Библиографический кружок
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Потапова Анастасия Сергеевна

 

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе. Данный предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

В курс литературного чтения включены два блока:

·        собственно курс литературного чтения;

·        работа с книгой в курсе литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliograficheskiy_kruzhok.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №695 «Радуга»

Пушкинского района Санкт-Петербурга

       

                                                         «Утверждаю»

                                                                         Зам. директора по УВР   ГБОУ  школа №695

                                                                   _______________________    /И.Г.Проценко/

                                                                                                           «_____»__________2016 г.

                                                                       

                                                                     Рассмотрено и согласовано на заседании МО

                                                                        протокол № ___ от «_____» __________ 2016 г.

                                                             Председатель МО________/Г.А.Чаплыгина./

                                                                           

                                                                         Введено в действие

                                                                         приказом № ___  от «_____» __________2016г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Библиографический кружок»

(культурологическое направление)

на 2016-2017 учебный год

3  класс

Разработчики: Ищук Ирина Петровна

Потапова Анастасия Сергеевна

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе. Данный предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

В курс литературного чтения включены два блока:

  • собственно курс литературного чтения;
  • работа с книгой в курсе литературного чтения.

Курс литературного чтения полностью представлен рабочей авторской программой по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной на основе учебников по литературному чтению для 2, 3, 4 классов (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина).

Работа с книгой представлена данной рабочей программой внеурочной деятельности (библиографический кружок). Программа разработана на основе рабочей авторской программой по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной на основе учебников по литературному чтению для 2, 3, 4 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина).

Основной целью работы данного кружка является — формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Приоритетными задачами, которые решаются в процессе работы данного кружка являются:

  • освоение общекультурных навыков чтения и работы с текстами; воспитание интереса к чтению и к книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Ценностные ориентиры содержания

        Работа с книгой предполагает знакомство учащихся с высокохудожественными книгами, на основе содержания которых происходит осмысление таких нравственно-этических ценностей, как «добро», «милосердие», «сострадание», «справедливость», «правда». Ученик начальной школы формирует своё отношение к изображаемому: к героям, их поступкам, представленным событиям. На основе прочитанного или прослушанного моделируется поведения ребёнка в каждой конкретной ситуации.

Место кружка в учебном плане

        Библиографический кружок включён в учебный план во внеурочную деятельность по направлению «общекультурное». Восполняет содержание курса литературного чтения по работе с книгой и другими источниками информации (репродукция картины, музейное пространство, выставка, справочная и энциклопедическая литература). Количество часов составляет 68 часов в год. Занятие проводится два раза в неделю.

Содержание кружка

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: художественная, учебная, справочная, энциклопедическая. Элементы книги: содержание, или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Художники-иллюстраторы. Виды информации в книге: научная, справочная, художественная (с опорой на внешние элементы книги, её справочно-иллюстративный материал). Иллюстрация как особый вид получения информации о книге, о её содержании.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать (журналы, газеты), справочные издания (энциклопедии, словари, справочники).

Выбор на основе рекомендованного списка, картотеки, алфавитного или тематического каталога, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Другие виды получения информации.

Специфические особенности проведения библиографического кружка

Цель проведения занятий в рамках предлагаемого кружка заключается в формировании умения работать с книгой (учебной, художественной, справочной, энциклопедической), другими возможными источниками получения информации (репродукции картин, музейное пространство и т.д.), тематические и авторские каталоги и т.д.

Специфическими особенностями проведения занятий являются следующие:

  • характеристика книги по её обложке и другим видам внетекстовой информации;
  • прогнозирование содержания книги по иллюстрации, обложке, названию (автор и заголовок);
  • классификация (группировка) книг по разным основаниям;
  • поиск книги по тематическому или авторскому каталогу, на основе выставки книг;
  • поиск информации в самой книге по заданию учителя, по желанию и т.д.;
  • интерпретация содержания книги с целью её осмысления;
  • создание аннотаций, отзывов на книгу.

Занятие проводится один раз в неделю, обязательно для посещения всеми учащимися класса, дополняет содержание разделов учебника по литературному чтению (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина) и полностью соответствует им.


Календарно-тематическое планирование

урока

Кол-во часов

Тема занятия

Дата

Раздел «Любите книгу»

1-2

2

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги древней Руси

3-4

2

Библиотека. Выставка книг на тему: «Справочная литература для детей». Информация о древних книгах

5-6

2

Мои любимые художники — иллюстраторы. Е. Чарушин, В. Васнецов, В.Чижиков, В.Сутеев

Раздел «Краски осени»

7

1

Изображение осени в произведениях русских поэтов и писателей. Книга-сборник

8

1

Проект: «Создание книги-сборника на тему «Краски осени». Презентация проекта

Раздел «Мир народной сказки»

9

1

Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Сборники сказок А.Н. Афанасьева, В.И. Даля

10

1

Русские народные сказки. «Лисичка-сестричка и серый волк». «Лиса и тетерев». «Заячья избушка»

Раздел «Весёлый хоровод»

11-12

2

В музее. Музей как источник получения информации. Музей народного творчества. Экскурсия по музейному пространству

13-14

2

Устное народное творчество разных народов. Французские, английские, немецкие народные песенки. Понятие о переводной литературе

15-16

2

Виды устного народного творчества. Создание выставки книг-сборников на тему «Устное народное творчество».

