своё время.

10.Работа не волк, в лес не убежит.

-Отчет о выполнении заданий каждой группы.

Комментарии: работа в группах, самостоятельная учебная деятельность учащихся, здоровье сберегающие  технологии,

IV Домашнее задание.

1.Выразительное чтение рассказа.

2.На выбор:

1.Сделать иллюстрации к рассказу.

2.Сочинить рассказ «Федя у друга»

Оценивание.

V Рефлексия: уходя с урока, выбери подходящий для своего настроения шарик. (слайд 18)

Комментарии: самостоятельная  творческая деятельность учащихся

-Урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Николай Николаевич Носов «Федькина задача»" ( УМК "Школа России")

Конспект урока по литературному чтению                                              ...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов "Федина задача", УМК "Школа России"

Тип урока:ОНЗЦель урока: формирование представления о произведении Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с биографией автора2 Учить сопереживанию героям, чувст...