урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Макаева О.И.

 

Цель художественной картины –

«не ласкание глаза, а возбуждение ума».

 

Урок: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.  Поход  в « Музей Дом».

Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.

Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).

Цели:

·        совершенствование навыков осмысленного чтения;

·        формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

·        формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.

·        формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;

·        воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Ожидаемые результаты:

Познавательные:

Информационные:

·        поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.

·        сбор информации;

·        анализ информации;

Логические:

·        построение рассуждения, обобщение.

Личностные:

Смыслообразование:

·        мотивация учебной деятельности;

·        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

·        уважительное отношение к иному мнению;

·        навыки сотрудничества в разных ситуациях;

·        эстетические потребности, ценности и чувства;

·        этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Целеполагание:

·        формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

·        выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

·        ставить вопросы, формулировать свои затруднения;

·        определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

·        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·        строить понятные для партнёра высказывания;

·        строить монологическое высказывание;

·        определять общую цель и пути её достижения.

Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель художественной картины –

«не ласкание глаза, а возбуждение ума».

Урок: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.  Поход  в « Музей Дом».

Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.

Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).

Цели:

  • совершенствование навыков осмысленного чтения;
  • формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
  • формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Ожидаемые результаты:

Познавательные:

Информационные:

  • поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
  • сбор информации;
  • анализ информации;

Логические:

  • построение рассуждения, обобщение.

Личностные:

Смыслообразование:

  • мотивация учебной деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Целеполагание:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • определять общую цель и пути её достижения.

Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.

Ход урока:

1. Историческая справка. Объявление темы урока.

Руины Помпеи.(1 слайд)

Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней.  Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году  в Помпеях побывал Карл Брюллов (2 слайд).

2. Рассматривание картины.

 - Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом  Брюлловым.

 - Рассмотрите внимательно картину (3 слайд). Размер полотна 456см на 651 см.

- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?

- Что заинтересовало? Что хотите узнать?

(записать вопросы на доске:

замысел художника,

история создания картины)

 - Как и где вы предполагаете найти ответы на вопросы?

(изучить литературу, рассмотреть отдельные фрагменты картины)

3.История создания картины.

 - Как вы думаете, откуда художник узнал о тех роковых событиях, произошедших 17 веков назад?

(Дать искусствоведческие тексты: найти ответ на этот вопрос)

Чтение текстов и содержание учебника по группам.

 - Кто нашёл ответ, встаньте.

 - Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашёл в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту. А ещё?

Чтение текста в учебнике.(Данил Г.) Плиний Младший «Письмо Тациту». Стр.165

Соотношение с картиной.

(Вопросы из учебника. Стр. 166)

 - Сможете ли вы подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния?

 - Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Покажите рамкой.

 - А что Плиний писал про повозки? (цитата) Видите ли вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? Падающий пепел?

 - Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?

 - Обратите внимание на её взгляд и жест. О чём просит она сына? (цитата) Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её?

Ему удалось спастись самому и спасти мать.

4.Замысел художника.

 - Рассмотрите всех людей, изображённых на переднем плане картины. Правда ли, что они составляют определённые группы?

 Работа в паре: найти группы людей на переднем плане. Сколько групп? (5-6)

Работа в группах: обсудите, какими отношениями связаны люди внутри каждой из групп? Это случайно встретившиеся люди или родственники? (Выступление групп)

Проверьте свои ответы по учебнику, с.166

 Беседа по каждой группе людей.

1)- Выделите рамкой мать с двумя дочерьми. Старшая девочка пытается успокоить младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их.

2) Семья, укрывшаяся плащом. С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? (плащ, жест руки)

3) Старик-отец и сыновья. Легко ли юношам нести больного отца?

4) Плиний с матерью. Мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Плиний пытается поднять её.

5)Юноша с раненой невестой на руках. Он пытается вынести её из рушащегося города. Хотя смерть может настигнуть и его, но чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.

Вывод.

  - Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? (Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.)

 - Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти? (Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них)

5.Рефлексия.

 - Мы разгадали замысел художника? Узнали историю создания картины?

 - Где возникло затруднение? По какой причине?

 - Каким способом преодолели затруднение?