17-18

2

Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» (по мотивам произведений устного народного творчества)

Раздел «Мы друзья»

19

1

Выставка книг в библиотеке. Рассказы о детях

20

1

Обсуждение нравственной проблемы «Кого можно назвать настоящим другом?». Отбор книг на тему

21-22

2

Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

23-24

2

М.Зощенко «Про Лелю и Миньку»

25-26

2

И.Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной – ученицы третьего класса»

Раздел «Чудеса случаются»

27

1

Выставка книг. Литературные сказки. Дополнение выставки другими книгами

28-29

2

Литературные сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. «Алёнушкины сказки»

30

1

Литературные сказки К. Чуковского. «Приключения Бибигона»

31-32

2

Литературные сказки Дж. Харриса. «Сказки дядюшки Римуса»

Раздел «Люблю всё живое»

33

1

Выставка книг  о природе

34

1

Проект. Создание фотоальбома о природе

35-36

2

Сказки и рассказы о природе В. Бианки. «Мышонок Пик»

37-38

2

 Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

39

1

Справочная и художественная литература о природе. Журнал «Юный натуралист», «Филя» и др.

Раздел «Жизнь дана на добрые дела»

40-41

2

В. Осеева. Л. Яхнин. А. Гайдар. Классификация книг. Участие в дискуссии на тему «Жизнь дана на добрые дела?»

Раздел «Волшебная сказка»

42

1

Выставка книг. Волшебные сказки. Классификация и дополнение выставки

43

1

Исследовательская работа «Особенности волшебной сказки».

44-45

2

Создание и инсценировка собственной сказки на основе дополнения или переработки исходной сказки

Раздел «Картины русской природы»

46-47

2

Картины русской природы в произведениях русских поэтов и писателей. Сравнение произведений литературы и произведений живописи и живописи

Раздел «И в шутку и всерьез»

48-49

2

Юмористические произведения для детей. Г.Остер, О.Григорьев

Зарубежная литература

50-51

2

Мифы и легенды Древней Греции

52-53

2

Т.Янссон «Сказки про Муми-тролля»

Раздел «Литературная сказка»

54-55

2

Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели народных сказок. Подготовка сообщения о книгах братьев Гримм.

56-57

2

Книги Г.-Х. Андерсена.

58-59

2

Книги Шарля Перро. Подготовка сообщения о книгах Шарля Перро

61-62

2

А.Толстой «Золотой ключик»

Раздел «Картины родной природы»

63-64

2

Картины весенней природы в произведения русских поэтов и писателей. Создание газеты на тему. Отбор произведений

65-66

2

Конкурс. Моё любимое стихотворение

67-68

2

Праздник читательских удовольствий

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание роли книги в мировой литературе; умение рассматривать книгу как нравственную, историческую, эстетическую ценность.

Метапредметные:

  • самостоятельно работать с книгой как источником получения информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе, с помощью родителей и друзей;
  • пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Предметные:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
  • самостоятельно составлять аннотацию и отзыв на книгу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитными и тематическими каталогами.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Программы внеурочной деятельности под ред. А.Я. Данилюка. — М.: Просвещение, 2012.
  4. Рабочая программа. Литературное чтение. Система учебников «Школа России». Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.
  5. Учебник. Литературное чтение. Л.Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2013.
  6. М.В. Бойкина. Литературное чтение. Методические рекомендации. М.В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Библиографический урок по произведению В. Бианки "Любитель холодных ванн" 2 класс

Урок  формирует начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи,а также  систему читательских умений и умение получать и...

Интегрированный библиографический урок в 4 классе "Осень в поэзии"

Предлагаемый Вашему вниманию урок позволяет ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы.          - Показать, ...

Внеурочная деятельность "Библиографический кружок"

Рабочая программа по Литературному чтению2 класс2017-2018 учебный год...

Рекомендательный библиографический список литературы "Детские книжки- витамины роста".

Сегодня в библиотеках так много новых книг. Как найти свою, интересную и увлекательную? Хотим предложить вам библиофреш «Новости с книжной полки».Сейчас много говорят о пользе свежих соков...

Статья на тему: "Формирование у младших школьников библиографической компетенции"

Овладение библиографической компетентностью - одно из необходимых условий успешности учебной, познавательной и творческой деятельности в информационном обществе, поэтому формирование БК целесообразно ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Библиографический кружок» (культурологическое направление) 3 класс

Основной целью работы данного кружка является — формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности ка...