конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тютюнник Елена Владимировна

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_28.11.2016_v.f.odoevskiy.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по литературному чтению

в 4-В классе

В.Ф. Одоевский

«Городок в табакерке». Составление плана.

http://www.playing-field.ru/img/2015/052111/4511921

2016 уч.г.

Тема. В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к другу.

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход  урока

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

3. Введение в тему

СЛАЙД 1   Иллюстрации сказок

- Что объединяет эти все изображения?

Составление Кластера «Сказка»                                                 доска

 - Какие бывают сказки?

4. Формулирование обучающимися темы и цели урока.

- Дома вы самостоятельно знакомились со сказкой «Городок в табакерке» Владимира Фёдоровича Одоевского.

Тема урока «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».

- Какие цели вы можете поставить на урок?

Цели:

  1. Познакомиться с биографией В.Ф.Одоевского  и его  произведением «Городок в табакерке».
  2. Узнать чему учит сказка;
  3. Составить план  сказки.
  4. Работа по теме урока

1)Подготовительная работа.

Знакомство со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского (работа в группах)

Обучающимся предлагается деформированный текст биографии писателя.

 - Восстановите биографический рассказ, соблюдая логическую последовательность.

      В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.  Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 

    В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

    Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

    С 1826 года он живёт  в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

           

Обучающиеся восстанавливают текст, работая в группах.

   

 В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

       С 1826 года он живёт  в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского А.С.Пушки-ным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

       В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
      Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 

        Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Слушание спикеров групп

2) Слушание пьесы Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». 

Просмотр видеоролика

 - А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».

- Что за звуки услышали? (нежные, красивые, музыка сказочная, спокойная, волшебная,)

- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!

     Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.

3)Словарная работа (сообщения детей).

 -Кто знает, что такое табакерка?

Выслушиваются ответы детей.

 - А теперь послушаем сообщения ребят о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.

        В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

         Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

        Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

      Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

 

Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.

3) Физкультминутка

 Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем!

Мы шагаем  по дороге,

 поднимаем выше ноги

И нам встретились в  пути  - колокольчики- звонки ( наклон головы)  динь, динь

Зашагали дальше ноги

А тут уж- дядьки на дороге

Застучали молотки  - мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук

Толстый валик  великан

На диване он лежал

Ни за кем он не следит,

 шуры муры говорит

Зиц, зиц ,зиц кричит царица

Золотая кружевница.

4) Игра «Данетка»

- Проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

№ вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну - царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет)

5) Работа по составлению плана текста. Деление текста на части.

I часть

- Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « - Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

- Как вы озаглавите эту часть? ( « Удивительная табакерка».)

II часть

- Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. ( «Знакомство с Динь-динь»)

III часть

- Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. («Очутились на улице» или «Герои на улицах города»)

IV часть

- Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. («Встреча с молоточками».)

V часть

- Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. («Господа – дядьки-молоточки».)

VI часть

- Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. ( «Знакомство с надзирателем».)

VII часть

-Прочитайте до слов « - Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. ( «Сударыня – царевна»)

VIII часть

- Прочитайте от слов « - Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. ( «Миша проснулся»)

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка
  2. Знакомство с Динь-динь
  3. Герои на улице города
  4. Встреча с молоточками
  5. Господа – дядьки-молоточки
  6. Знакомство с надзирателем
  7. Сударыня – царевна
  8. Миша проснулся

6) Итог

- Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока?

- Что особенно понравилось?

- Что бы вы хотели изменить?

- С каким настроением уходите с урока?

7) Д/з

Записать в тетрадях составленный коллективно план, (сильным)- пересказать по плану

8) Рефлексия

Украшение табакерки (оранжевое сердце- урок понравился, всё понял,  зелёное – не всё понятно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...