КВН "Мир народной сказки"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Коровина Елена Алексеевна

Урок литературного чтения во 2 классе в форме КВН. Обобщающий урок по разделу "Мир народной сказки". УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn._mir_narodnoy_skazki.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение по  

            разделу.

Цели: в игровой форме обобщить знания учащихся по разделу «Мир народных сказок»; учить работать в группе, проявлять творческие способности; развивать речь, мышление, память.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

       Прозвенел звонок,

       Начинаем наш урок.

       Урок у нас сегодня необычный. Вы будете работать в группах. А в при работе в группах нужно соблюдать определенные правила. Какие? (работать тихо, уметь выслушивать своих одноклассников, уметь договариваться и общаться вежливо )

  1. Постановка цели урока.

- Какой раздел литературного чтения мы изучили?    (Мир народной сказки)

- Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

- Веселые и грустные, страшные и смешные  сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Мы с вами изучали не только русские народные сказки, но ещё и …  (корякскую, белорусскую, хантыйскую, нанайскую, ненецкую сказки)

- Вот теперь мы и проверим ваши знания народных сказок в КВНе «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сможете ли раскрыть все секреты?

  1. Работа по теме урока.

- Придумайте название своей команды, что бы было связано со сказками и выберите командира.

- Так как у нас конкурс, то членами жюри мы попросим быть наших гостей.

Конкурс 1.   Разминка.  - устно

      Вокруг нас и та и тут

      Сказки разные живут.

      На полянке есть загадки.

    Отгадайте без подсказки,

    Называйте посмелей

    Этих сказочных друзей!

Задания для 1-й команды:  Не лежалось на окошке-

                                                 Покатился по дорожке.    (Колобок)

                       По тропе, шагая бодро,

                       Сами воду тащат вёдра!        (По щучьему велению)

                                                  Красна девица грустна:

                                                  Ей не нравится весна,

                                                  Ей на солнце тяжко.

                                                  Слёзы льет бедняжка!         (Девочка Снегурочка)

Задания для 2-й команды:   А дорога далека,

                                                 А корзина нелегка,

                                                 Сесть бы на пенек,

                                                 Съесть бы пирожок.      (Маша и медведь)

                        Ах-ты, Петя-простота,

                        Сплоховал немножко:

                        Не послушался кота,

                        Выглянул в окошко.         (Петух и кот)

                                                    Отворили дверь козлята

                                                    И пропали все куда-то.    (Волк и семеро козлят)   

   

Задания для 3-й команды:    Колотил да колотил

                                                  По тарелке носом –

                                                  Ничего не проглотил

                                                  И остался с носом.     (Лиса и журавль) 

                         Опустил он в прорубь хвост,

                         Ну а хвост ко льду прирос.            (Лисичка-сестричка и волк)

                                                  У Аленушки – сестрицы

                                                  Унесли братишку птицы.       (Гуси – лебеди)     

Конкурс 2. Разгадать кроссворд.  – на листочках

- Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы.

Конкурс 3.  - устно

- Послушайте стихотворение и скажите, о чём в нем говорится.

     Каждый город, каждый дом

     Создан радостным трудом.

     Без работы, без труда

     Не построить города.

     В корпусах станки стучат,

     Человек работе рад.

     Поспевая, шепчет рожь:

     «Без труда не проживешь!»

- О чем говорится в стих-и? (о труде)

- Какие пословицы знаете о труде? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

-Вспомните сказки из раздела, которые учат нас быть трудолюбивыми.  (Зимовье-рус., Идэ-хантыйская, Айога-нанайская, Кукушка-ненецкая)

Конкурс 4.  – на листочках

- Соотнеси содержание сказок с пословицами.

«У страха глаза велики»               Робкого и тень страшит.

«Пых»                                             Трус своей тени боится.

«Лиса и журавль»                          Как аукнулось, так и откликнулось.

«Идэ»                                              Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Физминутка.

Конкурс 5. – на листочках

Вспомни и запиши название народной сказки, используя опорные слова. Запиши, чья эта сказка (какого народа).

  1. Дед, баба, воз рыбы, дорога, серый волк, воротник на шубу, лисичка, прорубь, волчий хвост, битый, небитый.  (Лисичка-сестричка и волк-рус.)
  2. Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка, водоносы, зайка, испугались, охает, плачет, кудахчет, пищит, четыре охотника. (У страха глаза велики-рус.)
  3. Лиса, подружились, голубчик куманёк, званый пир, носом стук-стук, не обессудь, кувшин, клюёт, дружба врозь. (Лиса и журавль-рус.)

Конкурс 6. Телеграммы  - обсудить, прочитать, ответить.

  Телеграмма (1-й команде)

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров. (Животные из «Зимовье»-рус.)

Телеграмма (2-й команде)

Плыву. Хочу посмотреть, есть ли ещё звери в морских водах. Слыхала я, будто их уж совсем мало осталось.  (Лиса из «Хитрая лиса» - корякская)

Телеграмма (3-й команде)

Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)         

Конкурс 7. – устно по очереди

О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Как называют в них лису? (Лиса – красавица, Лиса Патрикеевна,…….)

- Всегда ли лиса бывает хитрее других животных?

- Удалось ли кому-нибудь её перехитрить? (журавлю)

Конкурс 8.  –для 2-х командиров (на интерактивной доске)

- Составьте два описания лисы.

3-му командиру: собрать рассыпавшиеся названия сказок.(на доске из зад.3 стр. 30 раб.тет.)

В это время блиц-опрос для команд

 

  1. Рефлексия.

Продолжите предложения.

- На этом уроке мне понравилось …

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- После урока мне захотелось …

  1. Подведение итогов.

- Какой раздел закончили изучать?

- Чему учили нас сказки?

  Жюри подводят итоги, вручают грамоты командам.

                                      Верить в сказку – это счастье.

                                      И тому, кто верит

                                      Сказка обязательно

                                      Отворит все двери.

Я желаю вам, чтобы перед вами открывалось как можно больше дверей в мир знаний и доброты.

Физминутка по сказке Теремок

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...