Игра - викторина по литературному чтению «По дорогам сказок»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Сныткина Светлана Васильевна

Проведение внеклассного мероприятия по чтению помогают расширить знания детей о русских народных сказках, учат понимать эмоционально-образное содержание произведения, воспитывают любовь к народному творчеству, формируют художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_dorogam_skazok.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - викторина по литературному чтению «По дорогам сказок»

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные задачи:

• расширять знания детей о русских народных сказках;

• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;

• учить детей анализировать сказку;

• учить понимать эмоционально-образное содержание произведения

Воспитательные задачи:

• воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;

• формировать художественный вкус;

• воспитывать уважение к книге.

Развивающие задачи:

• развивать интерес к русским народным сказкам;

• приобщать детей к истокам русской культуры;

• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;

• обогащать эмоции детей.

Здоровьесберегающие задачи:

• способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности в ходе мероприятия.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по содержанию, пересказ сказок; рассматривание иллюстраций к произведениям, выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Оборудование: презентация, рисунки, ручки, бумага А4

Участники:

3 а – Колобок

3 б – Репка

3 в – Теремок

3 г – Курочка Ряба

3 д – Гуси - лебеди

Перед проведением игры каждая группа ребят придумывает себе название, музыкальный эпиграф (фраза или куплет песни), рисует эмблему, готовит костюмы сказочных героев, участвует в конкурсе рисунков. В игре принимают участие пять команд по пять человек. Каждой команде дается листок с нарисованной сердцевиной цветка. За правильные ответы выдаются лепестки: красный (2 очка), если команда ответила сама; синий (1 очко), если была некоторая помощь. Лепестки приклеиваются к сердцевине цветка. Команда-победитель определяется по количеству очков.

Представление жюри.

Звучит музыка.

Слайд 1

Ведущий 1:

Сказка по лесу идет —

Сказку за руку ведет.

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

Итак, наше путешествие в мир сказок начинается!

Представление команд: название, эмблема, музыкальный эпиграф команды. Жюри оценивает качество исполнения, оригинальность названия, связь между названием, эмблемой и песней.

Ведущий 2: Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто они? Вы сейчас отгадаете.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику, что в лесу стоит.

Нужно этой девочке бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)

 

Скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок —

Удивительный конек

По прозванью...  (Горбунок)

 

И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это?  (Золушка)

Ведущий 3:

1-й тур. «Чей это портрет?»

(Устно, читает ведущий, команды по очереди отвечают)

Слайд 2

1. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева, Х.К. Андерсен)

2. Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок, летает над Стокгольмом. Он издаёт звуки, похожие на гул самолёта. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник-шпион, и его необходимо передать в руки полиции. (Карлсон, А. Линдгрен, «Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше»)

3. Стоит она в дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

(Старуха, А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. Он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином, головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно бы найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но, увы, сосредоточиться-то ему и некогда. Как бы то ни было, вот он уже спустился и готов с вами познакомиться». Кто он? Из какой повести-сказки?

(Винни-Пух из повести-сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все...»)

5. И было у него семь братьев: Чиполлет- то, Чиполлотто, Чиполлоччо, Чиполлучча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что ж поделаешь: где лук, там и слезы. (Чиполлино из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино)

Слайд 3

Итоги 1 тура

Ведущий 4:

2-й тур. «Угадай сказку»

(Письменно, раздать листочки с заданиями. На листках напечатаны слова, нужно угадать, из какой сказки эти слова. Записать название сказки и автора, ответы зачитать)

Слайд 4

Из какой сказки эти слова?

1. Тыква, тюрьма, ключи, слезы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д. Родари  «Приключения Чиполлино»)

2. Замок, сапоги, поле, осел, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш. Перро  «Кот в сапогах»)

3.  Красная шапочка, корзинка с пирожками, волк, очки, дровосеки (Ш. Перро «Красная шапочка»)

4. Корыто, синее море, невод, золотая рыбка (А. С Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ведущий 5:

Во время выполнения игроками заданий 2 тура игра Конкурс «В необычной стране» для болельщиков

Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране.
1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева)
2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского)
3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик»)
4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов»)
5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Итоги 2 тура

Ведущий 1:

3-й тур. «Найди автора сказки»

Слайд 5

( Письменно. Каждой команде дается карточка. Задание — подчеркнуть фамилию автора каждого литературного произведения. Выполненное задание сдать жюри)

 «Золушка»: Ш. Перро. В. Гауф, бр. Гримм.

 «Мойдодыр»: А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский.

 «Русалочка»: В. Бианки, Х.К. Андерсен, А. Волков.

 «Золотой ключик»: П. Бажов, А. Толстой. Н. Носов.

 «Маугли»: Р. Киплинг, Д. Родари, А. Милн.

 «Сказка о царе Салтане...»: А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов.

 «Конек-Горбунок»: А. Пушкин, П. Ершов. А. Чехов.

 «Гадкий утенок»: Ш. Перро, Дж. Родари, Х.К. Андерсен.

 «Горшок каши»: Н. Носов, бр. Гримм, В. Катаев.

 «Дюймовочка»: Г. Х. Андерсен, В. Гауф, бр. Гримм.

Ведущий 2:

Во время работы команд со зрителями проводится конкурс «Угадай-ка!». Из четырех вариантов ответов надо выбрать правильный.

• На какой птице летала Дюймовочка?

а) ласточка,   +

б) стриж,

в) воробей,

г) сова.

• Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?

а) рубанок,

б) топор,   +

в) молоток,

г) электродрель.

• Какого персонажа не было среди бременских музыкантов?

