Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шемякина Любовь Николаевна

Цели: познакомить с заглавными буквами Х и Ж; сформировать умение понимать роль заглавных букв в руссом языке; умение выделять  звук в слове; читать слова и тексты с изученными буквами; умение анализировать текст. Способствовать развитию речи учащихся; стимулировать логическое мышление, внимание и творческую фантазию; сформировать умения использовать полученные знания на практике. Воспитать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, прививать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации из сказок и выставка книг Х.К. Андерсена «Огниво», «Снежная коро­лева», «Свинопас», «Дикие лебеди», гном Афанасий. Карточки со звуковиками, карточки со словами для работы в паре, для индивидуальной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obuchenie_gramote._2_fevralya.doc110.5 КБ
Office presentation icon obuch_gramote_2_fevralya.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок обучения бучение грамоте. Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.

    Шемякина Любовь Николаевна учитель начальных

 классов МБОУ НОШ №94г Краснодар

Тема:  Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста.

Цели: познакомить с заглавными буквами Х и Ж; сформировать умение понимать роль заглавных букв в руссом языке; умение выделять  звук в слове; читать слова и тексты с изученными буквами; умение анализировать текст. Способствовать развитию речи учащихся; стимулировать логическое мышление, внимание и творческую фантазию; сформировать умения использовать полученные знания на практике. Воспитать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, прививать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации из сказок и выставка книг Х.К. Андерсена «Огниво», «Снежная королева», «Свинопас», «Дикие лебеди», гном Афанасий. Карточки со звуковиками, карточки со словами для работы в паре, для индивидуальной работы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι.Орг. момент

-Подарите друг другу улыбку. У нас сегодня гости, повернитесь к ним , подарите им улыбку.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

ΙΙ. Актуализация знаний

ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.

1.Упражнения в технике чтения. Слайд 2

1) Чтение слогов (со слайда)

Ха, хо, ху, хи, хы, хе

Жа, жо, жу, же

-Прочитайте слоги с твёрдым согласным громко, а с мягким согласным – тихо.

Ах,ох,ух, их, ых, ех

Аж, ож, уж, иж, еж

-Верхнюю строчку читаем тихо, нижнюю- громко

2) Чтение чистоговорок  Слайд 3

- Доскажите слово. Прочитайте чистоговорки, четко проговаривая слова.

Хо-хи-ха

Ма поймали ……(петуха)

Жа-жо-жи                         Слайд4

Надо мной шмель …(не кружи)

3) Чтение скороговорок Слайд 5

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «Ха! ХА! Ха! Ха!»

Жутко жуку жить на суку. Слайд 6

Работа в парах.

-Проговорите скороговорки друг другу. Какие звуки в упражнениях повторяются чаще всего? Дайте характеристику звукам [ж]и [х ]                                   .                                             Слайд 7

4) Работа со схемой- человечком. Завершение схемы.

-Прочитайте слова, разделите их на две группы: Слайд 8

(слова в конвертах на столе, дети работают парой)

жук, Жук, хрюша, Хрюша, характер, Жуковский, Хабаровск.

жук        Жук

хрюша        Хрюша

характер         Жуковский, Хабаровск

-Какие группы слов у вас получились, прочитайте?

По какому принципу вы сгруппировали слова?( во втором столбике имена собственные) Что мы относим к именам собственным? Как пишем имена собственные?( с заглавной буквы)

2.Формулирование темы урока.     Слайд 9

- Сформулируйте тему урока.

– Чем будем заниматься на уроке? Предположите, какие задания будем выполнять.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)   3  2

  1. Знакомство с заглавными буквами.
  2. Чтение  слогов, чтение предложений и текстов.
  3. Работать с картинками.
  4. Повторение правил о написании слов с большой буквы.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

        Слайд 10

-У нас с вами сегодня ещё один гость, посмотрите на слайд. Кто это?(Афанасий)

- Что больше всего любит делать наш Афанасий?(Афанасий большой знаток и любитель книг он путешествует в сказки)

- Сегодня он приглашает вас в своё путешествие по сказкам.

-А как люди могут путешествовать в сказки?( когда открывают книгу)

-Давайте и мы откроем свою книгу и отправимся в путешествие.

-Откройте Букварь на стр 128.

-И прежде чем отправиться в путь наберёмся силы.

        

                                                  Физкультминутка.

          3. Работа в «Букваре».   2   5   1

Сравнение графики букв Х и  Ж.

– Вам уже известны строчные буквы х и ж.

– На что похожи заглавные буквы Х и Ж?  Слайд 11

Чтение слов и предложений.(стр 130).

1) Сначала ученики читают про себя, затем вслух. Прочитайте слова первой строчки.

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Слайд 12

 (Это имена собственные)

– Подчеркните заглавную букву в именах.

Слайд 13

-Прочитайте 2,3,4 строчки. Знаете ли вы кто эти люди?(писатели)

– Что писали Х. Андерсен и Ж. Сименон? Прочитайте предложения.

– Прочитайте про Даниила Хармса. Что сказано про этого поэта?

