Урок по обучению грамоте "Буква Я, я. Звуки [йа], [а]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чиркова Елена Владимировна

Знакомство с буквами  Я, я, звуками [йа], [а].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме "Буква Я, я. Звуки [йа], [а] "

Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.

Задачи:

  1. формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
  2. совершенствовать навыки чтения.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
  4. воспитывать коллективизм.

УУД:

  1. умение выполнять  звуковой анализ слов,
  2. объяснять употребление заглавной буквы,
  3. умение работать в группе, самостоятельно.

Оборудование: проектор, компьютер.

Используемый материал: диск «Обучение грамоте», раздаточные карточки со словами для групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

                      Придумано кем-то просто и мудро

        При встрече здороваться «Доброе утро»

        И каждый становится добрым, доверчивым,

        И доброе утро длится до вечера.

Актуализация знаний

-На какие 2 группы делятся все звуки?

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?

-Гласные и согласные.

-Ударные и безударные.

-Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.

II. Постановка цели урока.

Яблоко большое Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)

Определяем тему и цели урока. Плакат на доску!

III. Работа по теме урока.

  1. Знакомство со звуками [й, а].

 Давайте послушаем букву Я.  ([й-а-а-а-а-а-а])

 Какой это звук? (гласный)  Докажите.

 Может ли гласный звук образовать слог?  (А ещё Я –  это целое слово.)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

 Положите перед собой звуковую схему буквы Я.

http://festival.1september.ru/articles/611406/1.gif

Заштрихуйте букву Я.

– Давайте ещё раз послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ([й`а])

Значит, буква я – хитрая. 

В каких случаях Хитрые буквы имеют 2 звука? А ещё после Ъ или Ь знаков.

А в каких случаях буква Я имеет 1 звук?

Ребята, сейчас мы составим схему слова ЯБЛОНЯ.  (Напечатанное слово на доску)

Для этого сначала разделим слово на слоги. Сколько слогов? (3). Назовите 1 слог, 2-ой, 3-ий. На какой слог падает ударение?

Произнесите еще раз слово, какие звуки слышим в начале? (йа).

Посмотрите еще раз на слово ЯБЛОНЯ. Произнесите слог НЯ. Какой звук слышим после н, (а). Сделайте вывод.

ВЫВОД: Буква Я после согласной обозначает 1 звук А.

Вот теперь составьте схему слова ЯБЛОНЯ правильно, без ошибок.

IV. Закрепление.

Чтение слогов (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Найти 6 слов с букой Я, которая обозначает звуки  [йа], [а].

Групповая работа: Распределить слова на 2 группы.  (А теперь сами придумайте слова с буквой Я, которая обозначает звуки  [йа], [а].

Составляем слова. Играем вместе.

Сказка про букву Я.

IV. Итог урока.

С какой буквой познакомились?

Кому сегодня было сложно?

Кто не испытывал затруднений?

Что нового узнали о букве Я?

http://festival.1september.ru/articles/611406/4.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

Конспект урока по обучению чтению по теме: "Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф".

Данный конспект хорошо впишется в образовательную программу и поможет очень выигрышно и эффективно преподнести данную тему...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.

Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'],  буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные  глухие  звуки [ф], [ф\'],  отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...

Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.

Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов,  запоминает букву Лл;  читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....