Формирование эмоциональной окрашенности речи.
статья по чтению на тему

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Окружающий мир отражается в маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.

Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально, с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_emotsionalnoy_okrashennosti_rechi.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной окрашенности речи.

(Развитие выразительной речи младших школьников)

Современный этап развития общества характеризуется требованием новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня общество нуждается в образованной и культурно развитой личности, формирование которой необходимо начинать с детства. Активное и целенаправленное приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям своего народа - задача первостепенной важности - Хранилищем народной культуры является язык народа.

В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурой речи, в том числе и ее выразительностью. Окружающий мир отражается в маленьком человеке своей духовной стороной посредством отечественного языка.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является самым верным средством и самой надежной рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии их речи.

Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.

Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального обучения.


         Выразительное чтение предполагает обучение правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией (темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения). Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме.

Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, а это помогает правильно раскрыть основную идею произведения, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к литературе.

Выразительное чтение - неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся.

Как много умеет в этой жизни маленькое человеческое слово! Оно, как волшебник, может быть добрым и злым. Недаром народные пословицы подмечают:

То же слово, да не так бы молвить.

Доброе слово дороже богатства.

Не шути словом - слово пуще стрелы ранит.

Доброе слово и кошке приятно.

Сказал - как топором отрубил.

В чем же: заключается сила слова? Может быть, стоит внимательнее прислушиваться к их звучанию, постараться заглянуть в разные словари и узнать сведения об их значении, рождении, изменениях.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания - «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами, размышлять над текстом и находить верные интонации.

Работу над выразительностью необходимо начинать с букварных страниц, то есть надо не просто читать слово, а обязательно придавать ему эмоциональную окраску. Например, возьмем слово мама. Сначала дети его читают по слогам, потом полностью. Затем учащимся предлагаются придумать ситуации, в которых это слово должно читаться с разной интонацией: радостно, печально, с удивлением, когда маму надо позвать, маме надо пожаловаться, маме сказать о том, что вы ее очень любите. Дети любят играть, они активно участвуют в такой игре. Аналогично проводится работа с предложением.

Через школу и уроки чтения проходят все, а вот привычка к чтению художественной литературы и вкус возникают не у каждого. Почему? Ведь в арсенале учителя сейчас большое количество хороших учебных книг по чтению! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить: а что же главное на уроке чтения? Одни считают, что главное - знание. Обширное, прочное. И это верно, но, с другой стороны, надо от знаний идти к чувствам - это главное! Отсюда и задача уроков чтения

- вызвать в душе учеников отклик, определенные чувства, без которых невозможно глубокое восприятие жизни и ее понимания. А ведь искусство надо воспринимать душой.

Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, нужно убедиться: понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев, представил ли ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует довести до слушателей.

Эмоциональное отношение детей к героям произведения – важный фактор нравственного воспитания. Пережитое младшими школьниками чувство симпатии или отвращения к герою сохраняется надолго. Нередко для усиления эмоционального воздействия на детей используется метод сравнения и противопоставления.

Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя включает в себя: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотнести с его поступком, проникнуться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, то есть умение определять свое отношение, отношение автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

 В работе над выразительностью речи необходимо уделять большое внимание средствам речевой выразительности - это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок.

При работе над развитием выразительного чтения необходимо выяснить жанр произведения. Это важно потому, что каждый жанр требует особого чтения: русская песня и сказка - напевности, медленного типа чтения; лирические стихотворения - задушевности; гражданская поэзия - четкости, торжественности звучания; басни - особого разговорного жанра с выделением специфической структуры басни.

Обучая младших школьников выразительному чтению, педагог тем самым проводит определенную воспитательная работу, побуждая детей мысленно жить вместе с героями произведения: радоваться и возмущаться, гордиться и ненавидеть, наслаждаться и поддаваться печали. Такая работа дает положительные результаты уже в первом классе. Дети не стесняются читать выразительно, они хотят выступать перед публикой.

Эмоциональная отзывчивость дает школьнику развитие и формирование духовно-нравственной стороны, обогащение индивидуального опыта эмоционально-эстетических, гуманистических и этических суждений, отношение к людям и природе. Чтение художественной литературы развивает их эмоциональную активность, позволяя удовлетворять эстетические потребности учащихся в общении в прекрасным. Формируются такие качества личности как, анализ связанный с сутью взаимоотношений, сопереживание, осознание собственного желания проявлять эмоциональный отклик – являющийся составной частью эмоциональной отзывчивости. При работе с литературными художественными произведениями могут использоваться различные методы и приемы работы. Важное место отводится выразительности чтения и качеству подачи текста. Именно через качество подачи литературных текстов, дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения.

Чтение - предмет универсальный. Если мы хотим научить ребенка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова. В дальнейшем наши ученики с удовольствием будут читать художественную, научную, энциклопедическую литературу, будут успешно учиться по всем предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МУЗЫКАНТА – ИСПОЛНИТЕЛЯ.

ТРУДНОСТЬ ТЕХНИКИ В МНОГООБРАЗИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ, которые образуют в совокупности сложный комплекс психофизических и физических (мышечно – двигательных качеств и свойств). Серьезную проблему представляет...

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся в начальной школе

Пояснительная записка к программе "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки обучающихся"...

" Нейтральные и эмоционально окрашенные слова"

Эта презентация была подготовлена по теме " Нейтральные и эмоционально окрашенные слова"...

Мастер-класс для конкурса "Учитель года, 2016" на тему "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Занятие № 7 к авторской программе "Речевая копилка"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...