урок внеклассного чтения в 3 классе "Герои Отечества в произведениях С. Алексеева"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Нюкалова Юлия Сергеевна

Тема: «Герои Отечества в произведениях Сергея Алексеева».

Цели:

1.     Познакомить учащихся с произведениями С.Алексеева о защитниках Отечества; раскрыть понятия «долг», «патриотизм»;

2.     Продолжить работу над развитием навыков чтения, речи, памяти, расширением кругозора;

3.     Воспитывать любовь к Отчизне, уважение к подвигам наших предков и современников;

Учащиеся на уроке работают в  группах. Каждая группа получила задание:                             

  - прочитать рассказы С. Алексеева о М.И. Кутузове, о А.В. Суворове, о Г.К.Жукове, о детях военных лет;

- составить творческий отчет о прочитанном;

- оформить лист календаря по прочитанным произведениям.

В ходе урока учащиеся отвечают на вопросы:

1группа – что такое патриотизм ?

2группа – что такое долг ?

3группа – выбрать качества защитника Отечества.

4группа – в чём сегодня может найти выражение ваш патриотизм?

Урок заканчивается словами св. Иоанна (Маслова): «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет путь для проявления своей любви к Отечеству».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение.

Тема: «Герои Отечества в произведениях Сергея Алексеева».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведениями С.Алексеева о защитниках Отечества; раскрыть понятия «долг», «патриотизм»;
  2. Продолжить работу над развитием навыков чтения, речи, памяти, расширением кругозора;
  3. Воспитывать любовь к Отчизне, уважение к подвигам наших предков и современников;

Оборудование:

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

 Тема нашего урока: «Герои Отечества в произведениях Сергея Алексеева». Сегодня мы будем говорить о творчестве С. Алексеева, объясним значение слов «долг» и  «патриотизм», продолжим работу над развитием навыков чтения, будем развивать речь, память, кругозор. Вся наша работа будет направлена  на формирование  чувства  патриотизма и уважения к подвигам наших предков и современников.

Работать на уроке мы будем индивидуально, коллективно и в группах.

             3. Работа по теме урока.

 - Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова И. Котляревского:

Где к Родине любовь вскипает,

Там сила вражья отступает,

Там груди крепче медных лат…

И. Котляревский

Вопрос учащимся:

- А как вы понимаете смысл этих слов?

(ответы детей)

Слово учителя:

- Опережающее домашнее задание вы выполняли в группах.  Каждая группа получила задание:                              

  - прочитать рассказы С. Алексеева о М.И. Кутузове, о А.В. Суворове, о Г.К.Жукове,

- составить творческий отчет о прочитанном;

- оформить лист календаря о творчестве писателя.  

- Итак, 1 страница нашего календаря посвящена фактам биографии С. Алексеева. Сегодня у нас работает группа « Историки», предоставим им слово.

( вывешивается страница №1).

(учащаяся выступает с индивидуальным ОДЗ      )

Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными. В их доме царил образцовый порядок. Они и своего племянника Серёжу приучили к строгой дисциплине. В старших классах он записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе Серёжа особенно увлёкся историей, которая казалась такой же заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт – исторического факультета. Наступила Великая Отечественная война. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать. Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Сергей Петрович долго и подробно изучал то время, о котором хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени. Иногда  даже ездил в те места, где происходили исторические события. Книги Сергея Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

Оценка

Слово учителя:

- Начинаем работу по творческим группам .Следующее  имя на нашем литературном календаре - А.В.Суворов. Еще один представитель группы « Историков» поможет нам  предоставим ему слово.

Ученик 2 из гр « Историки»( краткие биографические данные о А.В. Суворове)

Родился Александр Васильевич Суворов в семье дворянина, его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына. Самым любимым предметом юного Суворова была военная история, при этом он владел семью иностранными языками. Обладая сравнительно слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. Он вошёл в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Это был один из образованнейших людей своего времени, обладавший обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях знаний. Александр Васильевич не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля. По сей день генералиссимус Александр Васильевич Суворов — один из любимейших национальных героев русского народа.

Слово учителя:

Думаю, что интересно дополнят сообщение, ребята, назвавшие свою группу « Юные суворовцы».

Слово 1 группе« Юные суворовцы».

Ученик  1  гр. « Юные суворовцы» ( приблизительные ответы учащихся):

Наша группа представляет 2 страницу календаря – рассказы об А. В. Суворове (показывают  лист календаря). Мы прочитали рассказы: «Дерзость», «Медаль», «Генералам генерал» и другие. Узнали много интересного о жизни и  характере этого великого полководца Мы хотим задать вопрос всему классу:

  • А что вы знаете о великом А.В.Суворове?

