Урок внеклассного чтения. «О, милые плуты!..». Тема детства в произведениях Н.А.Некрасова.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Солдатова Ирина Олеговна

 

 Урок  направлен на формирование УУД:

 

Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nekrasov.docx484.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

«О, милые плуты!..». Тема детства в произведениях Н.А.Некрасова.

Цель: - познакомить учащихся с отрывками  из произведений Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания  о жизни детей в прошлом.

Учебные задачи :

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- коррекция памяти. речи. внимания, мыслительной деятельности.

- формировать коммуникативные навыки работы в группе и в парах;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству.

 Урок  направлен на формирование УУД:

Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

Оборудование :

— портрет Н.А.Некрасова;

— компьютерная презентация;

— компьютер;

— костюмы для детей, инсценирующих «Мужичок с ноготок».

-    репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети".

- страницы биографии поэта, приготовленные детьми;

- наглядность на доску;

- индивидуальные тексты со стихотворением «Мужичок с ноготок».

Современные технологии:

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- технологии уровневой дифференциации;

- информационно-компьютерные технологии

Ход урока:

  1. Организационный момент (психологический настрой).

Учитель:

Внеклассное чтение –  прекрасный урок,
Много полезного     в каждой из строк.
Стихотворение  это,   сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.

  - Я приветствую вас. Наверное, вы согласитесь, что внеклассное чтение – это необычный урок. Авторы произведений могут превратить простые слова    в необычные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.

 Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

- Кого можно назвать хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

- Я желаю, чтобы в конце урока  я могла бы назвать вас хорошими читателями.

II. Работа над новым материалом.

Учитель: Звучит мелодия «Русь».

- Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы перенесёмся в эпоху 19 века и попробуем   представить , как жили люди в то время.

- Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте Н.А.Некрасове и о его произведениях.

-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова и угадайте тему нашего  урока.

Там  стрекотали кузнечики,

Да деревенские мальчики

И русокудрые девочки

Живмя там жили: по тропочкам

Между высокими травами

Бегали, звонко аукались,

Пели веселые песенки…

Учитель:

-Как вы думаете , о ком  мы будем говорить с вами на уроке?

-Итак, тема нашего урока будет посвящена ….(ответы детей)

Эпиграф к уроку.

«Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано…»

Учитель:

-Мы познакомимся с жизнью детей в некрасовский период жизни и некоторыми произведениями Н.Некрасова о детях.

- Но, прежде, чем приступить к знакомству с  произведениями поэта и узнать как жили дети в то далекое время,  хотелось бы вам узнать биографию этого великого поэта?

(Ответы уч-ся – биографию поэта).

- На предыдущем уроке внеклассного чтения была создана из наших ребят разведгруппа  РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с краткой биографией поэта.

Выходят ребята и представляют свою страничку из биографии Н.А.Некра -сова. (Родители поэта – Кутырин Д., усадьба Грешнево – Колнацкий Н., учеба поэта – Науменков Н., произведения поэта – Мишина И)

Учитель:

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника В. Е. Маковского

         

https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/121447594.857/0_188945_9e2dcc8b_XXL.jpg  http://my-soch.ru/doc_mysoch.ru/a488e3ddedc63482ef6bf4db6619dd78/thumb.jpg

 (Ответы детей)

- Глядя на эти картины мы видим, как художник с большой любовью относится к детям. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза.

- Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно младшему поколению.

- Поэт Н.А.Некрасов жил в очень тяжелое трудное  время. Нищета, голод, тяжелый труд людей – вот в таких условиях жил русский народ, ежедневно молясь лишь о том, как им выжить в этих нечеловеческих условиях.

Звучит звон колоколов

 

МОЛЕБЕН Майорова Л.

Холодно, голодно в нашем селении.

Утро печальное - сырость, туман,

Колокол глухо гудит в отдалении,

     В церковь зовет прихожан.

Что-то суровое, строгое, властное

     Слышится в звоне глухом,

В церкви провел я то утро ненастное

     И не забуду о нем.

Всё население, старо и молодо,

     С плачем поклоны кладет,

О прекращении лютого голода

     Молится жарко народ.

Редко я в нем настроение строже

     И сокрушенней видал!

"Милуй народ и друзей его, боже!-

     Сам я невольно шептал.

- Особую любовь поэт питал  к детям. У него немало произведений посвященных им, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд.

 Детишки для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых, но все-таки дети в его произведениях счастливы!

Чтец Докучаев И.

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как "низкого  рода людей", -


Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Учитель:

- Действительно, в отличие от  богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В крестьянских семьях детишки часто помогают взрослым: работают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят.  А судьба  детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах просто ужасна.