а) осёл,

б) гусь,   +

в) кот,

г) собака.

• Что потерял ослик Иа-Иа в сказке про Винни-Пуха?

а) совесть,

б) гриву,

в) зубы,

г) хвост.   +

• Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?

а) щука,   +

б) пиранья,

в) пескарь,

г) ерш.

• Кто торговал пиявками в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

а) Карабас,

б) кот Базилио,

в) папа Карло,

г) Дуремар.   +

• Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?

а) дед,

б) внучка,

в) мышка,    +

г) Жучка.

• Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?

а) Кощей Бессмертный;

б) Карлсон,   +

в) Винни-Пух,

г) крокодил Гена.

• Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?

а) расстегай,

б) рогалик,

в) колобок,   +

г) бублик.

• Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино?

а) Карабас-Барабас,

б) папа Карло,   +

в) Дуремар,

г) Мальвина.

• По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу?

а) золотой зуб,

б) костяная нога,   +

в) бриллиантовая рука,

г) пышный парик.

• Как зовут итальянского Буратино?

а) Пьеро, б) Арлекин, в) Чиполлино, г) Пиноккио +

• Какая из этих сказок не принадлежит перу Х.К. Андерсена?

а) «Дюймовочка»,

б) «Русалочка»,

в) «Золушка»,   +

г) «Огниво».

• После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались?

а) сам-сам,

б) бим-бом,

в) сим-сим,   +

г) вах-вах.

• К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой?

а) внучка,   +

б) зал,

в) Жучка,

г) дочка.

• Какой титул присвоил Кот в сапогах своему хозяину?

а) маркиз,   +

б) барон,

в) виконт,

г) граф.

Итоги 3 тура

Ведущий 3:

4-й тур. «Чей предмет?»

(Письменно. Ведущий раздает листочки каждой команде с изображением сказочных предметов. Необходимо написать сказочного персонажа, кому принадлежат эти предметы.)

Слайд 6

• Сапог (Кот в сапогах),

• Зеркало (Царевна молодая);

• Сани (Снежная королева);

• Шляпа (Незнайка);

• Печь (Емеля)

Итоги

Ведущий 4:

Театрализованный фрагмент  сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино»

Итоги

Ведущий 5:

6-й тур. «Блиц-конкурс»

Слайд 8

(Командам задается по 6 вопросов, отвечать на которые следует не раздумывая. За каждый правильный ответ — 1 очко.)

Ведущий 1:

1. За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)

2. Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)

3. Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино. (Почта)

4 Животное, в которое была превращена Кощеем Бессмертным прекрасная царевна. (Лягушка)

5. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена «Дикие лебеди»? (Крапива)

6. Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха)

Ведущий 3:

1. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)

2. Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)

3. Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)

4. Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)

5. Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения. (Горошина)

6. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)

Ведущий 2:

1. Какой кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)

2. То, что в сказках всегда побеждает. (Добро)

3. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

4. Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальная туфелька)

5. Кличка собаки из сказки «Репка». (Жучка)

6. Сказочная героиня, владелица древнего летательного аппарата. (Баба-Яга)

Ведущий 4:

1. Ингредиент, из которого старуха слепила колобок. (Мука)

2. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели ее и бабушки. (Красная Шапочка)

3. Подруга семи гномов. (Белоснежка)

4. Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку? (Хрусталь)

5. Предмет гордости Карабаса-Барабаса. (Борода)

6. Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

Ведущий 5:

1. Имя поросенка в сказке «Винни-Пух». (Пятачок)

2. Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго доктора Айболита? (Бармалей)

3. Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)

4. Транспорт Бабы-Яги. (Ступа)

5. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья).

6. Что купила на базаре Муха-цокотуха? (Самовар)

Итоги

Ведущий 1:

Театрализованный фрагмент  сказки П Ершова «Конек - Горбунок»

Звучит музыка.

Ведущий 1:

 Итак, все лепестки нашего цветка сорваны, все задания вы выполнили.

Получившиеся у команд цветки с лепестками собираются. Жюри подсчитывает очки команд.

Ведущий 1: Заканчивается наше путешествие по Стране сказок, чудес и волшебства! Но вы сможете продолжить его сами. Откройте книгу сказок — и в путь! Молодцы! Вы все славно потрудились! А кто у нас сегодня был лучшим?

Жюри объявляет победителей игры, награждает победителей.

Ведущий1: В добрый путь! До новых встреч в Стране сказок!

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по литературному чтению "По дорогам сказок" 3 класс

☼ обобщение знаний о народных и литературных сказках; ☼ закрепление знаний о волшебных сказках, бытовых сказках и сказках о животных; ☼ развитие навыков осознанного и выразительного чтения, ...

Интеллектуальная игра по литературному чтению «По дорогам сказок» 3 класс

Данный урок проходил в рамках городского семинара по теме « Развитие читательских способностей у учащихся младших классов».Цели: развивать познавательную активность учащихся; прививать любовь к чтению...

Презентация к уроку литературного чтения "По дорогам сказок"

Представлены слайды о сказках. Имеются интнресные задания для учащихся....

Викторина по литературному чтению "По дорогам сказок" 1 класс

Данное мероприятие проводится в виде игры-путешествия по разным сказкам. Его можно провести в тот период, когда учащиеся уже научились читать и приступили к изучению нового предмета - Литературное чте...

Игра-викторина по литературному чтению для 4 класса "Своя игра"

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению знаний по пройденному разделу «Летописи, былины, сказания, жития».Задачи:-Формировать представление о героическом прош...

Игра-викторина по литературному чтению «Знатоки сказок»

В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании  литературных произведений...