– Что вы читали Д. Хармса самостоятельно? (Загадки, песенки, скороговорки.)

– Только ли для детей писал Даниил Хармс?

– Что значит зарубежные? (Живут в других странах, а не в России; за границей, за рубежом.)

– Как вы понимаете выражение детективные романы? (Большие произведения о раскрытии запутанных преступлений.)              

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре».  5   6   2   1    1

Чтение текста «Сказки Андерсена» (с. 128).

1) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Известны ли вам сказки Андерсена? Слайд 14

– Какие? Кто вам их читал?

– Прочитайте заглавие текста. Знаете ли вы, кто рассказывает эти сказки? (Оле-Лукойе.)                                  Слайд 15

– К вам в гости пришёл знаменитый рассказчик Оле-Лукойе.

. Звучат отрывки из записей «Оле-Лукойе», где Оле рассказывает о себе.

 Никто на свете не знает столько историй сколько Оле-Лукойе. По ночам он приходит к детям. У него два зонтика: один с картинками- его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки; другой совсем простой, гладкий- его он раскрывает над нехорошими детьми; ну они и спят всю ночь, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!

– Что бы вам хотелось узнать ещё о сказочнике и его сказках?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Сначала ученики читают про себя, затем вслух по одному предложению. Комментарий по ходу чтения.

        Слайд 16

Сказки Андерсена.

Ханс Кристиан Андерсен родился и жил в Дании. (А Дания – это в России? Нет, страна на севере Европы.) Он много путешествовал, побывал в разных странах. Сказки Андерсена известны взрослым и детям всего мира. (Как могли сказки Андерсена узнать люди других стран? Их переводили на другие языки.) И вы, наверное, слышали от мамы или бабушки многие из них: «Огниво», «Снежная королева», «Свинопас», «Дикие лебеди». (Какие из этих сказок вам известны?)

– Сказки Андерсена интересные, умные, добрые и немного грустные.

б) Выявление первичного восприятия.

– Согласны ли вы с этим?

в) Обобщающая беседа.

– Что нового узнали об Андерсене?

Х.К. Андерсен родился в семье бедного сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде передавал их. В 14 лет Ханс отправился в город Копенгаген, где поступил в театр актёром. Но актёра из Андерсена так и не получилось, зато он стал сочинять пьесы и сказки, которые прославили его на весь мир.

– Названия каких сказок могли бы продолжить 4-е предложение?

– Что нравится вам в этих сказках?

3) Работа с текстом после чтения.

 Путешествие по сказкам.

-Наш Афанасий предлагает вам отправиться в путешествие по сказкам Андерсена. И сначала мы должны разгадать кроссворд.

1.Кроссворд        Слайд 17

1 Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»?

2. Кем был человек, который пас свиней в сказке «Свинопас»?

3.В кого превратился утёнок в сказке «Гадкий утёнок»?

4. Как звали девочку из сказки «Снежная Королева» ?

5. Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая перед ней принцесса?

6. Кто был сыном оловянной ложки?

7. Осколки какого предмета ранили Кая?

8. Как называется  сказка о храбром солдате?

- Какое слово получилось? Вот теперь мы смело можем отправляться в страну сказок Х.К. Андерсена.

2.Забытые вещи.

Герои сказок очень любят по ночам играть в самые разные игры. Но сегодня они так расшалились, что не заметили, как наступило утро, и им пришлось очень быстро возвращаться в свои сказки. Они так спешили, что забыли свои вещи.

-Кому же принадлежат эти вещи? (Самостоятельная работа по вариантам).

                                                                       Слайд 18

-Соедините линией название предмета и кому он принадлежит.

1-й вариант

Зонтик        принцесса

Горошина        Дюймовочка

Санки                                           Оле-Лукойе

Скорлупа грецкого ореха        Кай

2-й вариант

Бумажный кораблик        Кай и Герда

Крапива        Оловянный солдатик

Белая и красная роза        Эльза

Музыкальный горшочек        Свинопас

Взаимопроверка

3. Портреты героев

-О ком идет речь?

Ученик (карточка)

В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки.(король эльфов из сказки Дюймовочка)      .          .                                                                         Слайд 19

Ученик (карточка)

Она была прелестна. Так нежна, вся из ослепительного льда и всё- таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты, только холод. (Снежная королева) Слайд 20

Ученик (карточка)

Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля, хорошо умели читать- хоть по книжке, хоть наизусть- всё равно. У них была сестрица…(братья принцы из сказки Дикие лебеди)

.                                                                             Слайд 21

Закрыть презентацию.

Учитель: Молодцы! Я рада, что вы много знаете сказок Х.К. Андерсена.

-Итак, что же главное в сказках? (Справедливость и добро всегда побеждают зло).

Физкультминутка.

 

  3. Работа в «Букваре».  1  4  7   1

Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку» (с. 129).

1) Работа со стихотворением до чтения.

– Сказки живут и в книгах-великанах, и в книжках-малышках, книжках-игрушках и книжках-театрах. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Вот, например...

