Обучение грамоте Тема: Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста. Написание заглавных букв Х, Ж. Сказки Х.К. Андерсена
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Фатеева Наталья Ивановна

 

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение анализировать текст,

- познакомить с творчествос Х.К. Андерсена 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фатеева Наталья Ивановна, учитель начальных классов

Муниципальное  общеобразовательное учреждение - средняя школа №3 г. Красный Кут Саратовской области,

Методическая разработка урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

Краткая аннотация к уроку: урок обучение грамоте 1 класс УМК « Школа 2100»

Тема:  Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.  Написание заглавных букв Х, Ж. Сказки Х.К. Андерсена

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение анализировать текст,

- познакомить с творчествос Х.К. Андерсена

Обучение грамоте

Тема:  Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.  Написание заглавных букв Х, Ж. Сказки Х.К. Андерсена

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение анализировать текст,

- познакомить с творчествос Х.К. Андерсена

Оборудование: иллюстрации из сказок и выставка книг Х.К. Андерсена, карточки для групповой работы, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Эмоциональный настрой

ΙI. Актуализация знаний

Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте!

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на  капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалась жизнь!

Здравствуйте!

1.Марафон вопросов .

Из чего состоит наша речь?

-А предложение?

- А слова?

- Чем отличаются звуки от букв?

- На какие группы разделили все звуки?

-Назовите гласные. Докажите.

-Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука?

- Мягкость.

-Назовите хитрые гласные. Почему?

-Приведите примеры, когда обозначают два звука?  (яма, Яна, Юла, Юля, елка)

-Когда эти гласные обозначают мягкость согласного звука? Например. Дядя, дятел,  дюшес

дерево

-Назовите согласные

-Докажите.

-Как разделили согласные?

1. Формулирование темы урока.

Рассмотрите страницу Букваря .

-Что вы знаете о букве Ж?

- Что вы знаете о букве        Х?

Сформулируйте тему урока.

- Чем будем заниматься на уроке?

1) Сравнение графики букв Х и Ж.

- Вам уже известны строчные буквы «х» и «ж».

- Чем они похожи, чем отличаются?

-На что похожи заглавные буквы Х и Ж?

- А для чего нужны заглавные Х и. Ж? Верно.

 -Без этих букв мы не могли бы написать фамилию, имя, название города т.е. имена собственные.

 Напомните мне, какие имена существительные называются собственными (Ф.И.О. людей, названия рек, городов, стран, морей, клички животных и т.д.. 2.Работа в прописи. 

-Откройте пропись на стр. 19.

Рассмотрите образцы букв Х.Ж.

Чем отличаются от строчных? Написание образцов.

  3. Работа в «Букваре».  

Чтение слов и предложений. Сначала ученики читают про себя, затем вслух.

- Жанна. Жора. Почему слова записаны с заглавной буквы?

 -Подчеркните заглавную букву в именах.

- Найдите и прочитайте имя знаменитого датского сказочника.

 Ханс Кристиан Андерсен.

- Прочитайте имя веселого поэта. Даниил Хармс .Какие стихи мы читали?

 «Тигр на улице», ««Кораблик».

- А кто такой Жорж Сименон?

-Узнайте о нем из предложений.

Вопросы по тексту:

- Что значит зарубежные писатели?

- Что писали Х. Андерсен?  Ж. Сименон?

- Как вы понимаете выражение детективные романы?

 - Только ли для детей писал Д. Хармс?

- Я предлагаю вам послушать одно из его детских стихотворений: « Удивительная кошка»

(фонограмма)

Познавательные УУД:

 формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

 формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

РегулятивныеУУД:

 формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

 формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

ΙΙI.Открытие нового знания

1Знакомство со сказками Андерсена.

-А теперь продолжим знакомство с творчеством детских писателей.

 -Сегодня речь пойдет о Хансе Кристиане Андерсене.

- Что писал Андерсен?

. - Чтобы узнать больше прочитаем текст «Сказки Андерсена» на стр.130

  • « Жужжащее» чтение
  • Чтение по цепочке.
  • Выборочное чтение.

- Где родился Андерсен? (открывается опорное слово)

- Дания – это город в России или страна?

-Чем любил заниматься взрослый Андерсен? (путешествовать)

- Какие из сказок Андерсена вы знаете?

-Какой характер у сказок Андерсена.

-Что побеждает в сказках? С чем борется добро?

