Главные вкладки

    Урок чтения в 1 классе (обучение грамоте). Тема урока: Буква ь — показатель мягкости.
    учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

    Пухтеева Юлия Александровна

    Тема урока:          Буква ь — показатель мягкости.

    Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

    Задачи урока:

    Обучающие

    ·        познакомить  с особенностями буквы  ь;

    ·        учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;

    ·        учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

    Развивающие

    ·        развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;

    ·        развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

    ·        развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    Воспитательные

    ·        воспитывать интерес к чтению;

    ·        привитие навыков культурного общения;

    ·        воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока:          Буква ь — показатель мягкости.

    Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

    Задачи урока:

    Обучающие

    • познакомить  с особенностями буквы  ь;
    • учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
    • учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

    Развивающие

    • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
    • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
    • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    Воспитательные

    • воспитывать интерес к чтению;
    • привитие навыков культурного общения;
    • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Предполагаемые результаты урока:

    • личностные

    высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

    • Предметные

    знают букву Ь; понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем мягкости предыдущего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.

    • Метапредметные

    Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

    Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

    Ход урока:

    (Слайд 1.)

    -Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки.

    Наконец-то ты пришла

    К нам, волшебница- зима!

    - Ребята, перечислите зимние месяцы.

    (Слайд 2.) Речевая зарядка.

                    МА-ма-ма, к нам пришла зима.

                    Ег-ег-ег, выпал первый снег.

                    Да-да-да, настали холода.

    (Слайд 3.)

    - Посмотрите на текст, что в нём не так?

    - Что нужно сделать?

    - Определите количество предложений.

    - Озаглавьте текст.

    Наступила зима  ударили  морозы  выпал снег  в  лесу  высятся глубокие сугробы

    (Слайд 4.)

    -Ребята, давайте в этом тексте найдём и подчеркнём гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных (И,Е,Я)

    -А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой, которая обозначает мягкость согласных. А поможет нам в этом: (Слайд 5.)

                            Недотрога, весь в иголках,

                            Он живёт в норе, под ёлкой. (ёжик)

    - Имя этого ёжика Игорь. Ёжики зимой спят, но наш ёжик живёт в классе и помогает нам на уроках. Ёжик Игорь решил пригласить нас на экскурсию в зимний лес. Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

                            Глазки закрываем,

                            На снежную поляну

                            В лес мы попадаем!

    (Слайд 6.) (появляется зимняя лесная полянка)

    -Вот мы и очутились в зимнем лесу, но что-то на полянке никого нет. А дело в том, говорит мне ёжик, что нужно отгадать загадки: (Слайд 7.)

    1.Зверь лохматый, косолапый.

      Он сосёт в берлоге лапу.   (медведь)

     

    Звуко- буквенный анализ слова:

    - Сколько слогов в этом слове? (2)

    - Сколько букв в этом слове? (7)

    - Сколько звуков в этом слове? (6)

    Что за буква, кто узнает?

    Звука не обозначает.

    Может только показать,

    Как согласную читать?

    Мягкий голос, мягкий шаг,

    Это буква - мягкий знак.

    Мягкий знак живет беспечно

    Он без кепки ходит вечно

    Безголосый он добрый, всё смягчает просто так!

    (Слайд 8.)

    2. Зимой на ветках яблоки,

       Скорей их собери!

       Но вот вспорхнули яблоки-

       Да это …(снегири)!

    - Много снегири, а один….(снегирь)

    Звуко- буквенный анализ слова:

    - Сколько слогов в этом слове? (2)

    - Сколько букв в этом слове? (7)

    - Сколько звуков в этом слове? (6)

    (Слайд 9.)

    3. У этого зверя большие рога,

        Коротенький хвост и большая нога.   (лось)

    Звуко- буквенный анализ слова:

    - Сколько слогов в этом слове? (1)

    - Сколько букв в этом слове? (4)

    - Сколько звуков в этом слове? (3)

    - Вы догадались, какая тема нашего урока? (Слайд 10.)

    - Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока?

    (Слайд 11.)РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С. 11.

    -Рассматриваем строчную букву ь в «Букваре» на с. 11.

    -В каком квадрате находится буква ь? Почему белый квадрат? (не имеет звука, а обозначает мягкость согласного звука)

    - Рассмотрите ленту букв на с. 15.

    - На каком месте располагается эта буква?

    - Буква Ь не обозначает звуков и живёт в бесцветном квадрате.

    - Ребята, на какие буквы похож Ь знак?

                                    (Слайд 12.)

                                   Буква Р перевернулась-

                                    Мягким знаком обернулась.

    (Слайд 13.)

    -Почитаем слоги с той буквой. Что заметили?

    - Какую роль играет эта буква?

    (Слайд 14.)

    Чистоговорка:

    ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ. На полянку вышел лось.

    ЕДЬ-ЕДЬ-ЕДЬ. В берлоге спит медведь.

    ИРЬ-ИРЬ-ИРЬ. Прилетел снегирь.

    (Слайд 15.)

    - А из каких элементов буква Ь знак состоит?

    - А теперь, ребята посмотрите, как нужно писать Ь знак.

    - Прежде чем начать писать, давайте вспомним, как должен сидеть настоящий ученик.

    (Слайд 16.)

    Игра «Найди ответ с заданной буквой»

    (письмо, огонь, пень, уголь, тень)

    -Что получила я по почте?

    -Что нужно разжечь на привале?

    -Что остается после срубленного дерева?

    -Что я кинула в печь?

    -Кто за мной всегда ходит по пятам?

    (Слайд 17.)

    Игра «Снежки»

    -Закончи слово с мягким знаком.

    Бук- (варь), тет- (радь), фев- (раль), мед- (ведь), ян- (варь), сло- (варь)

    РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С. 11.

    - Рассмотрите картинку. (Слайд 18.)

    Самые огромные звери у нас в лесу- это лоси. Вес некоторых взрослых самцов лося может достигать 800 кг. Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния.

    Они любят есть кору и ветки молодых деревьев.

    На голове у лося большие ветвистые рога. В конце января, февраля лоси сбрасывают их. Потом у лосей вырастают новые рога. Большие рога есть только у самцов. У самок- маленькие рожки.

    (Слайд 19.)

    - Послушайте рассказ о лосе. (чтение текста)

    - Сколько предложений в тексте?

    - Как вы понимаете слово: Сквозь - через

    - Как вы понимаете выражение: Как ветер - быстро

    - Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

    - С чем его сравнивают?

    - Чем питается лось?

    -Какое название можно дать этому рассказу?

    -Какие слова в этом тексте с –ь-? Зачитайте.

    (Слайд 20.)

    - Прочитайте рассказ, записанный на карточке №1.

    Медведь

                              Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

    -О ком рассказ?

    -Что делал медведь?

    -Из каких слов можно понять, что ему нравится малина?

    -Как можно назвать этого медведя? (обжора, сладкоежка)

     (Слайд №21)

    -А в заключении урока отгадайте загадки. В ОТГАДКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ НАША НОВАЯ БУКВА – Ь.

    мучительной бываю.   БОЛЬ

    одежду пожираю.       МОЛЬ

    актёру я нужна.           РОЛЬ

    для повара важна.       СОЛЬ

    -Что общего у этих слов? (мягкий согласный в конце слов)

    -Как на письме показать, что последний согласный мягкий? (-ь-)

    -Какой звук у мягкого знака? (-ь- звука не имеет)

    (Слайд 22.) Рефлексия:

    -Я узнал …

    -Я научился …

    - Мне удалось …

    (Слайд 23.) Итог урока:

    -Чему научились на уроке?

    -Что особенно запомнилось?

    -Что понравилось делать?

    Домашнее задание:

    - Из газет вырезать 7 слов с –ь- на конце и приклеить на лист бумаги.