– Прочитайте фамилию автора и название стихотворения. (Юнна Мориц, «Песенка про сказку».) Что будем читать?(песенку)

– Если автор Юнна Мориц, какая это будет песенка? (Эта песенка должна быть весёлой, так как все её стихи обычно весёлые и интересные.)

2) Работа со стихотворением во время чтения.

а) Самостоятельное чтение стихотворения про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

– Напевая песенку про сказку, что вам удалось увидеть, вообразить?

в) Чтение вслух по строфам и рассуждения по ходу чтения.

Песенка про сказку.

Сказка по лесу идёт –                  (Разве умеют сказки ходить?) 

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!               (Какие сказочные герои могли бы прийти

                                                              из леса, воды, двора?)

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,  (Можете заменить слово «прелесть» другим словом?

                                                            Замечательная. Автор о сказке говорит,

                                                             как о человеке, хорошем друге.) 

С нами рядышком живёт,       (Интересно, а зачем сказке надо жить

                                                            рядышком с нами?)

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил!

Чтобы добрый

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!

Ух, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки –

Слаще ягоды любой!     (Не просто любимые сказки – какое слово употребляет

                                                автор? Как вы думаете, какое слово точнее передаёт

                                                отношение многих читателей к сказкам? Авторское – 

                                                обожаемые.) 

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

– Что главное в сказках? А так ли это? (Справедливость и добро всегда побеждают.)

– Какая строчка повторяется?

– Почему снова автор повторяет эту строчку? (Авторское отношение к сказке.)

– Как понимаете последнюю строчку?

г) Обобщающая беседа.

– Определите главную мысль стихотворения.

– К какому разговору приглашает автор? (Зачем нужны сказки?)

3) Работа со стихотворением после чтения.

– К песенке художник сделал иллюстрации и поместил их на кубиках.

– Какие куплеты песенки подойдут к иллюстрациям?

– Давайте устроим «сказочный» концерт для гнома Оле-Лукойе. Выразительное чтение стихотворения. 

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ТООУ

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Итог

-Итак, какие буквы помогли нам совершить это удивительное путешествие?

– Вспомните, что нового мы сегодня узнали?

– Что повторили из того, что знали?

– Какое задание показалось наиболее интересным?  4  4

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

-Кто или что вам помогло справиться?

Поблагодарим нашего Афанасия за увлекательное путешествие. Слайд 22

-С каким настроением вы уходите с урока? Перед вами экраны настроения. Возьмите карандаши, раскрасьте и поместите их на лесенку успеха.

        Слайд 23

V. Домашнее задание (по желанию)

1) Выучить «Песенку про сказку» наизусть.

2) Нарисовать предмет из сказки Андерсена.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения Шемякина Любовь Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 50 Чита

Слайд 2

ха, хо, ху, хи, хы, хе жа, жо, жу, жи, же ах, ох, ух, их, ых аж, ож, уж, иж, еж Проговаривай четко!

Слайд 3

Догадайся! Хо – хи – ха Мы поймали петуха

Слайд 4

Догадайся! Жа – жо – жи Надо мной шмель не кружи

Слайд 5

Скороговорки! Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «Ха! Ха! Ха!»

Слайд 6

Скороговорки! Жутко жуку жить на суку!

Слайд 7

Х ж

Слайд 8

Раздели на две группы! жук Жук хрюша Хрюша характер Жуковский Хабаровск

Слайд 9

Тема урока: Заглавные буквы и Х Ж

Слайд 12

Жанна Женя Жора

Слайд 13

Ханс Кристиан Андерсен Даниил Хармс Жорж Сименон

Слайд 14

Сказки Х.К. Андерсена

Слайд 16

Ханс Кристиан Андерсен

Слайд 17

П Р О К И Е З Р Г О О Б Н К И Е Г Е С Р Е Д Н А О О Р Ь К Д И Д Й Л В А Г А А И Ц О Л А Н Л Т Ш

Слайд 18

Зонтик Принцесса Горошина Дюймовочка Санки Оле - Лукойе Скорлупа грецкого ореха Кай. Бумажный кораблик Кай и Герда Крапива Оловянный солдатик Белая и красная розы Эльза Музыкальный горшочек Свинопас

Слайд 22

Слайд 21

Слайд 23

Экран настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавная буква «Ш». Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. 1 класс. УМК "Школа-2100"

Урок закрепления знания детей о букве «Ш»,  о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных....

Заглавная буква «Ш».Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных (1часть)

Заглавная буква  «Ш».Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных...

Заглавная буква «Ш».Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных (2 часть)

Заглавная буква  «Ш».Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных...

Обучение грамоте Тема: Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста. Написание заглавных букв Х, Ж. Сказки Х.К. Андерсена

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать наче...

Заглавная буква М. Упражнения в чтении слов и предложений.

Технологическая карта урока в 1 классе....

Заглавная буква М. Упражнения в чтении слов и предложений.

Технологическая карта урока в 1 классе....

Обучение грамоте.Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме. Написание слов с заглавными буквами.

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и...