2.Звуко-буквенный анализ слова

 добро-1 вариант, 2 вариант-зло

3.Сведения о Х.К. Андерсене

-Обобщит и дополнит наши сведения Кристина, выступив с небольшим сообщением.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Его мать была прачкой, а отец башмачником. Семья жила очень бедно. Уже в детстве Ханс любил фантазировать, наполняя свою жизнь сказочными образами. Любимой игрой маленького Ханса был кукольный театр. В 14 лет он поехал в Копенгаген, чтобы стать знаменитым. И после многих лет испытаний и лишений он достиг своей цели: стал знаменитым сказочником.

- Какие сказки Андерсена вы знаете?

Коммуникативные УУД:

 формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в паре.

ΙV. Применение нового знания

V.Физкультминутка.

1.Работа в парах

-Проверим, сможете ли вы их узнать. Работать будем в парах. У вас на столах лежат кроссворды.

Я загадываю загадки, а вы должны узнать сказку и записать  в кроссворд. Если мы правильно заполним кроссворд, то узнаем, в каком городе родился Андерсен.

  1. В какой сказке Андерсена солдат влюбился и женился на принцессе?

  ( Огниво)

       2.  Появилась девочка в чашечке цветка.

       И была та девочка чуть больше ноготка.

       В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала.               (Дюймовочка)

3.  Пусть Королева снега

     Неприступна и горда.

    Но дружба и любовь сильнее,

    Ведь Каю помогла она. Кто?

(Герда)

4. В детстве был большим уродцем.

   А как вырос, стал царь - птицей.

   Ну, о ком здесь говорится?

   Что  за сказка молвится?  

(гадкий утенок)

5. В какой сказке Андерсена принц пас синей?

 ( Свинопас)

6 . У меня два зонтика:

      Чёрный, разноцветный.

      Знаю много сказок.

      Я, друзья, приметный.

      К  ребёнку в гости прихожу.

    На ночь  сказку расскажу.            (Оле-Лукойе )

  2. Работа в «Букваре».  

Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку» (с. 129).

1) Работа со стихотворением до чтения.

– Сказки живут и в книгах-великанах, и в книжках-малышках, книжках-игрушках и книжках-театрах. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Вот, например...

– Прочитайте фамилию автора и название стихотворения. (Юнна Мориц, «Песенка про сказку».)

– Если автор Юнна Мориц, какая это будет песенка? (Эта песенка должна быть весёлой, так как все её стихи обычно весёлые и интересные.)

2) Работа со стихотворением во время чтения.

а) Самостоятельное чтение стихотворения про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

– Напевая песенку про сказку, что вам удалось увидеть, вообразить?

в) Чтение вслух по строфам и рассуждения по ходу чтения.

– Что главное в сказках? А так ли это?

– Какая строчка повторяется?

– Как понимаете последнюю строчку?

г) Обобщающая беседа.

– Определите главную мысль стихотворения.

– К какому разговору приглашает автор?

3) Работа со стихотворением после чтения.

– К песенке художник сделал иллюстрации и поместил их на кубиках.

– Какие куплеты песенки подойдут к иллюстрациям?

– А какие сказки могут быть в этом сказочном хороводе? Назовите.

– Большой хоровод получился?

- Татьяна и Сергей Никитины  исполняют эту песенку.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё мнение;

 формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Рефлексия

С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик и маленькая Дюймовочка, Гадкий утенок и девочка Герда. Немного на земле стран, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена.

       В этих сказках есть все, что должно быть в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству; доброта и жалость ко всем, кому плохо; любовь к простым людям, насмешка над чванливыми и бессердечными и презрение к ним.

 В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость – все, как в настоящей жизни.

 Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь

Личностные УУД:

 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VII/Самооценка

Оцените свою работу на уроке. Смайлики.

За то, что слушали внимательно

И помогали мне старательно,

Благодарю вас за внимание,

Урок окончен – до свидания!

Личностные УУД:

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Литература:

  1. « Букварь»  Р.Бунеев, Е.В. Бунеева
  2. Прописи « Мои волшебные пальчики» О. Пронина
  3. «Методические рекомендации» Р.Бунеев, Е.В. Бунеева
  4. Сказки Х.К.Андерсена
  5. Фонограмма Д. Хармс « Удивительная кошка» http://run-mp3.ru/go-song/daniil-harms_udivitelnaja-koshka
  6. Фонограмма Ю. Мориц « Песенка про сказку» http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8----/20-----------/305---


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Обучение грамоте. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме"

Конспект урока. Тема : "Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме". Программа 2100...

Обучение грамоте.Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме. Написание слов с заглавными буквами.

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и...

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...

Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.

Цели: познакомить с заглавными буквами Х и Ж; сформировать умение понимать роль заглавных букв в руссом языке; умение выделять  звук в слове; читать слова и тексты с изученными буквами; умение ан...