(примерные ответы учащихся ,о роли Суворова в истории г.Тирасполь)

Ученик 2 ( анализ рассказа «Дерзость») 

Я прочитал рассказ «Дерзость». В этом произведении рассказывается  о том, что А.В.Суворов не только командовал русскими войсками , но и делал всё , чтобы сберечь жизни своих солдат, действовал наверняка, и строго наказывал тех, кто не жалел чужие жизни. Мне было очень жалко солдат, которые напрасно погибли, выполняя необдуманный приказ полковника Илловайского.

 Оценка

Ученик 3( анализ рассказа «Медаль»)

В рассказе С.Алексеева «Медаль» говорится о поступке молодого солдата, который испугался во время первого боя. Суворов, узнав про этот случай, в воспитательных целях, вручил ему медаль. «Героем не рождаются, героем становятся» - сказал Суворов. И в следующем бою солдат проявил храбрость и отвагу, чем и заслужил уважение. Прочитав этот рассказ я сделал вывод, что А.В.Суворов хорошо понимал людей и давал им возможность исправить  свою ошибку.

 Оценка

Ученик 4(анализ рассказа «Генералам генерал»)

Читая рассказ «Генералам генерал» я испытывала чувство гордости и уважения. Суворов имел титулы и звания, но всегда ценил русского солдата. Имея чин генералиссимуса, он говорил, что народ и есть генералам настоящий генерал.

Оценка

Ученик 1 гр.:

 ребята нашей группы инсценировали рассказ С. Алексеева «Штык».

 (инсценировка в костюмах) Оценка

Слово учителя :

Вопрос учащимся:

  1. Какой вывод мы можем сделать из прочитанных рассказов об А.В.Суворове?

( приблизительный ответ:

А.В.Суворов - великий русский полководец. Сражения, в которых он принимал участия всегда заканчивались победой русских войск. Он  простой, добродушный человек, не смотря на свой титул, уважительно относился к солдату)

Слово учителя : Русская история славна своими полководцами; продолжателем военных традиций и побед русского оружия стал М.И. Кутузов. Конечно, сейчас продолжит мой рассказ еще один юный историк-исследователь

Ученик 3 из гр. « Историк»1( краткие биографические данные о М.И.Кутузове)

Михаил Илларионович  Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, русский полководец, генерал-фельдмаршал и дипломат. Родился 5  сентября 1745 в Санкт-Петербурге; отпрыск знатного рода. Ученик А. В. Суворова. Он участвовал в русско-турецкой войне 18 в., отличился при штурме Измаила. В русско-австро-французскую войну  командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из-под угрозы окружения. В русско-турецкую войну он был главнокомандующим Молдавской армией, которая под его руководством одержала победу под  Слободзеей.  С особой силой выдающийся полководческий талант Кутузова раскрылся в Отечественную войну 1812, в ходе которой русская армия под его командованием  разгромила армию Наполеона I . 

Слово группе « Могучее , лихое племя»

 Ученик  2  гр.: 

Мы прочитали рассказы «Военный маневр», «Провалилась как в топь тишина»,  «Новый поход».  Каждый из них посвящен М.И.Кутузову. В этих рассказах наглядно представлен образ великого полководца. Я предоставляю слово ребятам, которые  подготовили для всех пересказ рассказа  «Новая должность»

Ученик 1  гр 2. Рассказ «Новая должность» нам очень  понравился, потому что герой этого произведения Гришенька готов защищать свою родную землю, готов за неё воевать. Он честный и отважный русский солдат.

( учащиеся пересказывают с продолжением) Оценка

Ученик 2 (анализ рассказа «Военный маневр»)

В рассказе «Военный маневр» я увидела М.И.Кутузова, который понимает русского солдата, сочувствует ему и верит в правильность своих решений. Я рекомендую прочитать этот рассказ, потому что в нем раскрывается военный талант Кутузова.

 Оценка

Ученик 3 (анализ рассказа «Провалилась, как в топь тишина») 

В  рассказе  «Провалилась, как в топь тишина»  С.Алексеев призывает нас помнить о великом мужестве  и не забывать имена героев Бородинского сражения: Кутузова, Раевского, Барклая де Толли, Багратиона и конечно же солдат, не жалевших своей жизни.

Оценка

Ученик 4(анализ рассказа «Новый поход»

Я прочитала рассказ «Новый поход». Он о том, как нелегок путь к победе, как много пролито русской крови. Этот рассказ учит нас тому, что нужно помнить о своих героях и верить в силу своей Родины, своего народа.

 Оценка

Слово учителя:

Вопрос учащимся?

  • Как вы думаете, почему писатель С.Алексеев обращается в своих рассказах к имени Михаила Кутузова?

( ответы учащихся)

  • Как увековечена память о М.Кутузове в нашем городе?