 - Координаторы групп дайте оценку работы ребят  вашей группы.

 - Оцените деятельность класса.

Д.з. составьте небольшой письменный текст или а)повествование либо б)описание либо в)рассуждение на тему «Последний день Помпеи», используя текст «Письма…», репродукцию картины.

Цель художественной картины –

«не ласкание глаза, а возбуждение ума».

Урок: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.  Поход  в « Музей Дом».

Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.

Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).

Цели:

  • совершенствование навыков осмысленного чтения;
  • формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
  • формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Ожидаемые результаты:

Познавательные:

Информационные:

  • поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
  • сбор информации;
  • анализ информации;

Логические:

  • построение рассуждения, обобщение.

Личностные:

Смыслообразование:

  • мотивация учебной деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Целеполагание:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • определять общую цель и пути её достижения.

Оборудование: репродукция картины. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)

 , лупы, рамки, на экране: презентация к уроку.

Ход урока:

1 Организационный момент.

- проверка готовности учащихся

- организация рабочего места

II.  Целеполагание.

- по ролям разыгрывается ситуация на уроке , описанная в учебнике на стр.82.

(учитель и ученик)

- дети читают тему урока

«ОБНАРУЖИВАЕМ, ЧТО У ИСКУССТВА

ЕСТЬ СВОЯ ОСОБЕННАЯ ПРАВДА».

III. Ознакомление с новым знанием. (работа с презентацией)

1.Поход в «Музейный дом»

. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)

- а) проверка выполнения дом. задания

- У вас было дома задание, узнать о жизни и творчестве Леонардо да Винчи.

- Что вы узнали? (дети сообщают факты из жизни, учитель дополняет)

- Делается вывод:

- Кто же он Леонардо да Винчи? ( на доске появляются слова художник, скульптор, математик. физик, конструктор, писатель и т.д)

  б ) Работа по картине.

- Уточните , в каком музее находится оригинал этой картины.

Школьники выяснят, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза

(Джоконда)» находится в Лувре в Париже.

- Рассмотрите  лицо моны Лизы.

- Вам  оно тоже кажется и доброжелательным, и непроницаемым одновременно?

    1)- Этот вопрос провоцирует школьников внимательно вглядеться в

лицо на портрете и постараться обнаружить в нем разные выражения.

- Тебя заинтересовал портрет моны Лизы?

- Ты понимаешь, почему он более известен под названием «Джоконда»?

- Какой смысл этого слова важнее: прямой (фамилия) или переносный?( Работа с толковым словарём)

 «Джоконда», то есть играющая, умеющая быть любой.

2.)- Рассказ учителя.

Известно, что реальная девушка Лиза, которая позировала ху-

дожнику, не производила на окружающих никакого особенного

впечатления.

 Почему же Леонардо да Винчи придал ее лицу

такое загадочное выражение?

 Можно ли считать его обманщиком?

- В чем состоит «особая» правда портрета моны Лизы?

- Смысл этих вопросов, чтобы дети поняли, что художник может

ставить перед собой разные задачи. Л еонардо не старался пере-

дать черты характера реальной девушки, которая ему позировала.

Художник использовал модель, чтобы показать сложность челове-

ческой природы вообще. Изображая Джоконду и придавая ее лицу

такое загадочное, двойственное выражение, Леонардо говорит нам,

что любой человек очень сложен по природе, что в каждом  есть

и светлые, и темные стороны души. В этом и заключается «особая»

правда созданного им образа.

 3.)- Но вернёмся к портрету.

-Художник стал думать, как же ему показать всю сложность человеческой природы?

- Леонардо знал, что самые выразительные и «говорящие»  части лица – это глаза и рот.

- Поэтому к написанию глаз и рта он подошёл не как художник, а как учёный.

Сейчас ребята нам расскажут о том , как Леонардо писал глаза  и рот.

( выступление подготовленных уч-ся ) стр. 84 учебника.

5.) Напоминает ли вам кого –нибудь  мона Лиза?