Под печальную мелодию читает стихотворение.

 («Плач детей») Болталова А.

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?

"В золотую пору малолетства
Всё живое - счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, -
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
"Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!"
Бесполезно плакать и молиться -
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит - гудит - гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы - спать.
Нам домой скорей бы воротиться, -
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей..."

Учитель:

- Некрасов мечтал, чтобы все бедные дети не только трудились, но и получали знания. Школа была доступна крестьянским детям. Но они  могли обучаться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту.  Одну из таких школ Н.А.Некрасов построил  недалеко от родового имения Гришнево. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Дети приходили на занятия голодные, грязные, в оборванной одежде, но они очень желали учиться.
Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».
 В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идёт в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Поэт призывает сельского мальчонку не робеть , так как именно знания открывают перед ним все двери.

Прослушивание записи стихотворения «Школьник».

ФИЗМИНУТКА

III. Работа над стихотворением «Мужичок с ноготок».

Учитель:

-Перед следующим этапом нашего урока я предлагаю вам провести речевую разминку

https://fs00.infourok.ru/images/doc/227/43673/1/img1.jpg

- Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.

- И вот  сейчас, ребята, я хочу, чтобы мы познакомились и поработали с отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». А называется отрывок «Мужичок с ноготок».  Герой – крестьянский мальчик, который оказался в зимнем лесу. А вот почему он там оказался один… мы с вами будем разбираться.

(Учитель читает стихотворение наизуст).

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

- Понравился вам этот отрывок?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Словарная работа

В студеную пору- в очень холодную морозную пору

Хворост - сухие сучья ,ветвей , деревьев

Шествуя важно -идя важно, не торопясь

В спокойствии чинном -спокойно

Под уздцы- узда - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями

Полушубок  -короткая, до колен, верхняя одежда на меху
Вестимо- конечно, разумеется

Учитель:

-Для того, чтобы ответить на мои следующие вопросы, я предлагаю вам еще раз прочитать стихотворение про себя.

 Чтение стихотворения учащимися про себя, а затем цепочкой вслух

- Как вы считаете, для чего поэт начинает этот отрывок с описания природы и погоды?

- Почему мальчик оказался в лесу в такую пору?

- Что узнали о семье мальчика? Зачитайте.

- Как выглядит Влас? Зачитайте.

- Почему на нем одежда большого размера?

- Как относится автор к мальчику?  (с любовью, нежностью, называет его малюточкой, мужичком).

-  А сейчас я вам предлагаю составить характерный портрет мальчика  Власа.

(На доске рисунок Власа . Ребята подходят и выбирают, лежащие на столе карточки с написанными на них чертами  характера и прикрепляют их к портрету мальчика).

(Вызвать ученика к доске и он называет черты характера героя).

Учитель:

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть инсценировку этого отрывка и еще раз насладиться этим произведением.

IV.  Инсценировка стихотворения. (Брыксин А., Грязев М.)

Учитель:

- Ребята, давайте еще раз  вернемся к чувствам, которые вызвал у вас этот отрывок.

-  Какое желание у вас возникло бы, если  вы оказались в тот момент на месте героя-рассказчика и встретились лицом к лицу с Власом? (Сочувствие, желание помочь, обогреть).

V.  Итог урока.

- Подводя итоги нашего урока,  мы  видим, что

 Н.А.Некрасов  не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов  невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами:

Скворцов А.  Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

VI.  Рефлексия.

Учитель:

-Ребята, наблюдая за вашей активной  работой на  сегодняшнем уроке внеклассного чтения, я могу сделать вывод, что вы являетесь хорошими читателями.

- Давайте еще раз вспомним,  с каким писателем вы  познакомились на сегодняшнем уроке внеклассного чтения?

- Какую тему мы сегодня обсуждали на уроке?

- Если вам понравился сегодняшний урок , я прошу вас  поаплодировать самим себе.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: «Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»»

Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема:«Произведения К.Г.Паустовского»

Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи!...

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ "МАМОЧКА МИЛАЯ, МАМА МОЯ"

Урок внеклассного чтения по произведениям советских писателей о маме с использованием педтехнологий личностно-ориентированного, коррекционно-развивающего обучения и воспитания,  уровневой диффере...

Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»

Класс: третий.Система: УМК «Гармония».Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный...

урок внеклассного чтения в 3 классе "Герои Отечества в произведениях С. Алексеева"

Тема: «Герои Отечества в произведениях Сергея Алексеева».Цели:1.     Познакомить учащихся с произведениями С.Алексеева о защитниках Отечества; раскрыть понятия «долг», «патриотизм»...