Ответ учащегося…

Слово учителя:

( опережающее домашнее задание)

Историческую справку об этом подготовила _______________из группы « Историки». (Выступает учащаяся__________

В нашей школе активно работает штаб « Отечество». Мы с интересом изучаем, все, что касается  русской и нашей истории . Мы узнали ,что в Тирасполе когда-то был расквартирован Подольский пехотный полк, принимавший участие в Бородинском сражении . Это единственное здание, сохранившееся в нашем городе с тех времен. Наша школа находится  рядом с Бородинской площадью, символика Бородина нашла отражение даже в оформлении  троллейбусной остановки ( использован стилизованный кивер-головной убор русских солдат времен Кутузова) Недалеко ,у Офицерского клуба Российской армии установлен бронзовый  бюст М.И.Кутузова)

Слово учителя.

Летит время. История находит новых своих героев. Двадцатый век подарил миру нового великого русского полководца.

Вопросы учащимся:

  • Юбилей какого события отмечает не только наша страна, но и весь мир в мае этого года?    (65 лет Победы)
  • Кого называют маршалом Победы?   (Г.К.Жуков)

Познакомит нас сегодня с фактами его биографии член группы

« Историки»_____________

Выступает учащийся 4 из гр. « Историки».

Будущий прославленный маршал Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября  1896 г. в деревне Стрелковка Калужской губернии. Учился военному делу, служил в кавалерийском полку. Константин Рокоссовский, занимавшийся с ним в одной группе, вспоминал: "Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянем в его комнату - все, ползает по карте, разложенной на полу. Уже тогда дело, долг для него были превыше всего".  

За четыре года борьбы советского народа против германской агрессии произошло не одно сражение. Со всеми важнейшими операциями советских войск в ходе Великой Отечественной войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича Жукова. "Там, где Жуков, там Победа". Эта фраза родилась в советской армии во время Московской битвы, стала крылатой и жила среди бойцов до последних дней войны. Имя и дела Георгия Константиновича Жукова известны не только в России, но и далеко за её пределами.

Слово учителю:

Сейчас, думаю, активно включаться в работу и учащиеся из группы « Наследники Победы»

Выступает группа 3 « Наследники Победы»

Ученик 1 из 3 гр.: Представляя следующую страницу календаря ( вешается страница), мы будем говорить о прочитанных рассказах «Новый генерал», «Радость победы».  Сегодня мы  подготовили чтение понравившегося нам рассказа «Маршал».

Ученик 2 из гр.3  Мы хотим предложить всем после прослушивания рассказа  ответить на вопросы:

  1. Каким предстает перед нами в этом рассказе маршал ? ( на карточке на каждый стол)
  2. Что предлагал Г.К. Жуков, готовясь к боям под Курском? Почему? ( на карточке на каждый стол)

Слово учителя

Чтобы правильно ответить на этот вопрос ,будьте внимательно .Пожалуйста, начинай____________

(чтение текста)

Слово учителя:

Прочитайте еще раз вопрос и ответьте:

  1. Каким предстает перед нами в этом рассказе маршал? ( на карточке на каждый стол)
  2. Что предлагал Г.К. Жуков, готовясь к боям под Курском? Почему? ( на карточке на каждый стол)

 Повторить

 ( приблизительные ответы учащихся)

  1. В этом рассказе мы видим Г.К.Жукова сильным, знающим военную тактику, умеющим,  доказывать свою точку зрения.
  2. Готовясь к боям, маршал предложил принять оборонительный бой. Он считал, что с хорошо укрепленных и защищенных позиций советские воины уничтожат значительную часть фашистской техники.  А затем уже легче будет идти в наступление, и разбить врага.

Слово учителя:

Ребята из группы «Историки» хотят напомнить вам о том, что у нас сегодня на уроке оформлена небольшая библиотечная выставка

Слово _________________ из гр. « Историки»

  1. Ребята, на линейке 1 сентября 2010 года И.Н.Смирнов подарил нашей школе книгу об известном  маршале: « Геогрий Жуков. Фотолетопись». Художественное оформление Владимира Олефиренко. В альбом, посвященный маршалу Георгию Константиновичу Жукову, вошли воспоминания, написанные его родными и близкими, биографами жизни и деятельности великого полководца.
  2. В этой книге есть замечательное стихотворение Григория Поженяна « О маршале Жукове в День Победы 9 мая 1995 года» (чтение наизусть):

Где б ни тлела беда,

где бы слабость сомненья ни сеяла –

он везде и всегда

Маршал долга и маршал спасения.

Был он крут и жесток.

Чем платил он за это - неведамо.

Но сраженья итог

Завершался обычно пообедаю.