    Предварительный просмотр:

    №1.

    Медведь

                  Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

    №1.

    Медведь

                  Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

    №1.

    Медведь

                  Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

    №1.

    Медведь

                  Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

    №1.

    Медведь

                  Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

    №1.

    Медведь

                  Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Буква Ь Обучение грамоте 1 класс

    Слайд 2

    Речевая разминка: МА- ма - ма , к нам пришла зима. Ег-ег-ег , выпал первый снег. Да-да-да , настали холода.

    Слайд 3

    Наступила зима ударили морозы выпал снег в лесу высятся глубокие сугробы - Посмотрите на текст, что в нём не так? - Что нужно сделать? - Определите количество предложений. - Озаглавьте текст.

    Слайд 4

    Наступила зима. У дарили морозы. В ыпал снег в лесу. В ысятся глубокие сугробы. -Найдите и подчеркните гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных .

    Слайд 5

    Недотрога, весь в иголках, Он живёт в норе, под ёлкой.

    Слайд 7

    Зверь лохматый, косолапый. Он сосёт в берлоге лапу. медведь

    Слайд 8

    Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! Но вот вспорхнули яблоки- Да это … снегир ь

    Слайд 9

    У этого зверя большие рога, Коротенький хвост и большая нога. лос ь

    Слайд 10

    Буква Ь

    Слайд 12

    Ь Р ь Буква Р перевернулась- Мягким знаком обернулась.

    Слайд 13

    Ол - оль ен - ень Он - онь ел - ель Ор - орь ер - ерь Ом - омь ем - емь

    Слайд 14

    Чистоговорка : ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ. На полянку вышел лось. ЕДЬ-ЕДЬ-ЕДЬ. В берлоге спит медведь. ИРЬ-ИРЬ-ИРЬ. Прилетел снегирь.

    Слайд 15

    ь

    Слайд 16

    Игра « Найди ответ с заданной буквой» письмо , огонь, пень, уголь, тень -Что получила я по почте? -Что нужно разжечь на привале? -Что остается после срубленного дерева? -Что я кинула в печь? -Кто за мной всегда ходит по пятам?

    Слайд 17

    Игра «Снежки» Закончи слово с мягким знаком. Бук…. Тет …. Фев …. Мед…. Ян…. Сло ….

    Слайд 20

    Прочитайте рассказ, записанный на карточке №1. Медведь Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь! -О ком рассказ? -Что делал медведь? -Из каких слов можно понять, что ему нравится малина? -Как можно назвать этого медведя?

    Слайд 21

    М учительной бываю. О дежду пожираю. А ктёру я нужна. Д ля повара важна. БОЛЬ МОЛЬ Р ОЛЬ СОЛЬ -Что общего у этих слов? -Как на письме показать, что последний согласный мягкий? - Какой звук у мягкого знака?

    Слайд 22

    Рефлексия: Я узнал … Я научился … Мне удалось …

    Слайд 23

    Итог урока : Чему научились на уроке? Что особенно запомнилось? Что понравилось делать? Домашнее задание: Из газет вырезать 7 слов с -ь- на конце и приклеить на лист бумаги.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения в 1 классе "Согласные звуки [р], [р\'], буквы Р, р" по программе "Школа России".

    Этот урок разработан с учётом новых стандартов ФГОС. Тему урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. Применяется на уроке групповой, индивидуальный методы. Учащиеся дают оце...

    Методическая разработка по теме "Урок чтения в 1 классе ".

    Методическая разработка урока чтения по книге Р.Н.Бунеева "Капельки солнца"Работа над стихотворением В.Пескова "Листья падают с клёнов".Урок отвечает требованиям ФГОС , основан на личностно - деятельн...

    Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.

    1 класс. Урок  чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ....

    Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

    Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

    Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе (Обучение грамоте) по ФГОС .УМК "Школа России"

    Разработка урока по  литературному чтению (Обучение грамоте). 1 класс по ФГОС...

    Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.

    Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...