VI Физминутка. ( презентация )

V.   Знакомство с литературными произведения  Леонардо да Винчи.

1Рассказ учителя

- Прославленный художник мог по-детски самозабвенно увлекаться вымыслом, был неистощимым на выдумки фантазером и занимательным рассказчиком. Сочиненные им притчи и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Он был желанным гостем и интереснейшим собеседником как для простолюдинов, так и для знати. Люди жадно ловили каждое слово, а рассказанные им занимательные истории передавались из уст в уста и переходили по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. До сих пор еще в итальянских деревнях в ходу некоторые сказки, давно ставшие народными, и многим невдомек, что когда-то они были сочинены самим Леонардо да Винчи.

Обо всем этом мир узнал сравнительно недавно. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, исписанных мелким, убористым почерком. . Он даже придумал особую систему тайнописи, нередко вписывая одну строчку в другую и широко применяя замысловатые графические знаки и символы. Как правило, писал он справа налево, так что написанное можно читать только с помощью зеркала. Не одно поколение исследователей кропотливо разбирает и внимательно вчитывается в зашифрованные рукописи, раскрывая все новые стороны многогранной и поистине фантастической по широте интересов деятельности этого гения.

2. Чтение сказки « Осел на льду»

Проплутав по полям до самых сумерек, осел так утомился, что не в силах был дотащиться до своего стойла. Зима в том году стояла суровая – все дороги обледенели.

– Мочи нет боле. Передохну немного здесь,– сказал вконец обессилевший осел и растянулся на льду.

Откуда ни возьмись подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:

– Осел, очнись! Ты не на дороге, а на замерзшем пруду. Но ослу так хотелось спать, что он уже ничего не слышал. Сладко зевнув, он крепко заснул, и вскоре из его ноздрей повалил пар. Под действием тепла лед стал понемногу подтаивать, пока с треском не обломился.

Оказавшись в студеной воде, осел тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно, и бедняга захлебнулся.

Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.

Крот

Крот любил бродить по прохладным подземным ходам, которые прорыли и вычистили его родители и деды. Он взбирался на верхние галереи и спускался вниз, где находились кладовые с запасами съестного впрок.

Обследуя свои владения и богатства, он обнаружил однажды незнакомый лаз и решил узнать, куда он ведет.

– Остановись!– послышался предостерегающий голос.– Этот путь опасен!

Но движимый любопытством, крот полз все выше и выше, и наконец, раскидав лапами землю, увидел голубую-преголубую бездну, открывшуюся перед ним. Но это было последнее, что бедняга увидел в жизни. Яркий луч солнца ударил в подслеповатые глаза-щелочки и ослепил крота.

Вот так же и ложь может жить припеваючи, только хоронясь в укрытии. Едва она появляется на свет, как тотчас умирает, ослепленная правдой.



Предварительный просмотр:

Цель художественной картины –

«не ласкание глаза, а возбуждение ума».

Урок: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.  Поход  в « Музей Дом».

Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.

Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).

Цели:

  • совершенствование навыков осмысленного чтения;
  • формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
  • формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Ожидаемые результаты:

Познавательные:

Информационные:

  • поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
  • сбор информации;
  • анализ информации;

Логические:

  • построение рассуждения, обобщение.

Личностные:

Смыслообразование:

  • мотивация учебной деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Целеполагание:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • определять общую цель и пути её достижения.

Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.

Ход урока:

1. Историческая справка. Объявление темы урока.

Руины Помпеи.(1 слайд)

Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней.  Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году  в Помпеях побывал Карл Брюллов (2 слайд).

2. Рассматривание картины.

 - Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом  Брюлловым.

 - Рассмотрите внимательно картину (3 слайд). Размер полотна 456см на 651 см.

- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?

- Что заинтересовало? Что хотите узнать?

(записать вопросы на доске:

замысел художника,

история создания картины)

 - Как и где вы предполагаете найти ответы на вопросы?

(изучить литературу, рассмотреть отдельные фрагменты картины)

3.История создания картины.

 - Как вы думаете, откуда художник узнал о тех роковых событиях, произошедших 17 веков назад?

(Дать искусствоведческие тексты: найти ответ на этот вопрос)

Чтение текстов и содержание учебника по группам.

 - Кто нашёл ответ, встаньте.

 - Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашёл в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту. А ещё?

Чтение текста в учебнике.(Данил Г.) Плиний Младший «Письмо Тациту». Стр.165

Соотношение с картиной.