  1. Книга нашла достойное место  в нашей школьной библиотеке.

     Этот подарок для нас неслучаен, ибо в нашей школе ребята с особым вниманием изучают, все то, что связанно с великой русской историей и культурой.

4.ФИЗМИНУТКА

Знают все ребята,

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата

Никогда не смогут победить.

(Марш. Сгибание рук и разгибание рук. Повороты туловища.)

5.Знакомство с новым материалом.

Слово учителя: 

Мы с вами до сих пор говорили об отдельных героях, но есть на Руси семьи, где каждый ребенок рождается защитником. И не раз на выручку Отечества вставал этот свободолюбивый народ. Поговорим с вами о казачестве. Сегодня у нас в гостях потомственный казак, сын Атамана Черноморского казачьего округа, и отец вашего одноклассника,____________________________ Сергей Владимирович Рябинский. Вам слово.

(выступление гостя)

Слово учителя:

     Сегодня мы вместе прочитаем ещё один рассказ С.Алексеева “Казаки”.

В тексте вам встретятся незнакомые слова, перед вами наша традиционная страничка из толкового словаря: (вывешиваются на доске)

  • станица,
  •  фланг противника,
  • кубанка,
  •  взять в карьер,
  • в галоп,
  • джигитовка.

( дается толкование по словарю)

Задание учащимся:

После чтения вы должны ответить на вопрос:

  • Какие качества характера казаков описывает С. Алексеев в своём произведении? ( на карточке)
  • Как вы думаете, почему этот эпизод войны стал сюжетом для рассказа?

     ( на карточке)

  • Чему учит нас этот рассказа?

(чтение текста)

6.ФИЗМИНУТКА для глаз..

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

7. Продолжение работы.

Слово учителя:

Еще раз прочтите внимательно вопрос по предложенному тексту и ответьте:

  • Какие качества характера казаков описывает С. Алексеев в своём произведении? ( на карточке)
  • Как вы думаете, почему этот эпизод войны стал сюжетом для рассказа?

     ( на карточке)

  • Чему учит нас этот рассказа?     ( на карточке)

( ответы)

Слово учителя :

Символично, что именно этот рассказ изучается сегодня у нас на уроке. Знаете ли вы, ребята, что в школе активно функционирует Клуб « За веру и Отечество»?

Думаю, что информация представленная ребятами-историками Вам будет полезна:

Слово учащимся-историкам.

Знаете ли вы, ребята, что учащиеся нашей школы  ежегодно участвуют в мероприятиях, проводимых Черноморским казачьим войском.

Так, старшеклассники школы приняли активное участие и стали победителями Республиканского  конкурса сочинений « 220 лет служения казачества России».

В 2009 году мы выиграли  Республиканских соревнованиях, проводимых в Слободзейском казачьем округе, в этом же году наша школа завоевала третье место в военно-спортивных соревнованиях ЧКВ. Обращаем ваше внимание на  представленный нами фотовернисаж. ( фотографии на доске)

Мы считаем, что стать членом Клуба - это честь для каждого из нас, потому что мы должны вырасти патриотами своей Родины!                  

8.Работа в группах.

Слово учителя

На уроке мы говорили о   доблестных защитниках нашего Отечества. Все они обладали нравственными качествами, которые позволили им в разные периоды истории встать на защиту родной земли, своего народа.

Я предлагаю, подводя итоги нашего урока, ответить на следующие вопросы         ( предварительно обсудив вопрос в группе ):

1 группа – что такое патриотизм?

2 группа – что такое долг пред Родиной?

3 группа – Какие качества присущи защитникам Отечества?

4 группа – В чем проявляется ваш патриотизм?

( учащиеся дают ответы)

Слово учителя

В заключении мне бы хотелось, чтобы вы запомнили слова св. Иоанна (Маслова): «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет путь для проявления своей любви к Отечеству» ( на доске)

(Оценки остальным учащимся)

9.Д/з

Тема следующего урока внеклассного чтения: «От чистого сердца: произведения о маме». К уроку можно прочитать произведения писателей...                              

Можно написать сочинение или стихотворение о маме. Выбирайте задание по силам и интересам.

10. Итог урока.

Верю, что вы сегодня искренни, ощущаете себя пусть маленькими, но патриотами своей Родины.  Флор Иванович Васильев говорил:

Мы Родины себе не выбираем,

Имени себе мы не даем.

Землю, где родились и живем

С детства называем отчим краем

Любим, защищаем, бережем.  

Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема:«Произведения К.Г.Паустовского»

Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи!...

Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...

Урок внеклассного чтения " Полезные вредные советы " (по произведениям Г.Остера) в 4 классе.

В представлении урока содержится презентация о его проведении, материалы к уроку, в то числе для распечатки....