(Вопросы из учебника. Стр. 166)

 - Сможете ли вы подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния?

 - Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Покажите рамкой.

 - А что Плиний писал про повозки? (цитата) Видите ли вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? Падающий пепел?

 - Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?

 - Обратите внимание на её взгляд и жест. О чём просит она сына? (цитата) Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её?

Ему удалось спастись самому и спасти мать.

4.Замысел художника.

 - Рассмотрите всех людей, изображённых на переднем плане картины. Правда ли, что они составляют определённые группы?

 Работа в паре: найти группы людей на переднем плане. Сколько групп? (5-6)

Работа в группах: обсудите, какими отношениями связаны люди внутри каждой из групп? Это случайно встретившиеся люди или родственники? (Выступление групп)

Проверьте свои ответы по учебнику, с.166

 Беседа по каждой группе людей.

1)- Выделите рамкой мать с двумя дочерьми. Старшая девочка пытается успокоить младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их.

2) Семья, укрывшаяся плащом. С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? (плащ, жест руки)

3) Старик-отец и сыновья. Легко ли юношам нести больного отца?

4) Плиний с матерью. Мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Плиний пытается поднять её.

5)Юноша с раненой невестой на руках. Он пытается вынести её из рушащегося города. Хотя смерть может настигнуть и его, но чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.

Вывод.

  - Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? (Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.)

 - Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти? (Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них)

5.Рефлексия.

 - Мы разгадали замысел художника? Узнали историю создания картины?

 - Где возникло затруднение? По какой причине?

 - Каким способом преодолели затруднение?

 - Координаторы групп дайте оценку работы ребят  вашей группы.

 - Оцените деятельность класса.

Д.з. составьте небольшой письменный текст или а)повествование либо б)описание либо в)рассуждение на тему «Последний день Помпеи», используя текст «Письма…», репродукцию картины.

Цель художественной картины –

«не ласкание глаза, а возбуждение ума».

Урок: литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.  Поход  в « Музей Дом».

Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.

Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).

Цели:

  • совершенствование навыков осмысленного чтения;
  • формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
  • формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
  • формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.

Ожидаемые результаты:

Познавательные:

Информационные:

  • поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
  • сбор информации;
  • анализ информации;

Логические:

  • построение рассуждения, обобщение.

Личностные:

Смыслообразование:

  • мотивация учебной деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Целеполагание:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологическое высказывание;
  • определять общую цель и пути её достижения.

Оборудование: репродукция картины. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)

 , лупы, рамки, на экране: презентация к уроку.

Ход урока:

1 Организационный момент.

- проверка готовности учащихся

- организация рабочего места

II.  Целеполагание.

- по ролям разыгрывается ситуация на уроке , описанная в учебнике на стр.82.

(учитель и ученик)

- дети читают тему урока

«ОБНАРУЖИВАЕМ, ЧТО У ИСКУССТВА

ЕСТЬ СВОЯ ОСОБЕННАЯ ПРАВДА».

III. Ознакомление с новым знанием. (работа с презентацией)

1.Поход в «Музейный дом»

. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)

- а) проверка выполнения дом. задания

- У вас было дома задание, узнать о жизни и творчестве Леонардо да Винчи.

- Что вы узнали? (дети сообщают факты из жизни, учитель дополняет)

- Делается вывод:

- Кто же он Леонардо да Винчи? ( на доске появляются слова художник, скульптор, математик. физик, конструктор, писатель и т.д)

  б ) Работа по картине.

- Уточните , в каком музее находится оригинал этой картины.

Школьники выяснят, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза

(Джоконда)» находится в Лувре в Париже.

- Рассмотрите  лицо моны Лизы.

- Вам  оно тоже кажется и доброжелательным, и непроницаемым одновременно?

    1)- Этот вопрос провоцирует школьников внимательно вглядеться в

лицо на портрете и постараться обнаружить в нем разные выражения.

- Тебя заинтересовал портрет моны Лизы?

- Ты понимаешь, почему он более известен под названием «Джоконда»?

- Какой смысл этого слова важнее: прямой (фамилия) или переносный?( Работа с толковым словарём)

 «Джоконда», то есть играющая, умеющая быть любой.

2.)- Рассказ учителя.

Известно, что реальная девушка Лиза, которая позировала ху-

дожнику, не производила на окружающих никакого особенного

впечатления.

 Почему же Леонардо да Винчи придал ее лицу

такое загадочное выражение?

 Можно ли считать его обманщиком?

- В чем состоит «особая» правда портрета моны Лизы?

- Смысл этих вопросов, чтобы дети поняли, что художник может

ставить перед собой разные задачи. Л еонардо не старался пере-

дать черты характера реальной девушки, которая ему позировала.

Художник использовал модель, чтобы показать сложность челове-

ческой природы вообще. Изображая Джоконду и придавая ее лицу

такое загадочное, двойственное выражение, Леонардо говорит нам,

что любой человек очень сложен по природе, что в каждом  есть

и светлые, и темные стороны души. В этом и заключается «особая»

правда созданного им образа.

 3.)- Но вернёмся к портрету.

-Художник стал думать, как же ему показать всю сложность человеческой природы?

- Леонардо знал, что самые выразительные и «говорящие»  части лица – это глаза и рот.

- Поэтому к написанию глаз и рта он подошёл не как художник, а как учёный.

Сейчас ребята нам расскажут о том , как Леонардо писал глаза  и рот.

( выступление подготовленных уч-ся ) стр. 84 учебника.

5.) Напоминает ли вам кого –нибудь  мона Лиза?

VI Физминутка. ( презентация )

V.   Знакомство с литературными произведения  Леонардо да Винчи.

1Рассказ учителя

- Прославленный художник мог по-детски самозабвенно увлекаться вымыслом, был неистощимым на выдумки фантазером и занимательным рассказчиком. Сочиненные им притчи и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Он был желанным гостем и интереснейшим собеседником как для простолюдинов, так и для знати. Люди жадно ловили каждое слово, а рассказанные им занимательные истории передавались из уст в уста и переходили по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. До сих пор еще в итальянских деревнях в ходу некоторые сказки, давно ставшие народными, и многим невдомек, что когда-то они были сочинены самим Леонардо да Винчи.

Обо всем этом мир узнал сравнительно недавно. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, исписанных мелким, убористым почерком. . Он даже придумал особую систему тайнописи, нередко вписывая одну строчку в другую и широко применяя замысловатые графические знаки и символы. Как правило, писал он справа налево, так что написанное можно читать только с помощью зеркала. Не одно поколение исследователей кропотливо разбирает и внимательно вчитывается в зашифрованные рукописи, раскрывая все новые стороны многогранной и поистине фантастической по широте интересов деятельности этого гения.

2. Чтение сказки « Осел на льду»

Проплутав по полям до самых сумерек, осел так утомился, что не в силах был дотащиться до своего стойла. Зима в том году стояла суровая – все дороги обледенели.

– Мочи нет боле. Передохну немного здесь,– сказал вконец обессилевший осел и растянулся на льду.

Откуда ни возьмись подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:

– Осел, очнись! Ты не на дороге, а на замерзшем пруду. Но ослу так хотелось спать, что он уже ничего не слышал. Сладко зевнув, он крепко заснул, и вскоре из его ноздрей повалил пар. Под действием тепла лед стал понемногу подтаивать, пока с треском не обломился.

Оказавшись в студеной воде, осел тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно, и бедняга захлебнулся.

Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.

Крот

Крот любил бродить по прохладным подземным ходам, которые прорыли и вычистили его родители и деды. Он взбирался на верхние галереи и спускался вниз, где находились кладовые с запасами съестного впрок.

Обследуя свои владения и богатства, он обнаружил однажды незнакомый лаз и решил узнать, куда он ведет.

– Остановись!– послышался предостерегающий голос.– Этот путь опасен!

Но движимый любопытством, крот полз все выше и выше, и наконец, раскидав лапами землю, увидел голубую-преголубую бездну, открывшуюся перед ним. Но это было последнее, что бедняга увидел в жизни. Яркий луч солнца ударил в подслеповатые глаза-щелочки и ослепил крота.

Вот так же и ложь может жить припеваючи, только хоронясь в укрытии. Едва она появляется на свет, как тотчас умирает, ослепленная правдой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...